Дмитрий КРИВОГУЗОВ (a.k.a. Wrangler TT), г. Москва
СКОРУЮ НЕ ВЫЗЫВАТЬ!
Болезнь под названием автозвук может протекать от нескольких секунд до нескольких лет, а при особо благоприятных для вируса условиях — вечно. Формы болезни различаются…
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Clarion HX-D2
- Усилители: PowerAmper Q450X, Focal FP 1.800
- Акустика: Focal Utopia, Morel CDM54, Supremo
- Сабвуфер: Peerless XXLS 10
Раньше у меня наблюдалась форма хроническая, средней тяжести. Все без исключения автомобили, которые у меня были, претерпевали серьёзные изменения в своих звуковых системах. Но однажды случилось обострение, которое так и не прошло. Оно было спровоцировано не предвещавшей никаких проблем встречей, предрешившей развитие заболевания. На очередном «слёте» одноклубников — любителей «Ауди ТТ» я сделал непоправимое (как потом оказалось), приняв предложение прослушать аудиосистему Александра Шкаликова (a.k.a. AquaGen). Откуда же мне было знать, что слушаю аудиосистему будущего чемпиона России по версии ЕММА?
Да, я услышал ЗВУК! И понял: все, что я до этого делал со своими аудиосистемами и слышал у других — лишь жалкие его отзвуки. Вдруг вспомнился, уже вызывая совсем неприятные чувства, готовый активный сабвуфер в багажнике, тонкие провода питания, да и многое другое, за что стало действительно стыдно, хотя раньше считал это достойными атрибутами звуковой системы. Если бы я тогда мог предположить, чем это для меня закончится, наверняка бы отказался… Ведь это и был тот самый момент «инфицирования».
До этого момента я ограничивался лишь сменой головного устройства и динамиков на более приспособленные к работе в условиях авто. Иногда устанавливал усилители, чтобы хоть как-то улучшить ущербное звучание штатных систем. О том, чтобы вмешаться в штатный интерьер машины, даже и не мыслил, будучи уверенным, что «на заводе все предусмотрели». А если и вмешивался, то совсем немного и при крайней необходимости.
И вот, «Ауди ТТ», в которой, как казалось, все устраивало. И в первую очередь — интерьер. Головное устройство — кассетное, но имелся штатный СD-чейнджер, катайся и наслаждайся. И катался, и наслаждался, до той самой роковой встречи.
Машина на открытии чемпионата ЕММА-2007. Слоган — прежний, система — радикально новая…
Спокойная жизнь простого обывателя, потребителя сжатых форматов и штатных аудиосистем, закончилась. Я прописался на автозвуковых форумах и конференциях, выписал все профильные журналы, изучая, по мере возможностей, все доступные архивы — анализируя опыт всех, кто был так же счастливо болен автозвуком.
Одновременно с этим начались нескончаемые и многочисленные изменения в машине.
Первое, что требовало однозначной замены, на мой взгляд, это ГУ.
«Ну, ведь ничего страшного, всего-то замена «головного», и на этом — стоп…» — уговаривал я себя, понимая, что это самообман. Лучше стало, а «стоп» не произошёл. Пришло понимание, что получить качественный звук не дает дверная акустика… Опять, уговаривая себя же: «Я же только что-то совсем простенькое и только под штатную обшивку, чтобы незаметно…» Довольно скоро стало понятно, что под обшивкой это самое «простенькое» играть не будет.
Внутренний голос от приобретённой инфекции совсем осип и замолк, лишь иногда похрипывая от смелых и неоднозначных решений. Все шло по пути дерзких идей и одновременно компромиссов: если дверной подиум, то незаметный… Если усилитель, то непременно маленький и на место штатного чейнджера, например… Багажный отсек в моих сомнениях продержался дольше всего: машина, мягко говоря, совсем небольшая, и чтобы занимать багажник, должны были иметься весьма веские основания…
Штатные «детали» «Ауди» теперь озвучивают гараж
Но в один прекрасный момент сопротивление alter ego исчезло окончательно, оставив, наконец-то меня один на один с увлечением. Теперь я, свободный от каких-либо ограничений и предрассудков, чётко определил приоритет — ЗВУК, и только он диктовал, как говорил киногерой, «все дальнейшие действия и поступки».
Единственное, чего требовал чудом выживший навык практичности: установка не должна мешать ежедневной эксплуатации авто. Все остальное: «Надо резать? Будем резать! Изменить интерьер? Не вопрос!» и так далее, и уже без компромиссов. Но, естественно, аккуратно и со стилем — этому болезнь только способствует.
К тому времени знакомые уже окрестили мою машину «Колесницей Мордора».
Я не знаю, что именно дало повод так её назвать (видимо, из-за черного цвета и подобранных в тон задних фонарей, повторителей поворота и т.д.), но и спорить не стал, им виднее, наверное. Ну а какой «Властелин Колец» удовлетворится полумерами? Тем более я уже слышал, понимал и представлял, какой может быть ЗВУК, и иного уже не желал.
Первый вариант системы был такой (не пробный, а окончательно и «твердо» установленный, как казалось) — это двухполосная фронтальная акустика и сабвуфер: ГУ — Alpine CDA-9833 (уже не первое и не второе с начала экспериментов) позволяло реализовать поканальную схему. Фронт усиливали, после долгих и пристрастных выборов, два PowerAmper Q450X, на мидбасы в мостовом включении. Акустика: мидбас — Morel Hybrid Ovation, твитер — Morel Supremo…
Дополнительные реле ремоута помещены в корпус от кроссовера
Сабвуфер — Hertz HX300 в оформлении ЗЯ, сигнал которого кто только не усиливал для полноценного раскрытия всех его способностей, вложенных в этот динамик. В окончательном варианте это был Audison LRx 2.4, работающий мостом.
После окончательной установки и настройки системы тот же AquaGen предложил попробовать машину на соревнованиях. Поначалу я отказался, где уж нам… Но потом, взвесив все «за» и «против» аргументы будущего чемпиона и трезво оценив собственную систему, которая была подготовлена по всем правилам соревнований, поддался и решил… Даже не попробовать выиграть, нет — на это я даже и не надеялся, а попробовать поучаствовать. Мне нужно было услышать комментарии судей и сделать выводы, из которых я смогу понять, что, как и почему моей системе не хватает. А заодно посмотреть и послушать машины и инсталляции участников.
Посмотрел. И послушал, а как же… Да так, что получил 2-е место в категории «Новичок 4000». Всё, вот здесь я пропал окончательно. После этого были еще соревнования, в том числе и финал, но первые запомнятся надолго. Или навсегда.
Дальше, уже зная и понимая, к чему должен стремиться, я целенаправленно начал подготовку своего авто. Не огорчало даже отсутствие нормального отопления в гараже зимой. На этот раз изменения оказались несравнимо более обширные. И вот тут уже подумалось: не переделки обширные — к этому я уже привык, а обширный инфаркт — вот именно то, что было бы со мной, если бы мне сразу сказали, во что превратится в итоге инсталляция при попытках получить ЗВУК в автомобиле…
Готовый НЧ/СЧ-подиум с «парадными» грилями
Решение, продиктованное опытом, было твердое и однозначное — только три полосы. Что подразумевало смену головного устройства, и место Alpine занял Clarion HX-D2, что позволило разделить четыре пары каналов на три полосы и саб. Да и оценив все прелести звучания «мультибитных» аппаратов, сомнений в своём выборе уже не испытывал.
В роли мидбасов оказались найденные с трудом Focal Utopia старой серии, на мой взгляд, наиболее подходящие для этой роли. Среднечастотники после долгих и пристрастных прослушиваний и учитывая особенности инсталляции в «Ауди ТТ» (расположение в дверях требовало широкой диаграммы направленности) были выбраны купольные, больше всего понравились Morel CDM54. Выбор ВЧ был однозначен — Morel Supremo, что составляло гармоничную пару со среднечастотником.
Усиливают эти три полосы те же так удачно в своё время выбранные PowerAmper Q450X, а сабвуферный канал теперь контролирует моноблок Focal FP 1.800.
Сабвуфер был тоже переизбран, сейчас это два Peerless XXLS 10, лучшие, на мой взгляд, из всех существующих, в раздельных объемах по 15 л каждому.
Питание от небезызвестной и заслуженно популярной «желтой» Optima 55 Ач.
Все работы в зимнее время выполнялись по возможности в гараже либо в непосредственной близости от него, а работы с клеем и перетяжкой — дома. Исключением стали только перетяжка кожей и «лазерная» резка.
Рамка для нового ГУ делалась из алюминиевой коробки от сотового телефона
Промежуточных переделок оказалось достаточно много: например, угол доворота мидбаса для получения наилучшего звука менялся несколько раз. Расположение среднечастотников и твитеров пробовались в самых немыслимых комбинациях. А в итоге получилось то, что получилось: мидбас и среднечастотник — на едином подиуме двери, направление мидбаса — основание рычага КПП, направление СЧ — друг на друга и вверх, а твитера — на приборной панели, с доворотом на противоположного слушателя и вверх. В панели крепления усилителей отфрезерованы каналы под силовую проводку, а также окна охлаждения, места для установки вентиляторов и т.д.
Корпус сабвуфера — отдельная тема, он отнял массу времени, но результат превзошёл все самые смелые ожидания. Корпус — слоёный, выклеивался из наборных элементов, сделанных из неимоверного количества фанеры, при постоянном контроле заданного объёма. После окончательной сборки корпус покрыт изнутри и снаружи смесью эпоксидной смолы и древесных опилок. Наверное, это одна из самых трудоемких и тяжелых во всех смыслах деталей инсталляции. Хотя электролобзик, шлиф-машинка и фрезер – вот, собственно, и все использовавшиеся инструменты.
Сам сабвуфер закреплен на петлях к панели усилителей, что позволяет при откидывании сидений, приподнимать сабвуфер, обеспечивая доступ к предохранителям. В этом же положении снимается фальшпанель, открывая доступ к настройкам усилителей.
Источник теперь — HX-D2
Сама же панель закреплена на специально изготовленной петле, приваренной к кузову, что делает возможным её подъем для доступа к запасному колесу — это одно из собственных требований к практичности. Запаску удалось сохранить, а это немаловажно.
И тем не менее машине довольно скоро грозят новые переделки, незначительные, но определённо нужные. Всё потому, что в моей форме эта болезнь не лечится ничем. Да и незачем…
P.S. А рядом с гаражом стоит джип Wrangler, с которого предыдущая аппаратура уже снята. И каждый раз, проходя мимо него, поглядываю оценивающе, прикидывая довольно скорые изменения в нём… Потерпи немного, и в тебе тоже непременно будет ЗВУК…
Ранний вариант установки: один сабвуфер, Alpine в роли головного устройства, двухполосный фронт — «плоский» (вверху) и с доворотом НЧ (внизу)
Промежуточный вариант НЧ-СЧ на разных подиумах, установлены «зимние» грили
Этапы изготовления новых подиумов: интегральных для НЧ и СЧ плюс отдельных — для ВЧ
Этапы строительства корпуса сабвуфера и короба усилителей