Студия «Министерство звука». Руководитель проекта Сергей ВОЛКОВ
ЦВЕТ НА СКОРОСТЬ
Что цвет на скорость не влияет — любимый тезис владельцев машин диких и противоестественных оттенков, производимых повсеместно.
- Тип системы: мультимедиа
- Аудио: 2-полосный фронт + тыл + сабвуфер
- Источники: Pioneer AVIC-HD3, XDV-P6
- Процессор: Alpine PXA-H501
- Усилители: DLS A5, A3
- Акустика: AD W600R, Boston Z6
- Сабвуфер: Diamond audio D912D2
Не станем сейчас спорить, хотя в наших общих с вами (большинством из вас) силах не оставить камня на камне от этого утверждения. Пойдём другим, ещё более простым путём: а наоборот? Влияет ли скорость на цвет? Здесь, действительно, всё просто: представить себе «Феррари» в цветовой гамме «жизнь беспросветная», так любимой на волжском автогиганте — серьёзное и небезопасное для душевного здоровья упражнение для воображения.
Что уж тогда говорить про звук, он вплетён в эту картину взаимообусловленности намертво, не случайно исторически новейшее дополнение к регламенту автозвуковых соревнований EMMA Racing, где оценки за звук, внешность (включая и цвет) и скорость арифметически складываются.
В этой машине скорость стала одним из факторов, определивших облик звуковой системы. У хозяина уже была такая, вернее — с таким же именем. И в неё была установлена музыка, здесь же, в «Минзвуке», тогда — «Аудиохирургии». Хозяина всё устраивало, и задача поначалу была поставить то же так же и туда же. Однако новый «Гольф» был далеко не копией предыдущего, отличаясь от него главным образом… скоростью.
Версия R32 — это несколько иная история, достаточно заглянуть под капот и пересчитать свечи зажигания — их шесть, и расположились они, как следы от шагов модели по подиуму на показе новой коллекции: вроде и в линию, но с заносом ноги так, как никто, кроме профессиональных моделей, не умеет. Видели наверняка, а вот пробовать повторить не советуем, безнадёжная затея.
Повторить «кошачий шаг» в расположении цилиндров двигателя, освоенный концерном VW, тоже никому, кажется, пока не удалось, а ведь именно благодаря ему стало возможно легко и непринуждённо поставить могучую «шестёрку» поперёк не самого просторного моторного отсека. Проблемы, впрочем, ждали установщиков не здесь, а на противоположном конце машины. R32, в отличие от просто «Гольфа», стал полноприводным, и возникший вследствие этого под полом багажника редуктор заднего моста не только вытеснил из багажника запасное колесо, но и от оставшегося объёма отъел немало. Отработанная на прошлом «Гольфе» компоновка уже не проходила, фактически пришлось начинать с чистого листа.
Для начала машину излечили от родовой болезни — штатного головного устройства. Занимая двухдиновое пространство в приборной панели, ничего особенного оно не предлагало, даже дисплей был куда меньше, чем позволяло место на передней панели. Простором габарита 2DIN при переделке воспользовались куда более рачительно: туда встал универсальный Pioneer AVIC-HD3 — самое совершенное мультимедийно-навигационное устройство, продающееся (и работающее) в России.
Мидбасы при установке были вынесены вперёд, за обивку, намертво прихватив её к металлу двери
«Суперголова» взяла на себя задачи показа видео (на своём экране), навигации (GPS-антенна стоит под лобовым стеклом, за дисплеем парковочного радара) и звука, здесь уже — не без помощи других компонентов.
Прежде всего, для большей гибкости в эксплуатации, «голову» дополнили компактным DVD-чейнджером Pioneer XDV-P6. По другую же сторону от сигнального тракта AVIC-HD3 встал звуковой процессор Alpine PXA-H510. Его основное назначение в системе, надо отметить, не работа с «киношными» звуковыми форматами, а обработка сигнала для обычного стерео.
Управлять процессором Alpine с головного устройства Pioneer, разумеется, нельзя, это и не предусмотрено. Предусмотрено другое: выносной блок управления процессором помещён за спинкой заднего сиденья, откуда его можно на длинном шнуре вытянуть на водительское место для (и лишь на время) настройки. А потом — назад, домой, в норку.
Единственные в своём роде «буквенные» грили AD задали колористику системы
В той же норке живут и оба усилителя, составляющие мощь системы, причём из-за уменьшившегося в «скоростной» версии машины багажника их решено было поставить «бутербродом» по обе стороны опорной стенки за задним сиденьем. Эта стенка служит и пристанищем для обоих (как мы уже знаем) блоков процессора, и для всей проводки.
Сабвуфер на базе топовой 12-дюймовой головки Diamond Audio D9 (а на этой модели настоял заказчик) требовал довольно просторного оформления, 48 л. В урезанном багажнике их сыскали, максимально заглубив корпус в левое крыло, а для этого заднюю часть корпуса выклеили по месту, повторив форму всех закоулков полости крыла. Передняя, плоская стенка сделана из MDF, причём — в три слоя, что дало суммарную толщину 60 мм и понятно какую жёсткость всей конструкции.
Справа в багажнике построили похожую структуру, там поселились 30-фарадный буферный «гибридник» Stinger и ставший исключительно популярным благодаря компактности и удобству в эксплуатации 6-дисковый DVD-чейнджер «прямой загрузки» Pioneer XDV-P6.
Без усилий вставшее на место штатного, новое головное устройство неизмеримо более функционально
Два усилителя выбранных моделей дали в распоряжение конструкторов в общей сложности пять каналов. Один — сабвуферный трёхканального DLS A5 — мы уже пристроили, его нагрузка — соединённые последовательно 2-омные секции звуковой катушки D912D2. Оставшиеся два канала А5 работают на тыловую акустику — компонентные Boston Z6. Отчего такая щедрость — топовые компоненты на тыл в системе, в первую очередь предназначенной для классического стерео? Причины — исторические, Z6 начинали свою деятельность в этой системе в роли фронтальных (для которой и рождены), но заказчику попались на глаза и, что более важно, «на уши» итальянские AD и вытеснили все остальные варианты. А раз уж «зетки» уже были, уплочено, решили и тыл сделать козырным, компоненты встали неприметным образом в боковые панели по сторонам заднего сиденья.
Фронт, что закономерно, вышел ещё козырнее. Ему полностью отдан второй усилитель, двухканальный А3 (хорошее название, кстати, кто знает толк), который «качает» компонентный фронт в классической манере, через пассивные фильтры. Головки, составляющие фронтальную акустическую систему, — итальянские AD из комплекта W600R. Пищалки установлены в уголки зеркал как минимум по двум причинам: стойки самой современной модификации «Гольфа», разумеется, заняты подушками безопасности, да и вообще в процессорных системах ВЧ-излучатели всё чаще перетаскивают на двери.
При установке мидбасов фронта главной задачей было вынести их вперёд (внутрь салона) таким образом, чтобы фланец корзины оказался в плоскости обивки двери, а не далеко за ней, как было предусмотрено в заводской схеме установки. Теперь обивка не болтается перед диффузором, а прочно базирована по краю корзины, а значит — и по металлу внутренней панели двери, между ними — жёсткое проставочное кольцо.
Когда к мидбасам фронта примерили знаменитые «буквенные» грили, окончательно нарисовалась тема оформления инсталляции: алюминий на фоне чёрного. Эту тему очень удачно подчёркивают полосы на дне багажника, создающие ощущение плавного перехода от одного компонента к другому. Эти же цвета, как легко заметить, — основные в оформлении и всего автомобиля, и символа скоростной модификации R32 — полосатого финишного флага. Остались сомнения насчёт цвета и скорости?
Тыловая акустика (на топовых Boston) спряталась почти до незаметности
12-дюймовый Diamond серии D9 потребовал немалого объёма, значительная часть которого ушла в глубь крыла
Со стороны салона открывается доступ не только к усилителям, но и к блоку управления процессором (справа)
Свечи в моторе расположились, как следы шагов модели на подиуме
Для пропитания мощной системы аккумулятор был заменён «Оптимой»
SQ
Звук системы не получился «большим», наоборот, всё как бы подобрано и аккуратно. Вся звуковая картина открывающего трека «АудиоДоктора» (Magic Pump) уменьшилась в размерах, отзвуки далеко не разлетаются, но хорошо локализуются. Бас — смягчённый, не напрягающий и соразмерный масштабам сцены. Семь барабанов практически полностью сохраняют тональную окраску, не слипаются, но расставлены без размаха, крайние — чуть внутрь от стоек лобового стекла. На медных ударных трека 11 слышится какой-то налёт, будто тарелки перед выступлением слегка зашкурили, все инструменты стабильны по высоте, лишь края сцены слегка опущены. На блюзовой 12-й дорожке бас будто разыгрался, в нём не появляется признаков нахальства, но возникает несомненная убедительность. Звуковая сцена располагается довольно далеко впереди, хотя выраженного эшелонирования недостаёт. Турецкий барабан кажется действительно большим (без излишеств, однако), но звучит из салона, в то время как весь остальной оркестр собрался на уровне поводков стеклоочистителей.
RTA
АЧХ системы на средних и верхних частотах можно считать практически безукоризненной, чего нельзя сказать о её поведении на низких частотах. Идиллию портит провал на 100 — 120 Гц, это явно не связано с разделом полос фронта и сабвуфера, который проходит существенно ниже, а там всё в лучшем виде. Но главное — это АЧХ «домиком» в области сабвуферных частот, конёк крыши при этом ложится на отметку 50 Гц, это не создаёт ощущения монотонности баса, но реакция басового звена на те или иные ноты становится чересчур непредсказуемой, здесь ещё есть с чем поработать установщикам.