рубрику ведёт Александр СЛАДКОВСКИЙ
СТУДИЯ ZVUK-MASTER. Рководители проекта Алексей АГЕЕВ, Дмитрий СКОРНЯКОВ
ДЕТСКАЯ КОМНАТА
Дух противоречия в наших людях неубиваем. Пока нам на каждом углу твердили про «всё лучшее детям», доставалось им немного. Зато когда перестали…
- Тип системы: аудио
- Состав: 2-полосный фронт + тыл + сабвуфер
- Источник: Alpine DVA-9861Ri
- Монитор: Pioneer AVD-W8000
- Усилители: Soundstream PCA 2.360, ЗСФ 1000В
- Акустика: Soundstream RF-60C, PCS 6.5N
- Сабвуферы: Soundstream RFW-10
Слышал тут, как на радио за советом звонила обеспокоенная мамаша (по интеллекту явно не Софья Ковалевская, но наверняка значительно лучше питается). Проблема: сын отказывается поступать в отмеренный ему институт, если родители не подгонят «Порше Кайен». Вот так, ни больше, но и не меньше. Это притом что в силу банальной наследственности место в вузе наверняка было гарантировано не ошеломляющим талантом безымянного юноши, а примерно в размере стоимости если не «Кайена», то «Крузака» — точно.
Предположим, что родители решат эту проблему единственным посильным им способом («S» или Turbo — в зависимости от того, скажет ли абитуриент «пожалуйста» в тексте последнего предупреждения). Тогда он сядет за руль этого чудовища с правами, ещё не вынутыми из подарочной упаковки, в которой они ему достались. Дальше всё понятно, да? Строительство и кузовной ремонт — вот два вида хозяйственной деятельности в этой стране, которые показывают бурный рост и бешеную доходность.
Автор этого проекта — тоже родитель. Но он в своей отцовской привязанности пошёл по пути, не связанному с фанатизмом и очевидным абсурдом. Автомобиль не крестины, происходящие в жизни строго один раз, и даже не свадьба, случающаяся в среднем дважды. Первая машина, на которой, по мнению Алексея, должна была осваивать премудрости автомобильной жизни его дочь, только что достигшая возраста, когда права можно получить, а не приобрести, должна была сочетать в себе определённую экономическую сдержанность с привлекательностью для представительницы молодого поколения.
Решение оказалось не таким, какое приняли бы многие: взять какой-нибудь Matiz или, не ровен час, «Калину», и давай, доченька, рассекай. От прежних времён, когда жизнь отца семейства только начала удаваться, у него остался Renault 19 оригинального французского происхождения, а это автоматически означает серьёзный возраст: последняя такая машина родилась во Франции двенадцать лет назад, а этот конкретный экземпляр не был последним, покинувшим конвейер.
Тем не менее французы потрудились на славу, и после приведения в порядок механической части оказалось, что машина — хоть куда. К тому же с автоматом, и здесь я согласен с автором проекта: для женщины XXI века слово «сцепление» должно быть иностранным на любом языке.
И тут надо заметить: подход Алексея к задаче оказался не только рациональным, но и прозорливым: ясно же, что вопрос о музыкальном оснащении машины возникнет не рано или поздно, как в случае продвинутого в годах владельца, а именно рано, и нет смысла «рубить хвост по частям». Сразу после полной покраски кузова машина закатилась в бокс «Звук-Мастера», с которым у Алексея существуют устойчивые деловые связи.
Фронтальная акустика установлена сообразно общей стилистике салона
Идея была в том, чтобы сделать в «девятнадцатой» систему, максимально приспособленную для современных музыкальных жанров, сделать её эффектной и для глаза, и для слуха, но при этом остаться в рамках разумного бюджета.
Дмитрий Скорняков, ставший соавтором проекта, предложенную схему установки одобрил: «в головах» — DVD-источник, но из несложных, без встроенной «многоканальщины». Большую часть времени DVD-ресивер должен был работать со звуковым материалом, но ежели что… в общем, монитор тоже не повредит. Здесь, правда, впервые в нашей практике довелось увидеть, что видеорежим реально блокируется концевиком ручного тормоза, для пользователей постарше в этой роли обычно выступает добрый саморез на массу.
Изначально предполагалась минималистская схема системы: хороший компонентный фронт и сабвуфер с возможностями выше средних — жанр обязывает. Но удержать проект в секрете от будущей владелицы Renault не удалось, и как-то в разговоре возникла концепция пикника или чего-то вообще на природе. А вот про это конструкторы и не подумали.
Восьмидюймовый монитор вытеснил головное устройство под «бороду», а дефлекторы вентиляции — ещё дальше, то есть — совсем
Когда Алексей поделился этими соображениями с Дмитрием, тот искренне обрадовался. И вот почему: задуманная архитектура сабвуферов по сторонам багажника (нежное создание едва ли будет возить хозяйственные грузы, о сохранности багажного отсека для прямого назначения не парились) затрудняла доступ к задним фонарям для замены ламп. Уже были придуманы лючки во внешней стенке сабвуферов для доступа к фонарям, и тут-то и выяснилось: их можно совместить с тыловой акустикой «двойного назначения». Геометрия сабов была пересмотрена так, что рядом с сабвуферными головками расположились 6-дюймовые коаксиалы, ориентированные на заднее стекло. В обычном режиме эти динамики работают тыловой подзвучкой на отражении от стекла, вернее, они заключены в подобие свёрнутого рупора, образованного клиновидной формой задней части кузова-хетчбэка. А при открытой пятой двери они становятся динамиками «прямого излучения», озвучивая прилегающую местность. Не без помощи сабвуфера, разумеется.
Теперь всё сложилось в понятную картину, и можно было приступать к работе. DVD-ресивер решили устанавливать не в штатное место, в принципе удобное, под продлённым вправо козырьком приборного щитка, а ниже, самое подходящее место полагалось 8-дюймовому монитору. В машинах того времени «борода» центральной консоли делалась часто укороченной, не до пола, как теперь, и под ней построили дополнительный подиум под головное устройство. Верхняя же часть была «зачищена» от дефлекторов системы вентиляции, и расширившееся пространство оказалось как раз по габаритам монитора.
При простоте форм подиумы мидбасов получили весьма благородную отделку
Фронтальную акустику — компонентные Soundstream Reference — установили традиционным образом: мидбасы в «плоских» подиумах на дверях, пищалки — в стойки. Акустика работает от двухканального PCA 2.360 через штатные пассивные кроссоверы, которые у этой модели дают расширенные возможности настройки. Для сабвуфера был взят куда более «мясистый» усилительный агрегат — импульсный моноблок Soundstream PCA 1000D. Выбор этот был продуманным: баса в системе требовалось много, питание оставалось штатным, а тогда, в начале 90-х, особо мощные генераторы на такие автомобили не ставили. Импульсный усилитель с максимально возможным для такого рода устройств к.п.д. выводил из этого противоречия, когда систему настраивали, отметили: на предельном уровне громкости, да ещё при работе на одноомную нагрузку басовый усилитель берёт от бортовой сети ток, не превышающий 50 А (по показаниям активного дистрибьютора питания Soundstream Powerplant 2). Это немало, но когда попробовали поставить менее мощный усилитель обычного типа, ток в экстремальном режиме зашкаливал за сотню.
Вы можете спросить: а тыл? Вот здесь и сказалась концепция «двойного назначения» и тыловой акустики, и системы в целом. Тыл запитали от усилителей головного устройства. В движении тыловым коаксиалам, построенным на головках с высокой чувствительностью (выбирали по этому признаку), да ещё работающим в очень благоприятных условиях, приближенных к рупорному излучателю, много мощности не надо. А на том самом пикнике сигнал (штатным фейдером «головы») уводится на тылы, усилитель фронта работает на холостом ходу. (Есть, кстати, мысль сделать ему принудительное выключение, но ведь юное создание будет забывать щёлкать выключателем. В общем, пока до конца не продумали…) А сабвуферный — как душа требует, но в любом случае — потребляя минимум мощности от бортовой сети при заданной на выходе.
Конструктивно главный узел системы — блок усилителей и сабвуферов, вставленный в багажное отделение. Основа конструкции — фанерный «скелет» с заданным расположением в пространстве опорных колец динамиков. Когда это было готово, всё обтянули тканью под названием «бифлекс», это из чего всякого рода лосины-дольчики шьют, ткань эта тянется в любом направлении совершенно равноправно, создавая безукоризненные обводы криволинейной стенки. После пропитки полиэфиркой стенки были доведены до нужной толщины и жёсткости шестью слоями стекломата, а дальше — по уставу: шпатлёвка, шкурка и окраска в цвет кузова. На каждую из сабвуферных головок предполагалось отвести по
30 л объёма, выбранная форма позволяла больше, но это было ни к чему: задняя часть каждого из сабвуферных корпусов изолирована от остального объёма фанерной стенкой, за которой начинается объём под тыловую акустику. Начинается он здесь, а заканчивается, можно сказать, в бесконечности: эти отсеки открыты в полости задних крыльев, так что динамики работают фактически в режиме free air, на что и рассчитаны. Одновременно, при снятии коаксиалов, открывается доступ и к задним фонарям и к смонтированным в этих же отсеках пассивным кроссоверам фронтальной акустики. Чтобы специалисту добраться было несложно, а хозяйке — затруднительно, не для женских рук это дело и уж тем более — не для девичьих…
Рождение интегрального усилительно-басового агрегата для багажного отсека
Стратегически выбранная ориентация тыловых коаксиалов придаёт им двойное назначение
Активный дистрибьютор питания Soundstream Power Plant 2, не без его помощи оптимизировали энергетический баланс системы
SQ
Звук у системы довольно непривычный, традиционным канонам, построенным на живой музыке, он не отвечает. Например: Magic Pump тонально звучит интересно, даже вкусно, но голос солистки явно распадается на два одновременно присутствующих на сцене звуковых образа. Этот же эффект в полный рост проявился на «семибарабанщине»: четвёртый, центральный, разделялся на два, расположенные примерно в 25 — 30 см друг от друга. Соло на ударных прозвучало более эффектно, чем должно было в жизни. Не более правдоподобно, а более эффектно, как будто фонограмму редактировали для кино (а с учётом состава системы это даже уместно). Практически на всех записях звук в салоне располагался от приборной панели, где жили голоса и большинство инструментов, до середины салона, где облюбовал себе место бас. Поэтому, например, блюзовый 12-й трек «АудиоДоктора» создавал впечатление, что басист со своим комбиком уселся на соседнее сиденье. Бас в этой машине, надо отметить, недетский, турецкий барабан с «бонусного» трека звучал так, как если бы был метров пять в диаметре. В общем, делали так, чтобы впечатлять. Так и сделали…
RTA
Поведение АЧХ в области низких частот объясняет кое-какие особенности восприятия баса на слух. Диких подъёмов на этой части характеристики нет, однако тот, что есть, начинается очень высоко по частоте, напор сабвуфера активно поддерживается фронтальными мидбасами. Возникает только подозрение, что не очень аккуратно выполнена настройка «главного» фильтра в тракте, между фронтом и сабвуфером, как раз вблизи частоты раздела заметна ямка, из-за которой плавный подъём АЧХ к 40 Гц превратился в довольно выраженный горб на «бустовой» частоте. Остальная часть АЧХ нареканий не вызывает, за исключением разве что всплеска на 10 кГц, отчасти из-за этого система часто звучит не как в жизни, а как в кино.