Марк ГАСАНОВ, измерения: Андрей КРЫЛОВ
Он весь был погружён в науку. Снаружи торчала одна голова.
(Народная мудрость.)
ГЛУБОКОЕ ПОГРУЖЕНИЕ
Сегодняшний тест можно не без оснований считать продолжением теста прошлого номера, и тогда вовсе обошлись бы без вводной части. Но есть и другой вариант.
Art Sound HIT-12 • Hyundai H-CSP124 • Power Acoustik STW-12 • Sony XS-L12S • DLS OA12D • Kenwood KFC-WPS1200F • Cadence CVLW12-4 • Fusion PP-SW12E • Helix W12 Competition • Challenger PRO 12WB • Rainbow Hammer 12 • CDT EF-120 • Alpine SWR-1222D • Eclipse SW7200 • Hertz HX 300
Ну да, это общее правило: из любой ситуации существует обычно несколько вариантов выхода. Да только не все они нам нравятся, вот мы и делаем вид, что их не существует. Мне, если конкретно, изначально не улыбалась идея повторять рассуждения о том, как связаны с калибром головки чувствительность, нелинейные искажения и эквивалентный объём. И хотя одно из общих требований к периодическим изданиям гласит, что каждый материал должен быть самодостаточным, надо всё-таки подумать и о постоянном читателе. А после того, как подумали, мы и решили, что сегодня обойдёмся без общего описания соотношений между характеристиками сабов в зависимости от их калибра. Но это же даст нам возможность расширить занятия статистикой, тем более что в прошлом тесте сабвуферов это было анонсировано.
Надо сказать, что интересная ситуация получается даже с размерами выборки (это такое научное слово, в статистике без него никуда). И для полноты картины я напомню те факты, которые были уже «обнародованы» в соответствующих тестах текущего года. А именно то, что размер выборки по сабвуферам двух «крайних» калибров имеет тенденцию к сокращению. Для «восьмёрок» за три последних года в соответствующем тесте было представлено 7, 5 и 5 моделей. В тестах «пятнашек» (за четыре года, тут пропусков не было) — 11, 10, 7 и 6. Головки размера 250 и 300 мм представлены куда шире, и мы, как правило, проводим по тем и другим по два теста, разбивая их множество на две группы по ценовому признаку. С 2004 года в тестах «десяток» участвовали 27, 23 и 28 сабвуферов. «Двенашек» было занято (тоже с 2004 года и с учётом нынешнего выборки) — 31, 15, 28 и 26 басовых динамиков. Почему я так подробно об этом рассказываю? А потому, что у меня есть определённые основания полагать, что размер выборки по годам примерно соответствует номенклатуре рынка — с некоторым коэффициентом, конечно. (Исключение — тест «двенашек» 2005 года, который охватывал весь ценовой диапазон и в котором пришлось вводить искусственные ограничения, связанные с объёмом публикации.) Если принять сделанное допущение, то можно сказать, что рыночная ситуация с сабвуферными головками 10 и 12 дюймов стабильная и между этими двумя калибрами существует примерный паритет.
Примерно год назад, точнее в тесте №6 за прошлый год, была у нас приведена таблица, отражающая зависимость таких показателей, как опорная чувствительность, средний коэффициент нелинейных искажений и эквивалентный объём от номинального диаметра сабвуфера. Мне самому эта табличка очень понравилась, и тогда же было решено ежегодно публиковать такую же информацию с учётом новых данных. И вот теперь момент настал.
Как было сказано тогда же, в прошлом году, табличка получилась поучительная. И она становится поучительной вдвойне, если обновлённые результаты сравнить с прошлогодними. Да, опорная чувствительность с ростом размера динамика растёт, но где-то разрыв между ними сократился, особенно между «десятками» и «восьмёрками», а между пятнадцати-, и двенадцатидюймовыми головками он, напротив, возрос. С двумя последними калибрами найти объяснение нетрудно. Смотрите: эквивалентный объём «пятнашек» практически не изменился, а двенадцатидюймовые сабы стали ощутимо жёстче (год назад средний Vas составлял 94 л). Если далее исходить из того, что средняя частота резонанса осталась прежней, значит, масса подвижной системы выросла и — дальше понятно. Средний эквивалентный объём 200-ти и 250-миллиметровых головок тоже уменьшился, хотя и не столь драматическим образом, и главное, что практически пропорционально у тех и других. Почему показатели чувствительности сблизились (у «восьмёрок» этот показатель вовсе не изменился!) — похоже, что современные «восьмёрки» стали «носить» более мощные магниты. Впрочем, размер выборки по этому калибру маловат для того, чтобы строить на полученных результатах далеко идущие выводы.
Что же касается нелинейных искажений, которые возросли во всех калибрах (за одним исключением), то тут выводы сделать придётся. Хорошо известно, что инженеры старой школы показателям к.н.и. придавали немалое значение и принимали соответствующие меры для борьбы с нелинейностями. Видимо, китайские производители в последнее время обрели большую самостоятельность, чем прежде. (Между прочим, при подготовке данных я выводил из рассмотрения показатели к.н.и., которые явно выбивались из статистики и, возможно, являлись признаком технологического брака.) Почему общая тенденция роста показателей нелинейных искажений не коснулась 250-миллиметровых головок? Ну, не знаю — нельзя же знать всё. И потом, у статистиков есть излюбленное оправдание (которым я уже, кстати, воспользовался) — это размер выборки. В общем, через год, думаю, можно будет более определённо сказать, действительно ли 10 дюймов — это калибр, на котором лежит благодать Божья.
В методике проведения испытаний сабвуферных головок у нас ничего не изменилось. Линейность АЧХ в салоне оценивается для оформления «закрытый ящик» с использованием унифицированной передаточной характеристики салона, известной как «кривая А3». Акустическое усиление определяется по расчётной АЧХ для ящика с фазоинвертором, причём частотная характеристика имеет вполне определённую форму. Конкретно: максимум на частоте 35 Гц (±0,5 Гц), ширина полосы по уровню -3 дБ равна 4/3 октавы (±1,5 Гц). Среднее акустическое усиление измеряется в полосе 25 — 100 Гц, а это, как нетрудно догадаться, ровно две октавы. По замыслу «активные» 4/3 октавы для сабвуфера в ФИ должны находиться внутри этой полосы, но это не обязательно. Если «активная» полоса какого-то сабвуфера смещена вниз, то это, как говорится, его проблемы, поскольку мы ждём его «услуг» именно в данной полосе частот. Низкая частота резонанса «двенашек» часто приводит к тому, что в том и другом оформлении растёт усиление на инфразвуковых частотах. Может быть, это и есть тот самый звуковой почерк, за который их любят? Именно подъём ниже 25 Гц вызывает приятное «шевеление в кишках», и вообще это тот диапазон, который воспроизводится фактически только в салоне авто. Но перепад уровня в «фазике» между частотами 100 и, скажем, 50 Гц может оказаться весьма значительным, так что в идеале сопрягать такой саб с фронтами надо на 50 — 55 Гц, и тут как нельзя более кстати будет трёхполосная (или очень басовитая двухполосная) акустика. И если в ЗЯ наблюдается значительный перепад уровня между частотами 60 и 100 Гц, то он проявится и в ФИ, будет мало зависеть от объёма ящика и определится преимущественно соотношением между частотой резонанса Fs и добротностью Qts.
Рост объёма ЗЯ ведёт к расширению полосы в сторону инфразвука. Увеличивается объём ФИ — возрастает акустическое усиление ценой сужения полосы. А теперь в очередной раз напомню, что такое EBP и какая от него польза. Параметр EBP представляет собой результат деления частоты резонанса головки на её электрическую добротность. И хотя вводился он никак не для нужд car audio, нам, как оказалось, от него тоже немало пользы. Чем ниже EBP, тем большее акустическое усиление можно получить от «фазика» при заданной ширине полосы, хотя и объём ящика при этом будет увеличен. Впрочем, крайности тоже до добра не доводят: у одного из сегодняшних одноклассников EBP оказалось настолько низким (чуть меньше 30), что нам для него не удалось подобрать ФИ с достаточной шириной полосы. Мнемоническое правило такое: головки с EBP в диапазоне от 35 до примерно 53 дают большое усиление в ФИ, но они чаще всего не способны обеспечить ровную АЧХ в ЗЯ. И наоборот, головки с EBP от 60 и выше способны выдать идеально ровную АЧХ в ЗЯ, но рассчитывать на значительный подъём при работе в ФИ не приходится. (И опять следует избегать крайностей: если значение этого показателя 80 и выше, то в ЗЯ вы можете получить отрицательное акустическое усиление, а это надо?) Теперь если в качестве решающего качества оформления с «фазиком» принять акустическое усиление, а для ЗЯ оставить приоритет за линейностью АЧХ, то мы получим парадоксальный вывод: большое EBP — для ЗЯ, малое EBP — для ФИ. Парадоксальный потому, что по Смоллу рекомендации были ровно противоположные. Правда, для того и другого оформления у него критерий был единый — линейность АЧХ. Ну, в нашей отрасли всё не так, как у них там.
Сравнение осреднённых характеристик по сегодняшней группе участников с показателями фигурантов прошлого теста приводит к ожидаемым результатам. «Продвинутые» сабвуферы жёстче (средний эквивалентный объём 55,5 л против 76,3 л для группы прошлого номера), и магниты у них мощнее (силовой фактор 14,17 Тл м для 4-омных головок против 12,12 Тл м). Впрочем, и масса подвижки у них существенно выше (165,6 г против 133,6 г), так что чувствительность «на круг» если и изменилась, то в минус (было 87,3, стало 83,3 дБ/Вт).
Теперь коротко о традиционных умолчаниях и чуть более развёрнуто — ещё об одном. Итак. Подвес резиновый, диффузородержатель штампованный. В нижней шайбе магнитной системы (внутри) сделана проточка для каркаса звуковой катушки, на её присутствие (снаружи) указывает характерный конический прилив либо закруглённая форма шайбы. Контактные зажимы пружинного типа, диаметр звуковой катушки 2,5 дюйма либо (по вкусу) 65 мм. Стандартная высота магнита по-прежнему 20 мм. Если о форме и материале центрального колпачка ничего не сказано, значит, он выпуклый и пластиковый. И ещё одна конструктивная особенность, которую мы сегодня введём в перечень «умолчаний» впервые: гибкие провода проложены от контактных зажимов к звуковой катушке по третьему способу, а там как они зафиксированы на центрирующей шайбе, это надо посмотреть в каждом конкретном случае.
Номинальный импеданс по умолчанию, конечно, 4 Ом, но вообще с двухсекционными звуковыми катушками ситуация сложилась примечательная. Присутствие обычной одинарной катушки подразумевает, что сабвуфер можно (и нужно) подключить к двухканальному усилителю в мостовом варианте. В подавляющем большинстве случаев максимальная располагаемая мощность (т.е. выходная мощность усилителя) составит от 200 до 400 Вт. Если без экстремизма, то достаточно. Теперь берём головку с двухсекционной катушкой 2 + 2. Соединяем секции последовательно и получаем (опять без экстрима) те же 4 Ом. Если экстрим допускается и приветствуется, секции можно соединить параллельно, а в качестве источника энергии взять моноблок, практически все они рассчитаны на нагрузку 1 Ом. Здесь мощности начинаются от 300 Вт, а верхняя граница теряется где-то в вышине. Теперь берём две секции по 4 Ом. Если соединить их последовательно, получим 8 Ом. Обычный усилитель в мостовом режиме будет недогружен. Если параллельно — можно использовать лишь один канал «обычного» усилителя, и мощность тут (2 Ом), как правило, не выше 200 Вт. Можно взять моноблок, который тоже будет недогружен. Единственный разумный вариант — два мостовых канала по одному на каждую секцию, но многие ли из нас станут брать четырёхканальный усилитель для работы на сабвуфер? В общем, неудобный импеданс, и только в том случае, если изначально предполагается использование пары сабвуферов, у него есть определённые плюсы. А юмор ситуации заключается в том, что сабвуферов с номинальным импедансом 4 + 4 по-прежнему выпускается больше, чем с импедансом 2 + 2. По крайней мере, в сегодняшней группе счёт 4:3 в пользу первых.
Калибр сабвуфера, дюймы | 8 | 10 | 12 | 15 |
---|---|---|---|---|
Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м) | 85,34 | 85,97 | 87,03 | 88,52 |
Средний к.н.и. (96 дБ, 50 — 125 Гц), % | 3,251 | 2,166 | 2,025 | — |
Средний к.н.и. (96 дБ, 40 — 125 Гц), % | — | — | 3,012 | 2,595 |
Средний эквивалентный объём Vas, л | 15,93 | 32,18 | 68,10 | 161,5 |
МЁД & ДЁГОТЬ
В «Лидерах» у нас сегодня оказался Helix. Мощный саб, с низкими искажениями, способный приживаться в очень компактных ящиках, да ещё и хорошо в них трудиться. Сразу три участника уступили «Лидеру» лишь один балл суммарного рейтинга. Это (в порядке выступления) Fusion, Rainbow и Alpine. Все они могут очень неплохо сыграть как в ЗЯ, так и в ФИ. Но у первого искажений меньше, чем у двух оставшихся, а это, как мы считаем, на окраску баса тоже имеет самое непосредственное влияние. Поэтому выходит, что Fusion ближе всех подобрался к оптимуму, за что и получает звание «Фаворит». Rainbow и Alpine — рекомендованы, причём весьма настоятельно.
Отдельного упоминания заслуживает вот что: как вы заметили, сразу три участника выделяются нетипичным для басовых головок телосложением, короче — плоские. И двое из них не смогли приблизиться к уровню коллег обычной комплекции, поскользнувшись на технических трудностях, которые и вправду сопровождают такие конструкции. А один — не только не поскользнулся, но и оказался совсем неподалёку от лидирующей группы. Это — Power Acoustik, редкий (пока) случай, когда плоская головка хорошо работает, к тому же не очень-то за деньги (в отличие от менее удавшихся аналогов). Совокупность сказанного означает, что Power Acoustik вполне заслуживает звания «Фаворит» как уверенно доказавший лидерство среди себе подобных.