Юрий ЕВТУШЕНКО. Измерения: Андрей КРЫЛОВ
ПРАВИЛА СЕРВИРОВКИ
Регулярно, раз в год, преимущественно в конце лета, наш журнал норовит уйти в кулинарную тематику. Потому что тема теста — «блинчики» 6 х 9.
Впрочем, давайте называть вещи своими именами. Блинчики и блины — совсем разные кушанья. Сегодня речь пойдёт о блинах. Подозреваю, что в западных странах уверены, будто бы bliny’s подают на стол исключительно with caviar. Оно и верно, с икоркой, как правило, неплохо получается, только блины должны быть несладкими, и лучше, чтоб тонкими. Блины потолще хорошо идут с сыром, если же тесто получилось сладким, попробуйте их со сметаной. Так, по крайней мере, положено. На деле одни и те же блины спокойно уживаются и со сметаной, и с сыром, и с икрой (при её наличии). На этом о блинах всё.
JVC CS-V6945 • Hyundai H-CSF693 • Panasonic CJ-DA6923 • Ultimate T3-692.3 • Alpine SPE-69C2 • Sony XS-F6933 • Challenger MS-692C • Audio Art Revolt SX 693 • Fusion PP-FR693 • Pioneer TS-A6992S • Audio System MXc 609 • Cadence CVLS-693
Переходим к «блинам» в их переносном, но не менее полезном смысле — к овальным коаксиалам размерности 6 х 9. Тот, кто уверен, что «блины» подают только с задней полкой, в общем, не так уж далёк от истины, но он не гурман. Очень может быть, что такого же мнения придерживается и большинство производителей, но только на деле то ли тесто у них получается не такое, то ли повара чудят… Вполне понятно стремление «поваров» повысить чувствительность овалов — такая акустика нередко (совсем нередко) используется с усилителями головного устройства, а там не то что лишних ватт нет, но и необходимых негусто. Пути здесь два. Первый — облегчать «подвижку», а чтобы мидбас не превратился (по частоте резонанса) в среднечастотник, одновременно повышать гибкость подвеса. Но слишком гибкий подвес не позволит динамику работать при большой мощности, особенно при установке в акустический экран (free air), каковым как раз и является задняя полка. Получается типичный представитель племени «тонких»: высокая чувствительность, сравнительно компактный магнит, небольшая допустимая мощность — не по теплу, а по линейности. Если помните, разделение на «толстых» и «тонких» было нами придумано для сабвуферов, а овалы 6 х 9 находятся на грани, хотя и со своей спецификой. Заключается она в том, что «блины» практически не бывают «толстыми». Вспомним характерные особенности «толстых» сабвуферов: мощный магнит, жёсткий подвес, низкая чувствительность. Овалы 6 х 9 и низкая чувствительность вместе не живут, а буде они покажутся «на людях» вместе, продать такой марьяж будет непросто. То есть, даже выбирая для «блинов» мощный магнит, массу подвижной системы всё равно нельзя сильно повысить. Результат очевиден: понизится электрическая добротность и, как следствие, полная добротность опустится ниже тех значений, которые приняты для фри-эйрных головок (от 0,65 и выше).
Таких овалов с «ящичной» добротностью в сегодняшней группе из дюжины участников нам встретилось четыре, то есть нельзя отнести это явление на счёт случайности (или низкой квалификации «поваров»), остаётся только признать, что тенденция существует. Как такие «блины» сервировать? Тут существует примерно три варианта. Первый — как нынче говорят даже высшие должностные лица — не париться. Блины — с икрой; «блины» — в заднюю полку. Бас при пониженной добротности получается красивый, прозрачный, хотя коль скоро овалы призваны заменять сабвуфер, то, как правило, от них требуют более конкретного и густого низа. Второй вариант — для гурманов. Раз уж мидбас «ящичный», то и поместить его в ящик — пару емкостей соответствующего объёма можно закрепить на нижней стороне полки. Но этот трюк проходит, когда требуется ящик не больше 20 л, при таком объёме ящик можно «размазать» по площади полки, сделав его практично плоским. А если оптимальный объём 30 — 40 л? Тут уже можно подумать о таком варианте, как установка в задние двери (для овалов с эквивалентным объёмом на круг 25 л установка в дверь не является фри-эйрной). И кстати, если уж у вас всё равно заказная инсталляция, никто не запретит подать «блины» и в передних дверях, но это совсем другая история. Потому хотя бы, что очень редко встречаются овалы, обладающие гармоничным звучанием на середине и на верхах. В сегодняшней группе таковых встретилось два или три.
В каждом групповом тесте «лопухов» (это я любя, мне лично акустика этого формата симпатична) мы обращаем внимание просвещённой публики на явную тенденцию к вытеснению коаксиалов (то есть двухполосных систем) триаксиалами (трёхполосными) и даже четырёхполосными системами. Было уже не раз говорено, что преимущества многополосных систем (более высокая перегрузочная способность) отступают перед недостатками, связанными с размыванием звуковой сцены и отражением звука от массивной обоймы твитеров. Было также писано-говорено, что доводы разума пасуют перед соображениями маркетологов, убеждённых, что чем больше у овалов пищалок, тем они лучше продаются. Приступая к тесту, я, честно говоря, ожидал, что двухполосные «блинчики» окажутся в явном меньшинстве перед трёх- и четырёхполосными. Оказалось, что не так всё печально. (Не думаю, что возобладал здравый смысл, скорее всего, «двухполоски» изготовителю дешевле обходятся.) Двухполосных овалов в сегодняшней подборке оказалось, по крайней мере, не меньше, чем трёхполосных. Говорю «не меньше», потому что один из участников несёт по два твитера, но однотипных и работающих в одной и той же полосе. То есть, с одной стороны, это триаксиал, с другой — двухполосная система. Правда, без четырёхполосной акустики всё же не обошлось. Ну, и встретилось ещё более удивительное изделие, родившееся в недрах всемирно известной аудио/видеокорпорации. Но об этом в своё время — должна же быть какая-то интрига даже в типовом групповом тесте.
По своему устройству овалы размерности 6 х 9 дюймов мало чем отличаются от своих «родственников» других форматов. Кроме намного более частого присутствия второго (третьего) твитера (мы их называем «супертвитерами») и, разумеется, большей площади диффузора. Кстати, для тех, кто ещё не совсем в теме — большая площадь диффузора и является одной из причин наибольшей в ряду мидбасов чувствительности «блинчиков». Одно из немногих различий — размер звуковой катушки. Если для мидбасов иных форматов самый ходовой диаметр звуковой катушки один дюйм, то у «блинов» шире всего распространены катушки калибра дюйм с четвертью, примерно, значит, 32 мм. Отсюда и более высокая терпимость к тепловым перегрузкам — для такой катушки можно ориентироваться на допустимую мощность 100 Вт RMS. (Обращаю внимание уже далеко не в первый раз: при такой подводимой мощности динамик будет выживать на пределе своих возможностей, и требовать от него музыкальности попросту неуместно.) Итак, калибр звуковой катушки по умолчанию 32 мм, высота магнита 15 мм, ширина резинового подвеса 11 — 12 мм. Кстати, о подвесе. На тех участках овала, где кривизна контура больше, подвес при той же его ширине-толщине становится жёстче. До сих пор нередко встречались «блины», у которых вблизи длинной оси эллипса ширина гофра увеличивалась — такая мера позволяла поддерживать постоянную погонную жёсткость подвеса. Подозреваю, что «секрет старых мастеров» нынче утерян — в сегодняшней группе нам вовсе не встретилось мидбасов с «адаптивной» шириной гофра.
Думаю, что кто-то хотел бы задать «главный» вопрос: всё, что вы тут поведали про устройство овалов, это, конечно, здорово. И, конечно же, огорчительно, что не все они на ура справляются с серединой и верхом. А как у них с басами?
Отвечаю: неплохо. У иных — даже совсем неплохо. Мидбасы, которые при наших испытаниях в эквиваленте двери (за отсутствием эквивалента задней полки) имели нижнюю частотную границу ниже 60 Гц, при установке в полку и в условиях автомобильного салона воспроизведут «весь» бас, вплоть до инфразвука. (Участники с такими характеристиками получали у нас высшую оценку за басовый потенциал.) Если басовая граница выше 60, но ниже 80 Гц, самый глубокий бас может воспроизводиться со спадом — где 1,5, а где и 3 дБ. Но не во всякой музыке он есть, а с «колбасой» у таких овалов, как правило, всё в порядке вследствие повышенной добротности. И только когда нижняя частотная граница пролегает выше 80 Гц, мидбасам может понадобиться поддержка сабвуфера, а сабвуфер и «блины», вообще-то, встречаются в одной машине редко. Впрочем, таких овалов совсем немного, в массе своей задачу создания басовой поддержки они решают. Вот только не надо требовать от них низких искажений при высокой громкости — эти требования могут удовлетворить только сабвуферы (и то не какие попало) благодаря более широкому ходу диффузора.
Заканчиваю вводную часть табличкой, где приведены значения эксцесса (попросту говоря, горба на АЧХ) и отношения частоты, на которой этот эксцесс наблюдается, к нижней граничной частоте (Fmax/F3) — в зависимости от величины полной добротности (Qtc). Это так, для ориентира…
Qtc | 0,9 | 1,0 | 1,1 | 1,2 |
---|---|---|---|---|
Эксцесс, дБ | 0,7 | 1,2 | 1,8 | 2,4 |
Fmax/F3 | 2,01 | 1,81 | 1,75 | 1,69 |
МЁД & ДЁГОТЬ
Будем откровенны: при всём уважении к фирме Pioneer мы обычно ждём от неё подвигов не в области динамиков, тем более — народного формата 6 х 9. Но одно дело, чего мы ждём, и другое — что получаем. Акустика Pioneer в этом тесте уверенно вышла в победители. Тут мы имеем тот случай, когда встречать «по одёжке» — значит совершить непростительную ошибку; акустика получилась удачная, несмотря на её несколько несерьёзный внешний вид. Так что Pioneer — «Лидер», с этим всё. Дальше немного сложнее, поскольку с минимальным отставанием от победителя финишировали ещё четыре участника. Это Panasonic, Alpine, Audio System и Cadence. Из этой четвёрки я бы выделил двух. Во-первых, Audio System, который по результатам прослушивания оставил, пожалуй, самое благоприятное впечатление в группе. Во-вторых, Panasonic. Акустика сделана очень интересно, и, получи она дополнительный балл за конструкцию, «Лидеру» пришлось бы потесниться. Так что Audio System и Panasonic получают звание «Фаворита», а Alpine и Cadence — нашу «Рекомендацию».