Студии «Тверь Custom» и «Ника Студио»
Руководители проекта Алексей ГУСЕЛЬНИКОВ, Максим ШЕХОВ
КОСТЮМ ДЛЯ НЕВИДИМКИ
У нас народ ироничный, без этого никак. Выбрав для своего торгово-установочного предприятия эдакое космополитичное имя, Алексей Гусельников должен был предвидеть, что на эту тему граждане придумают какую-нибудь хохму…
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источники: Alpine Vehicle Hub Pro VPA-B222R, DHA-S680P
- Процессор: Alpine PXA-H701
- Усилители: Sinfoni AMPLItude 50.4, 120.4
- Акустика: AD MM6, MM4, MM1
- Сабвуфер: Rainbow Profi Vanadium 12
И когда придумали (через пять секунд после открытия), одним из первых её подхватил. «Из ателье «Тверской костюм» вас беспокоят…». Кто в теме — поймёт откуда, для остальных ещё придёт черёд. Впрочем, вы заметили: у этой системы два соавтора, и в виде физических, и в виде юридических лиц. В теме — не в теме, напомним о некоторых вехах в судьбе этих не слишком похожих друг на друга людей, для полноты картины.
Начнём со старшего по рангу (вернее — по рейтингу), да и более заметного даже с расстояния. Алексей Гусельников — один из немногих в нашей стране (двоих или троих, кажется) двукратных чемпионов Европы по автозвуку. 2003 и 2004 года. Вообще-то у него были серьёзные шансы реформировать титул в «трёхкратный», но в следующем, 2005 году его боевая «Тойота» отказалась доехать до Афин, задурив настолько далеко от пункта назначения, что пришлось вернуться. Другой бы волосы на себе все выдрал от досады, а то — хуже, забухал не по-доброму, но у тверского героя подходы иные. Даже в отношении волос: он, наоборот, отрастил некоторый запас, на случай новых неприятностей. А главное — он воспринял случившееся как знак свыше, как сигнал поворота, и этот поворот выполнил, распрощавшись навсегда с категорией «Любители» и по спорту, и по жизни. Так появилось на свет то, что острословы окрестили «Тверским костюмом».
Максим Шехов отчасти повторил манёвр товарища. В роли скромного любителя («скромный любитель» переводится на язык спортивной классификации как «Rookie», «Новичок») он в 2004 году добрался до Еврофинала EMMA в Будапеште, где попробовал на зуб «бронзу» в зачёте по качеству звучания и «золото» — по его количеству в децибелах. Привкус металла произвёл эффект: с той же осени Максим окончательно связал жизнь с car audio в роли профессионала, кстати, он был в одной из команд единственной состоявшейся у нас «Битве мастеров тюнинга» на Московском Автосалоне 2005 года.
Чемпион и дважды чемпион. Кто дважды, сами догадаетесь?
Эта работа стала своего рода «совместным предприятием». Помните материал «Экипаж» из прошлого номера, где система создавалась соединением усилий заказчика и установщика? Здесь распределение зон ответственности и функций было совсем иным. Алексей стал главным идеологом и конструктором системы, решая, говоря, а порой просто диктуя, что должно быть установлено. А Максим взял на себя роль главного технолога, решая, как это будет воплощено в реальные материалы и конструкции.
Остался ли хозяин машины в стороне от процесса? Вовсе нет. Даже если не брать в расчёт инвестиционный аспект, роль заказчика была очень ответственной. Алексей и Максим вспоминают: более пристального контроля дизайнерских решений до их реализации и качества работ — затем им ни прежде, ни после видеть не приходилось. Только осмотр свежеотшитой кожи в салоне (с линейкой для проверки прямоты швов) занял время, достаточное для переустановки Windows на двух офисных компьютерах «Тверского костюма».
Итак, силы и средства собрались значительные, под стать ли им была поставлена задача? Вполне. Система в Х5 была задумана как бескомпромиссно аудиофильская по качеству и одновременно — предельно щадащая по отношению к интерьеру и функциональности баварского внедорожника.
И ещё: спортивная судьба для Х5 планировалась сразу, без ненужного кокетства. А это важно знать до начала установки: формальные требования правил, особенно в верхних классах, существенно суровее самых изощрённых бытовых запросов.
И началось… Выбор источников был стопроцентно определён концепцией stock, доведенной до предела: Алексей и Максим даже заготовили для судей на грядущих соревнованиях формулировку идеи инсталляции: Invisible Man. И верно: если не совершить определённой череды поступков (многие из которых ещё надо знать, как совершить), признаков присутствия очень серьёзной аудиосистемы, да ещё с мультимедийными возможностями, можно не заметить вообще. Строго говоря, видимая часть тела у «Человека-невидимки» всего одна — пульт Alpine Orb, управляющий центральным компонентом, Alpine Vehicle Hub Pro. Ставший подлинным спасением в установках такого рода, хаб собирает на себе сигналы от источников (в данном случае — одного, но многоформатного), добавляет к ним собственный тюнер и все задачи управления.
Вообще-то вы могли уже обратить внимание: в системе явно присутствуют компоненты мультимедийного назначения, но классифицирована она как «аудио». Здесь нет никакого противоречия: так и формулировался тип системы: «чистое стерео». Почему при этом в роли главного источника применили DVD-чейнджер? Вовсе не для «мультиков», смотреть которые можно лишь потому, что предусмотреть эту функцию было уже мелочью на фоне сделанного. Суть в том, что на сегодня в гамме продуктов Alpine это единственный чейнджер с оптическим выходом, а в BMW — машине, знаменитой обилием наводок от бортовой электроники, иного пути, кроме оптики, конструкторы не представляли.
Увеличительное стекло поможет вам разглядеть заново сшитую кожу на торпедо. Заметить что-либо ещё не поможет даже микроскоп…
Оптический сигнал от чейнджера поступает на процессор PXA-H701, который отвечает за все звуковые (а заодно уж и мультимедийные, если что) настройки.
Четыре независимых пары выходов процессора (Front 1 и 2, Rear и Sub) позволили реализовать полностью поканальную схему с трёхполосным фронтом с индивидуальными настройками по каждому каналу и по каждой полосе с неограниченными возможностями. Управление же сосредоточено на Vehicle Hub, он заведует и чейнджером, и процессором (по шине Ai-Net), кроме того — присоеднияет к системе штатные кнопки управления на руле и штатный, естественный для Х5 дисплей. В качестве дополнения к управлению с руля и пульта Orb между сиденьями сделали и дублирующее управление чейнджером, с его штатного пульта, для чего «глазок» ИК-приёмника вывели в плафон освещения салона.
При полностью приготовленном сигнале усилителям остаётся только их прямое дело — усиливать. Для этой роли Алексей (идеолог, помним, да?) наилучшими счёл итальянские Sinfoni серии AMPLItude. Один из них, послабее, ведёт середину и верха, второй, помощнее — басовики фронта и сабвуфер. Что как-то естественно выводит нас на тему акустики в этой системе, тему крайне занимательную.
Даже и эту, единственную видимую деталь можно спрятать под шторкой
Трёхполосный фронт построен «монобрэндово» — на головках Audio Development, в народе известных как AD, по классической схеме: басовые «шестёрки» в дверях, 4-дюймовые серединки на торпедо, пищалкам же (согласно «невидимой» концепции) отвели штатные места в треугольниках зеркал. Здесь бразды правления переходили в руки главного технолога, его слово (и его дело) стало решающим.
Поначалу был позыв поставить на басы специализированную для этой цели Vipera 6, но эта головка требует оформления отдельного объёма, иначе — беда. А в дверях Х5 без нарушения изначальной функциональности и дизайна требуемый объём выделить было невозможно, забегая вперёд, заметим: в готовой системе оказалось, что стекло двери проходит в 4 миллиметрах от магнита мидбаса, какой уж тут объём…
Разборка двери показала: мюнхенские конструкторы имеют очень своеобразное представление о требованиях к установке акустики: штатные места мидбасовых головок были выполнены практически консольно, так, что головки должны были бы трепыхаться начиная с pianissimo, к тому же всё вокруг этих штатных мест состояло из воздуха, акустическое короткое замыкание должно было начаться сразу за крепёжными саморезами.
Чуть выступающая правая боковая обивка (это ещё надо знать) — вот и всё, что изменилось в багажнике. На первый взгляд
Конструкцию Максим довёл до нужной кондиции следующим образом. По внутренней панели двери был отформован рельефный (для жёсткости) акустический экран из листового полимера, применяемого для рекламных конструкций, с помощью термопистолета. По отформованной основе был выклеен стеклопластиковый слой, благодаря которому акустическая диафрагма не только приобрела собственную изгибную жёсткость, но и могла поделиться ею с опорной площадкой мидбаса, он оказался закреплён по периметру к жёсткой оболочке.
Собственно посадочные узлы мидбасов делались на основе штатных пластиковых «стаканов», они сыграли роль формы для выклейки новых, стеклопластиковых, с точёными алюминиевыми кольцами под фланец динамика, после чего переехали в музей студии. Новые опорные конструкции мидбасов жёстко привязывают их к металлу дверей, а внешняя цилиндрическая часть стыкуется (по поверхности довольно сложной формы) с обивкой двери.
Идём выше (по частоте). Диффузорные «серединки», по твёрдому мнению главного конструктора, требовали изолированных объёмов, здесь уж без вариантов. Литра по два — два с половиной на головку. Лучше — если с половиной. Максиму предстояло этот объём найти, реализовать в форме жёсткой и одновременно невидимой оболочки. Решение было найдено впечатляющее. Как пишут в рекламе: «Не пытайтесь это повторить: трюки выполнены профессионалами». Хотя почему нет, можете попытаться…
Взгляд второй: объёмная рама, вместившая всю электронику. Поднимается двумя электроприводами
Короче — так. При снятой приборной панели на металле ниже лежащих кузовных деталей были выклеены нижние стенки будущих боксов для мидрейнджей. Потом — по нижней поверхности снятого торпедо — верхние стенки, и те и другие — очень причудливых очертаний. Готовые «скорлупы» были временно закреплены на своих местах, а торпедо — установлено на место. Дальше, проявляя поистине осминожью гибкость, Максим установил через отверстия для динамиков (4-дюймовых, это важно для понимания процесса) дистанционные распорки между верхней и нижней стенками. После снятия торпедо под ним оказались заготовки боксов в виде эдакого недостроя, с полом и потолком, но без боковых стенок, на одних столбиках. Теперь, в сторонке, были доклеены и стенки. Технолог сработал на «отлично»: несмотря на заметно разную форму (левый бокс должен был обогнуть детали рулевой колонки), замеренный фактический объём составил 2,50 л у одного бокса и 2,44 — у другого. Подписываем акт приёмки или как?
По сходному принципу (но без осьминожьих трюков) были сделаны и опорные платформы для пищалок: «дно» — по посадочной поверхности на двери, кольцо под головку — на стойках, потом всё обтягивается тканью-«флисом» — и в полиэфирку.
Для сабвуфера присмотрели место в нише правого крыла, причём так, чтобы его присутствие ничем себя не выдавало ни зрительно, ни конструктивно. Корпус (закрытого типа объёмом 19 л) в результате получился такой формы, что сколько-нибудь подробное описание технологии его изготовления потребовало бы «отдельного семинарского занятия». В общем, вы видите, что получилось. Изогнутыми «рогами» сабвуферный ящик (даже язык с трудом поворачивается это назвать «ящиком») крепится к кузову так хитроумно, что всё, по мысли баварских автопроизводителей, должное находится в правой нише, там и осталось. А внешняя панель с решёткой перед диффузором выклеена так, что только при двух поставленных рядом Х5 можно увидеть разницу между штатной и нештатной обивкой.
Основа рамы собиралась сваркой в стапеле, перед установкой компонентов на нижнем сетчатом дне смонтировали восемь вентиляторов
Вся электроника в системе собралась на одном пятачке. Конструктивно он выполнен в виде объёмной стальной рамы, закрывающей отсек запасного колеса. При этом, что характерно, высота пола в багажнике не была поднята ни на сантиметр, боковые «бардачки», где хранятся домкрат, «баллонник» и прочие мелочи, остались на прежнем месте. Рама поднимается двумя электроприводами, управление которыми очень остроумно сделано на базе штатной рукоятки, которой предполагалось поднимать крышку отсека запаски вручную. К ней пристроили микровыключатели таким образом, чтобы соблюсти требования техники безопасности: для поднимания рамы надо потянуть за рукоятку, для опускания опустить — вернуть на половину хода, а чтобы остановить (ну, если кто руку забыл вытащить) — достаточно хлопнуть по рукоятке, вернув её на место. Костюм для невидимки оказался продуман во всех деталях…
В горизонтальном положении, но при снятом фальшполе открывается доступ к компонентам
Трюки под торпедо: вначале формировались пол и крыша бокса, потом — стенки, в финале боксы были оклеены искусственной замшей, не для красоты, для профилактики возможных скрипов, зазоры всюду минимальные. В объём Максим попал со всей возможной на практике точностью
В левой нише багажника стоит DVD-чейнджер
Рождение сабвуфера: формование оболочки неописуемого вида (и из непростого материала: стеклопластик с мраморной крошкой, вот как!). Потом делается передняя стенка с замоноличенными кольцом для динамика и опорными «рогами», после установки на место собирается каркас для фальшпанели, выклеивается из «флиса» и доводится до ума. Ну а результат вы уже видели…
По стальной панели двери «в горячую» была отформована основа диафрагмы…
…которая потом сама стала основой для стеклопластикового усиления
«Вот так и у птичек»: процесс строительства подиумов пищалок, скрытых под штатными облицовками
На BMW интересно представляют себе требования к установке динамиков
«Родные стаканы» сыграли роль матриц для выклеивания новых и отправились на пенсию по нетрудоспособности
А новые опорные узлы получили металлические кольца под динамики
SQ
Звучит система от души. То есть частные замечания есть, система ещё не вышла из фазы окончательной настройки, но общее — именно от души, со своим индивидуальным почерком. Голос солистки Magic Pump прозвучал как-то хитрее обычного, с подтекстом, при этом очень хорошо разделялись основные тона и отзвуки, уходившие далеко вправо, на боковое стекло. Бас рельефный, он норовит «перекатываться» по нотам, не «выводит», как на одной из недавно отлично прозвучавших систем, а вот именно перекатывается. И не обошлось без приверженности сабвуфера отдельным нотам. Семь барабанов были локализованы, разумеется, идеально, от двукратного другого и не ждали, хотя изменение тональной окраски было заметно, чем правее барабан, тем «светлее» он звучит. На соло ударника (дорожка 11) явственно ощущается эффект присутствия, нет вычурных деталей, какими производят впечатление иные системы, все звуки разделены в пространстве, но не противоречат друг другу, остаётся ощущение, что всё это — один человек.
Очень впечатлило звучание оркестра (пьеса Шнитке, вы «АудиоДоктор» знаете). Если кто не любит или не понимает симфонического оркестра — прошу сюда, полюбите или, по крайней мере, поймёте. Слышно не только, что и как играют, эта система таинственным, но очень явственным образом передаёт ощущение, что инструменты — дорогие, а музыканты — хорошие.
Басовые тесты (турецкий барабан и мотоцикл с «Focal Tools») система в целом прошла, но не без замечаний. Инфразвуки мотоцикла назад не уходили (а они это делают при малейшей слабине в настройке баса), но удары в барабан, чётко различаясь по тону, оказались не вполне стабильны по локализации, один выпрыгивал вперёд другого.
Безусловно сильнейшая сторона звучания системы — фокусировка. Трудно было удержаться, чтобы не вести пальцем по торпедо за гуляющим саксофонистом с «Focal Tools», именно потому, что он фокусировался с точностью до отпечатка пальца, даже казалось, что справа, у стойки лобового стекла, он идёт, прижавшись к стене и огибая рельеф обивки. Вот так…
RTA
Замер АЧХ вызвал небольшой консилиум с разделившимися мнениями, это неизбежно. Неравнодушное отношение сабвуфера к некоторым тонам стало легко объяснимым: на 40 Гц на АЧХ отчётливый и значительный подъём. Мнение представителей журнала было таково: решение подключить сабвуферную головку одной катушкой привело к повышению добротности выше оптимальной, стоит, возможно, поступиться мощностью сабвуферного канала и включить две секции последовательно, на 8 Ом. А может, и сам разыграется, к моменту измерений система проработала недолго. Вторая особенность АЧХ — широкий, хотя и гладкий, провал между 1,2 и 3 кГц, он, надо думать, и придаёт характерное сочетание эффекта присутствия с некоторой сдержанностью звучания на всех тестовых треках.