Марк ГАСАНОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
ТОЧКА НЕВОЗВРАТА
Тот, кто однажды пересел с «Жигулей» на импорт, к продуктам отечественного автопрома уже не возвращается — это как будто общеизвестный факт. То же утверждение в отношении головных устройств будет не совсем корректным.
Clarion DXZ578RUSB • Pioneer DEH-P6900IB • LG LAC-M6900R • Eclipse CD3100 • JVC KD-BT1EE • Kenwood KDC-W7037 • Alpine CDA-9883R
Статистику нарушают аппараты Ural CDD — известны истории такие случаи, когда «головы» ConceRT приобретались индивидами, имевшими опыт пользования достаточно серьёзными устройствами. «Головы» же, принадлежащие другим брэндам (в отличие от тех же «Жигулей»), не являются самостоятельными разработками, и российскими их величают лишь с целью использовать патриотические чувства в корыстных целях. При этом, обратите внимание, те немногие, кто эксплуатирует патриотические движения российской души, никогда не претендуют не только на высший, но даже на средний ценовой сектор. Причины очевидны: изготовители, которые ведут самостоятельные разработки, брэндингом не занимаются (хотя встречаются редкие исключения). Так что в нижнем ценовом секторе вы можете встретить как аппараты, обладающие несомненной индивидуальностью (произведенные грандами car audio), так и откровенно проходные изделия, порой отличающиеся друг от друга лишь этикеткой (инструкции, пульты, а то и лицевые панели — взаимозаменяемы). А вот выше некоторого рубежа и поныне незыблемо держится порядок, освящённый годами, если не десятилетиями, в этих секторах встречаются только «головы» от наиболее авторитетных производителей и ещё нескольких, тоже не случайных в car audio фирм.
Мы здесь изо всех сил боремся со снобизмом, поэтому не собираемся осуждать ни тех, кто ездит на российских авто, ни тех, кто приобретает головные устройства за 2 — 4 тысячи рублей: у всех, знаете ли, разные потребности, да и финансовые возможности, как мы недавно узнали, не у всего населения идентичны. Впрочем, в отношении выбора «голов» финансовые ограничения, наверное, имеют второстепенное значение. Но я точно знаю, что тот, кому довелось попользоваться аппаратами по цене от 250 американских рублей, никогда уже не поведётся на «магнитолу с диском», скажем, за 3 тысячи рублей российских. Так уж сложилось, что на отметке 250 американских денежных единиц (или 7 тысяч неустанно крепнущих российских) пролегает своего рода «точка невозврата». (Для тех, кто читает «АвтоЗвук» от случая к случаю, а потому не знает, что это за точка такая, даю пояснение. Так называется точка на маршруте перелёта, после прохождения коей запас горючего становится недостаточным для возвращения на аэродром вылета.)
Цены на CD-ресиверы, представленные в нынешнем тесте, начинаются аккурат за «точкой невозврата», по-старому данный ценовой диапазон назывался бы «от 250 до 350 у.е.». Впрочем, жизнь, как положено, внесла в наши творческие замыслы свои коррективы. Дистрибьюторы техники car audio, с которыми мы работаем не первый год, понимают, что чем аппарат лучше оснащён, тем больше у него шансов на победу в групповом тесте. Поэтому, при возможности манёвра, они выбирают «головы» подороже, так что реальный ценовой диапазон оказался вдвое уже расчётного, примерно от 300 до 350 у.е., причём больше половины участников несут одинаковые ценники, на которых, если бы это разрешал закон, была бы проставлена сумма около 350 баксов.
Лично я всегда с особым вниманием отношусь к тесту техники этой ценовой категории, поэтому, кстати, и срок его проведения стараемся выбрать так, чтобы «подошли» новые линейки всех основных производителей. Почему так? С одной стороны, в этой категории собираются наиболее доступные аппараты из серьёзных, так что потенциальный покупатель не будет платить за те опции, которые ему не очень требуются (вроде дисплея с телевизионным качеством картинки). С другой — поскольку аппараты по-любому серьёзные, у них есть всё, что необходимо, и, помимо прочего, определённая гарантия от сюрпризов, связанных со скороспелостью разработки. (Стопроцентной гарантии всё же нет, к примеру, характеристики фильтров одного из сегодняшних одноклассников как раз и оказались таким сюрпризом.)
Теперь о том, что из необходимого «инвентаря» могут предоставить CD-ресиверы данной ценовой категории. И в данном случае, наверное, будет проще начать от противного: какого оборудования у них нет. Фактически нет только звукового процессора, обеспечивающего временные задержки по разным выходам. Судя по статистике, вероятность попадания в оптимальные звуковые настройки с использованием процессора существенно выше, хотя и беспроцессорные системы порой демонстрируют более чем взрослый звук. Так что если вам нужна «голова» с процессором, искать её надо будет уже в следующей ценовой категории. Фильтровое вооружение головных устройств в данном диапазоне цен, конечно, не такое мощное, как у процессорных (в общем случае — топовых) аппаратов, но основные задачи решает и оно. Какие не решает? Ну, например, оно не рассчитано на расфильтровку трёхполосной акустики. А крутизна фильтров в общем случае составляет 12 дБ/окт., чего для фильтра НЧ сабвуфера может и не хватить. Кстати, в усилителях средней руки крутизна фильтров такая же, и в этой связи не нам первым пришла в голову мысль настроить фильтры НЧ головного устройства и усилителя на одну и ту же частоту с тем, чтобы получить самый настоящий фильтр четвёртого порядка (24 дБ/окт.). С приборной точки зрения такой составной фильтр и обычный фильтр четвёртого порядка равноправны и равнозначны. Естественно, говоря о возможностях фильтров, мы подразумеваем присутствие трёх пар линейных выходов — в данном ценовом диапазоне это норма (отступление от которой нам встретилось в этой группе лишь однажды). И, кстати, то, что линейных выходов именно столько, будет в тесте предполагаться по умолчанию.
Ещё одно отличие аппаратов повышенного среднего класса от верхних моделей, что называется, видно невооружённым глазом. Дисплеи в этих CD-ресиверах делаются не самыми красочными — видимо, умышленно. Но это, как говорят горнолыжники, «на скорость не влияет», то есть в нашем случае не влияет на звук.
Хотя как сказать: в домашнем хай-энде существует поверье, что чем проще и меньше дисплей, тем звук прозрачнее, а вовлечённость бьёт слушателя наотмашь. У некоторых аппаратов дисплеи выключаются по умолчанию через две секунды после изменения состояния, у нас такие суеверия большого хождения не получили, но и не остались совсем без внимания: опция выключения дисплея предусмотрена у крутых «Пионеров» как минимум.
Вообще всё многообразие модельного ряда головных устройств того или иного производителя чаще всего реализуется на основе двух «платформ», потому и велика вероятность, что CD-ресивер данной ценовой категории будет реализован на той же платформе, что и топовые модели (кроме тех, что «остались на второй год»), и потому, как нетрудно догадаться, при отключении всех опций те и эти должны звучать очень похоже. И это, конечно, очень приятно. Вот только…
…Существует мнение, что чем дальше мы двигаемся по пути цифровой эволюции, тем хуже звучат источники. Но не всё так уж однозначно и трагично. Посмотрите, насколько расширился выбор — в car audio (и в звуке вообще) нынче пошли такие изготовители, которые раньше ничем подобным не занимались. Естественно, в своих разработках они более озабочены количеством функций, которые можно «пощупать», нежели эфемерным (для них) качеством звука, критерии которого, кстати говоря, у носителя азиатской культуры и у европейца существенно различаются. То есть процент звучащих головных устройств в общей массе продаж, несомненно, сократился, но если сузить выборку, оставив в ней только грандов car audio, то окажется, что музыкальных «голов» меньше не стало. Конкретный пример: трое из семи участников сегодняшнего теста получили у нас повышенную оценку за качество звука в «прямом» PCM-формате CD-DA.
Что касается звучания компрессированных форматов, то тут положительные тенденции очевидны, точнее «ушеслышны». Первые «эмпэтрёвые» декодеры звучали попросту ужасно — вследствие ошибок в софте и, вероятно, умышленных упрощений алгоритма обработки. На том этапе звучание декодеров от «взрослых» производителей было на голову, если не на две, выше того, которое могла обеспечить техника «молодых драконов». С течением времени ошибки устранили, мощность процессоров повысилась, разрядность и точность вычислений возросли. Теперь звучание «компрессии» в исполнении головных устройств второго эшелона не так уж сильно отличается от того, что дают аппараты грандов, хотя эти, последние, время от времени радуют нас более свободным и сбалансированным звуком. Впрочем, компрессированные форматы вроде mp3 и WMA по самому своему принципу действия никогда не будут звучать, как оригинал (а им, о времена, мы уже считаем классический CD).
К перечню форматов, получивших «постоянную прописку» в car audio, добавился AAC, который даёт кое-какой выигрыш по сравнению с mp3 в записях с битрейтом 96 Кбит/с и ниже, так что присутствие соответствующего декодера в рамках данного теста будет приниматься по умолчанию. Кажется, чем плодить форматы с ограниченной музыкальностью, давно пора обратить внимание на алгоритмы сжатия без потерь, вроде OGG или там FLAC, но даже в нашей, по всему передовой и склонной к новациям отрасли эти опыты массового характера не приобрели. Ну, будем надеяться, всё впереди.
Теперь о тех функциях, присутствие которых в автомобильных CD-ресиверах мы считаем само собой разумеющимся (и не только мы, но и большинство производителей), и потому в дальнейшем повествовании упоминать о них будем лишь в случае отсутствия какой-либо из них. ЧМ-тюнер — три банка по шесть станций, АМ-тюнер — тоже шесть станций, но банк один. Мы ожидаем также встретить у испытуемых декодер RDS с функцией CT (синхронизация часов), с поиском по 29 типам программ (PTY) и ожиданием по одному из них — NEWS. CD-проигрыватель с обязательными тремя сервисными функциями и тремя режимами воспроизведения (повтор, сканирование треков, воспроизведение в случайной последовательности). Чтение CD-текста, а также тэгов mp3/WMA. Интерпретатора кириллицы у большинства участников этого конкретного теста не оказалось, специально для продажи в СНГ разрабатываются, как правило, более доступные модели. Как ни удивительно, но правильно выбрать скорость быстрого поиска по треку/файлу (мы этот режим часто называем «перемоткой» по аналогии с кассетой) многим разработчикам не удалось. Зачем нужен быстрый «полёт» по треку, если вы не можете выйти в заданную точку с погрешностью в две-три секунды?
Мы по-прежнему приводим время, которое требуется аппарату для того, чтобы перейти к воспроизведению диска после его загрузки. Эти показатели, на мой взгляд, характеризуют скорость управляющего процессора и качество системного софта, по крайней мере, давно замечено, что чем CD-ресивер современнее, тем эти цифры меньше. Для оценки этих показателей мы используем одни и те же диски, содержащие: CD — 91 трек, mp3 — 27 файлов, WMA и AAC — по 18 файлов (все — в третьем уровне).
Про общее аппаратное «вооружение», предназначенное для общения современной «головы» с внешними устройствами, было достаточно подробно сказано в тесте прошлого номера. На этот раз ограничимся его «описью». Прямой вход Aux. Аналого-цифровая шина, по которой можно организовать обмен с чейнджером, iPod’ом, Bluetooth-периферией и внешним источником иного типа. Последний вариант использования шины ещё называют вторым входом Aux, если, конечно, в данном аппарате присутствует первый.
МЁД & ДЁГОТЬ
Максимальное число баллов набрал Alpine, которому удалось обойти Pioneer на пол-очка. Разрыв между двумя победителями обусловлен разницей в работе с компрессированными форматами. Если пионеровский декодер полностью соответствует уровню сегодняшнего дня, то Alpine, как нам показалось, в какой-то мере его превзошёл. По крайней мере, в лице этого CD-ресивера мы получили аппарат, который столь же уверенно справляется с WMA, как и с mp3 — в том и другом формате звучание, конечно, не идеальное (а так и не бывает), но хорошо сбалансированное, можно сказать, «разумное». Следующим финишировал JVC, что означает «Рекомендацию». Отдельного упоминания (и отдельной «Рекомендации») заслуживает Kenwood. В удобстве управления он уступает лидерам, ну, и непонятно, с чего это авторы разработки снабдили его лишь двумя парами выходов. Но по музыкальности он спокойно может поспорить с лидерами, а может в чём-то и превзойти их.