Студия «Аверс-центр», г. Киев
Руководители проекта Евгений БРЫЖАТЫЙ, Виктория СИДЛЯРЕНКО
ЭВОЛЮЦИЯ №10
Имя у этого автомобиля длинное, как у испанского гранда, Mitsubishi Lancer Evolution 9. Или как у коллекционного вина, даже больше похоже, потому что к имени приписан и год…
- Тип системы: мультимедиа
- Аудио: 2-полосный фронт + тыл + сабвуфер
- Источник: Pioneer P6800DVD
- Усилитель: Steg QM6.45
- Акустика: Rainbow SLC 265, Rainbow KX 165
- Сабвуферы: JL Audio 10W1V2.4
Это модель 2006 года семейства Lancer EVO, представители которого не раз становились победителями чемпионатов мира по ралли и выиграли множество европейских соревнований (в том числе и наш, украинский чемпионат). Миллионы поклонников во всем мире ценят остроту руля, точность реакций, отменную работу подвески и хриплый, почти звериный, рев мощного турбодвигателя. Предыдущая, восьмая версия Lancer Evolution стала хитом продаж на Украине в сегменте спортивных автомобилей.
«Девятая эволюция» — по-прежнему культовый спорткар. В его двухлитровый турбомотор внедрили фирменную систему изменения фаз газораспределения MIVEC с усовершенствованным турбонагнетателем. Это позволило улучшить характеристики работы двигателя во всем диапазоне оборотов, увеличить его мощность до 280 л.с. (в предыдущей версии — 265) и улучшить показатели разгонной динамики (5,7 с до 100 км/ч).
Для многих «девятка» — воплощение всего самого яркого и неординарного: полный привод, 17-дюймовые диски с шинами «Бриджстоун», амортизаторы «Бильштайн», тормоза «Брембо», удобные, цепкие «ковши» сидений Recaro, спортивный норов шестиступенчатой коробки. Словом, EVO 9 сохранил гоночную стать, взрывной, необузданный характер и остался суперседаном — самым раллийным среди всех дорожных машин. При этом автомобиль стал комфортабельнее: руль MOMO, кожаный салон, задний подлокотник, климат-контроль. Машина ближе и понятнее обычному водителю. В ней есть даже фиксаторы «Изофикс» для детских сидений! Да, чуть не забыли. Штатная озвучка Evolution 9 построена на базе двухдинового головного устройства, интегрированного в центральную консоль. Вот про это сказать-то больше и нечего.
Михаил мечтал об «Эволюшн» девятой генерации и еще с лета 2006 года планировал эту покупку. Тогда в Киеве их было немного. Совсем немного — буквально одна-две, да и то у официальных представителей фирмы. В «Аверс-центре» он свой человек. В последние полтора года не раз там появлялся, и специалисты выполняли для него работы в разных автомобилях. Вы наверняка помните Seat Leon, который в центре построили год назад («АЗ» №2/2007). «Леон» оформлен в испанском стиле, в черно-красных цветах. Миша, как постоянный и преданный клиент центра, разумеется, не раз видел этот автомобиль. Он восторгался им и хотел оформить салон своего будущего EVO в такой же цветовой гамме, чтобы украсить машину и выделиться даже в ряду столь неординарных автомобилей. Сочетание красного и черного — стиль Михаила, да и новенькой «девятке» (в хорошем смысле), на которой он прикатил в центр в конце 2006, эти цвета очень к лицу. Хозяин Evolution молод, молоды и инсталляторы. И это, наверное, одна из причин того, что автомобиль получился таким оригинальным, нарядным и запоминающимся. Впрочем, обо всем по порядку.
Вначале речь шла только о перешивке салона — пластик его заводского оформления был далеко не под стать автомобилю, что, надо признать, у японцев случается нередко. Цветовое решение интерьера, сами понимаете, не обсуждалось. Дизайнеры центра показали владельцу несколько вариантов и вместе с ним выбрали основу для перетяжки салона — черную кожу с красной строчкой, украшенную квадратиками аппликации из алькантары красного цвета. Центральные вставки карт дверей, подушки и спинки сидений тоже решили оформить красной алькантарой, прострочив их диагонально квадратиками. Они должны были стать рельефными, «дутыми» и привнести в интерьер машины «домашний» покой и уют.
Дутые мягкие «матрасики» из алькантары добавляют салону домашнего уюта
Творческий процесс захватил наших героев, появилось желание создать что-то большее, чем просто интересный автомобиль, сделать его неповторимым, эксклюзивным. Чтобы машину узнавали, был доволен владелец («десятая эволюция» — только у него), а инсталляторы могли гордиться своей работой. Поэтому красные «матрасики» из алькантары украсили также и боковые поверхности центрального туннеля. Появились квадратики аппликации на потолке и задней стойке, как бы падающие на «шляпную» полку. Концепцию оформления салона перенесли и в багажник.
Заводской пластик оформления салона был светлых тонов. Детали его, уцелевшие после перетяжки, перекрасили в черный цвет: плафоны, фрагменты откидных ручек под потолком по бокам салона, держатели ремней безопасности, разные крючочки и прочие мелочи. Впрочем, таковых осталось немного. Чтобы выдержать новый стиль, перетянули руль, те же откидные ручки, перешили чехол рычага переключения передач.
Все основные новаторские идеи дизайна салона и багажника — от специалистов «Аверс-центра». Владелец приезжал довольно часто. Ему показывали работу, советовались, и практически со всеми предложениями по оформлению автомобиля заказчик соглашался.
Новая «голова» в центральной консоли — как «родная»
Штатная аудиосистема своим качеством звука на тот момент Михаила устраивала. К тому же «Эволюшн» — машина спортивная, а принято считать, что спорткар как-то не очень совместим со звуком (что-то одно — скорость или звук). Но вскоре выяснилось, что вместо заводского головного устройства он хотел бы установить мультимедийный комбайн Pioneer P6800DVD, обеспечивающий просмотр DVD. Разумеется, головное устройство такого уровня в связке со штатной акустикой просто не реализовало бы своих возможностей по качественному звуковоспроизведению. Установщики сделали свой ход и предложили построить в автомобиле что-то вроде мобильного кинотеатра, повысив качество звука за счет замены заводских динамиков компонентами более высокого уровня. А как же иначе? Трепетно относясь к автозвуку как явлению, спецы «Аверс-центра» перестали бы себя уважать, ограничься они только тюнингом салона. Да и момент был уж очень подходящий. Салон все равно полностью перетягивали, и инсталляцию новой аудиосистемы можно было сделать как бы заодно. Намного проще, чем в случае, когда речь идет только об апгрейде заводской озвучки без изменения интерьера.
Нашелся еще козырь. Иметь в машине видеомонитор — этап почти пройденный. Если уж поражать своих друзей и знакомых, то по полной программе: не только кинотеатром на колесах, но еще и мобильным концертным залом со звуком адекватного качества. Перед такой аргументацией заказчик не устоял, предложения по комплексу работ были подготовлены за неделю-полторы и ударили по рукам. Процесс пошел, через 4 — 5 недель «эволюция №10» была готова.
Это не просто резиновая груша и шланг, а ноу-хау тюнинг-центра
Следует отметить, что основная затратная часть бюджета этого проекта пришлась всё же на тюнинг салона. Что касается компонентов аудиосистемы, то установщики постарались не напрягать заказчика в отношении затрат на них и соответственно спланировали бюджет инсталляции. Конечно, при построении системы принимались в расчет и музыкальные предпочтения Миши: современные ритмы, танцевальная, электронная музыка — как и у многих молодых людей его возраста. С учетом этого установщики сознательно отказались от продвинутого SQ, но аудиосистема построена на достаточно качественных компонентах, которые сложно назвать бюджетными.
Как заведено в «Аверс-центре», перед началом инсталляции аудиосистемы в автомобиле был проведен полный комплекс работ по его вибро- и шумоизоляции. Она выполнена в стиле спортивных машин с использованием необходимого минимума материалов, чтобы не увеличить заметно массу авто. Применяя листовые материалы Kicx и битумную композицию, проклеили пол, потолок, днище багажника, двери, колесные арки, торпедо и перегородку между отсеком двигателя и салоном. При этом боролись буквально за каждый килограмм добавленного веса, ведь это спорткар. В результате в салоне стало значительно тише, а масса автомобиля увеличилась совсем не намного.
Как вы помните, модель нового головного устройства — выбор заказчика. Остановился он на двухдиновом Pioneer P6800DVD, в значительной мере потому, что аппарат идеально подходил для установки на штатное место того же типоразмера. Кроме того, это была одна из топовых моделей в линейке производителя. Выше — только 78-я, но она однодиновая с выдвижным монитором. Еще одно достоинство P6800DVD — шестидисковый DVD-чейнджер на борту. Немаловажно также, что с помощью внешних устройств этот комбайн допускает расширение своего функционала до поддержки Bluetooth, iPod, и инсталляторы использовали эти возможности. Согласитесь, водителю за рулем спорткара просто необходимы «свободные руки», а плеер iPod набирает все большую популярность.
Новый «прикид» рычага КПП
Пионеровскую голову интегрировали в центральную консоль без проблем — она в аккурат встала на заводское место. Чтобы аппарат не выглядел чужеродным элементом в интерьере консоли, изготовили и установили декоративную рамку. Ее покрасили в черный матовый цвет в стиле салона, и Pioneer P6800DVD смотрится сейчас как «родной».
Специалисты центра предпочитают строить аудиосистемы с продвинутым трехполосным фронтом и поканальным усилением. Это уже своего рода фирменный почерк. В этой же машине озвучку выполнили по схеме, ставшей классической: двухполосный фронт с компонентной акустикой и пассивными кроссоверами, тыловые коаксиалы и сабвуфер. Вполне самодостаточная система, учитывая музыкальные предпочтения заказчика. Да и соображения бюджета принимались в расчет.
Для фронта выбрали немецкую акустику Rainbow SLC 265. Мидбасы традиционно инсталлировали в передние двери. Предварительно динамики смонтировали навесным монтажом, прослушали и определились с их местоположением. Оказалось, что вполне можно использовать штатные места, предварительно их подготовив. Затем изготовили переходные кольца и закрепили их на филенках дверей — своеобразный переход «труба». Подиумы НЧ-головок установили на картах и перетянули вместе с ними. Играет мидбас на весь объем двери.
Твитер в передней стойке нацелен на внутрисалонное зеркало заднего вида
Под твитеры тоже изготовили небольшие подиумы. Установили пищалки на передние стойки так, чтобы они не мешали обзору через лобовое стекло. Направление ВЧ-излучения — на внутрисалонное зеркало заднего вида.
Тыловую акустику Rainbow KX 165 разместили на заводских местах в задней полке. Усиливать ее не пришлось, сделали только шумоизоляцию. Изготовили переходные кольца, с помощью которых и смонтировали коаксиалы. Модель выбрали в пару с акустикой фронта. Инсталляторы хорошо знают продукты Rainbow, устанавливали акустику этого брэнда уже не один раз и доверяют ему.
Заказчику предложили на выбор несколько сабвуферных динамиков: Rainbow, Audio Development и JL Audio. Вместе пришли к выводу, что именно JL смотрится эффективнее всех: его металлизированный диффузор своим видом напоминает некий хромированный диск. Остановились на 10-дюймовой головке JL Audio 10W1V2.4.
«Звездопад» красных квадратиков на потолке и задней стойке
При выборе варианта ее акустического оформления Михаил выставил (и весьма категорично) едва ли не единственное свое требование в проекте — сохранить в багажнике как можно больше свободного места. Ведь он часто бывает в дальних поездках, и, естественно, этот чрезвычайно полезный отсек кузова нужен для использования по прямому назначению. Более того, сначала владелец автомобиля вообще отказался отдать в распоряжение установщиков багажник. Для обеспечения в системе басовой поддержки речь шла о фри-эйрном сабвуфере и даже о каких-то «серьезных» коаксиалах. Но мастерам в конце концов удалось убедить его, что это как раз и несерьезно, если рассчитывать на качественный звук.
Решили дело полюбовно и оригинально: Миша привез один из своих походных чемоданов, и по нему сделали разметку в багажнике под будущее оформление. Из объема, доставшегося звуку, и исходили, планируя инсталляцию и воплощая ее в «железе». Экономя место, сабвуферный динамик установили, направив его внутрь салона через «лыжный» люк, прикрываемый при необходимости подлокотником заднего сиденья. В таком варианте оказался очень кстати и технократический стиль диффузора головки с крупным логотипом производителя.
Красная строчка на черной коже торпедо — фамильная черта тюнинга салона
Акустическое оформление саба — компактный закрытый ящик объемом примерно 17 л, выбранным с учетом рекомендаций производителя. С литражом угадали практически сразу, проведя предварительное прослушивание динамика по временной схеме — мастера центра делают уже далеко не первый сабвуфер. Для обеспечения жесткости и исключения посторонних призвуков корпус изготовили по месту из многослойной фанеры толщиной 12 мм и ДСП по технологии «сэндвич». Внутри его обработали виброшумопоглощающим материалом Kicx. Закрепили корпус на несущих лонжеронах кузова с помощью болтов. На его задней стенке поместили шестиканальный итальянский усилитель Steg QM6.45, который двумя включенными в мост каналами раскачивает сабвуфер, а оставшимися четырьмя обеспечивает работой фронтальную и тыловую акустику. Этот качественный аппарат безупречен в отношении дизайна и смотрится на своем месте отлично. «Металлическая» внешность его хорошо подходит к молодежному, спортивному стилю машины. QM6.45 тоже проверен в других инсталляциях.
Рядом, справа от усилителя, установили буферный конденсатор Stinger и завершили оформление установкой фальшпанели, которую тоже закрепили болтами. Ее перетянули черной алькантарой, украсили фирменным тремя ромбиками Mitsubishi и все теми же «салонными» красными квадратиками из алькантары, «рассыпавшимися» (впрочем, вполне упорядоченно) на панели.
Мидбас на подиуме и центральная вставка основательно изменили карту передней двери
Монтаж аудиосистемы выполнили в традициях соревновательных (по автозвуку) автомобилей. Провода и кабели уложены в жгуты, стянуты стяжками и закреплены. Последнему уделено особое внимание, ведь машина спортивная и высокие скорости — ее удел. Это касается и установки всех компонентов. Силовая проводка — от Puresonic, межблочные кабели — Thunderbolt, акустические — «Чернов кабель».
Пришло время рассказать об одной из изюминок этого проекта — воздушной подкачке поясничного отдела водительского сиденья. Это, можно сказать, ноу-хау «Аверс-центра», благодаря которому водитель не наживает себе боль в пояснице. Да и в экстремальной ситуации (сами знаете какой) воздушная подушка поможет избежать травмы позвоночника. Устанавливали подкачку специалисты центра уже не в первый раз. Реализована она достаточно просто. Сиденье водителя снабжено резиновой грушей (внизу слева), с помощью которой по шлангу подкачивается воздух в емкость, вживленную в сиденье. Тем самым можно отрегулировать под себя подъем поясничного отдела и обеспечить комфорт при езде. Эта система полностью себя оправдала в других проектах. Часть ее заимствована из похожих устройств иномарок, например немецких, другие компоненты (крепление, канал, по которому нагнетается воздух) — наработки центра.
Под грилем, на своем законном месте — тыловой коаксиал
Реализацией «в железе» такого очень полезного и востребованного сервиса завершились работы по этому проекту. Бокс тюнинг-студии покинула еще одна действительно очень оригинальная спортивная машина с выдержанным, «своим» стилем оформления салона и багажника. На борту ее развернута аудиосистема, ориентированная, в соответствии с предпочтениями владельца, на прослушивание современных ритмов. Ведь корень слова «эволюция» и означает «развёртывать»…
Лыжи в салоне больше «не живут». Вот кто там живёт…
SQ
Cами установщики высказались о звучании системы в этом автомобиле примерно так. Звуковая сцена, мол, ограничена по ширине размерами салона, края ее воспринимаются где-то на уровне передних стоек. По высоте она выстроена выше верхней кромки торпедо. Глубина — не рекордная, но ведь в машине построена не хай-эндная, а классическая беспроцессорная стереосистема. Тыловой акустике в ней отведена роль подзвучки. Дескать, есть небольшая проблема с сабом, который ощущается звучащим чуть позади, и от этого немного проигрывает связка «мидбас — сабвуфер». Но в общем получился хороший для своего бюджета звук.
Соглашаясь в целом с такой самооценкой, в которой нет и тени лукавства, хотим кое-что уточнить. Во-первых, сцена по высоте воспринимается с запасом над верхней кромкой торпедо, а это — результат выше среднего для двухполосных систем. Во-вторых, построена она так, что звук показался нам больше окружающим, «киношным». Водитель сидит скорее «в оркестре», чем перед ним. Это, впрочем, вполне соответствует музыкальным предпочтениям владельца машины и его ориентации на просмотр DVD.
Сабвуфер со своей порцией самого нижнего регистра — тоже «в оркестре». Если он действительно воспринимается звучащим чуть позади (хотя нам так не показалось), то самую малость и далеко не на всех записях. И уж точно к басу как таковому претензий нет: он плотный, упругий, с хорошей динамикой. Струны контрабаса не воспринимаются «обвисшими».
Наверху — достаточно меди, саксофон воздушен и прозрачен. Частотный баланс вообще очень хорош, диапазон и атака звука тоже на высоте. Одним словом, если это и бюджетный звук, то качество его — пожалуй, на уровне верхней планки этой категории.