Олег ЛИХНИК, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
ИДУЩИЕ ОТДЕЛЬНО
Вариантов озвучивания салона много, даже все возможности расположения акустики и то трудно охватить мысленным взором. По части видео всё как будто проще.
Варианты наперечёт. Монитор может либо входить в качестве составной части в головное устройство, либо быть внешним. Внешние мониторы монтируются либо в подголовники, либо на потолок. И хотя фантазия установщиков иной раз рождает нетривиальные решения, 99% видеоинсталляций подпадает под один из трёх перечисленных вариантов монтажа мониторов или их комбинацию. Частный случай: плодом всепоглощающей любви к кинематографу может стать инсталляция, где будут сочетаться все три типа дисплеев-мониторов.
Mystery MVD-604RFU • Velas VDH-102 • NRG IDV-250U • Phantom PDVD-704 • звук
Теперь источники. Здесь ещё проще: источники могут быть внутренними и внешними по отношению к головному устройству. Это если считать, что DVD-проигрыватель и «источник видеосигнала» — синонимы. Если же толковать понятие «источник» более широко (включая в него ТВ-тюнеры, игровые приставки, а теперь и iPod video), то такие источники в большинстве своём будут внешними и только внешними. Как всегда, отдельной строкой идут навигационные устройства (а кто сказал, что это не видеоисточники?). До последнего времени среди них примерно с равной вероятностью можно было встретить как «внешние», так и «внутренние» устройства, хотя нынче особенно активно развиваются «головы» типа «всё в одном флаконе». Думается, данный факт является следствием расширения направления OEM у производителей car media, хотя и весьма сомнительно, чтобы отдельные (от головного устройства) навигационные системы в обозримом будущем исчезли как класс. Что же касается внешних DVD-проигрывателей, то динамика этого направления рынка не внушает особенно радужных надежд, и не исключено даже, что отдельно стоящие проигрыватели DVD участвуют в нашем групповом тесте в последний раз.
Причины возможного исчезновения «просто» DVD-проигрывателей всё те же: солидные производители автомобильной электроники всё больше внимания уделяют рынку OEM (на это есть объективные причины), а «солирующие» проигрыватели DVD в это направление не вписываются. Ну а разрабатывать такие аппараты исключительно для рынка aftermarket (автомобильных аксессуаров) желающих, будем говорить, немного. Вот и получается, что сепаратными проигрывателями DVD занимаются, как правило, изготовители второго эшелона. А жаль. То есть хорошо, что занимается хоть кто-то, обидно, что гранды car audio/video не снисходят до новых разработок подобной техники.
И вот почему. Как показывает банальный, но бесценный опыт, сложенный из сотен и тысяч повторений однажды познанного, качество воспроизведения обычных компактов многоформатными аппаратами (DVD/VCD/CD/mp3/WMA… и так докуда кто сможет) несколько ниже, чем у «специализированных» CD-ресиверов (пусть даже CD/mp3/WMA-ресиверов). Мне известны примерно два исключения из этого правила, но оба они стоят таких денег, что легче и экономнее остаться в пределах правила: средней руки DVD-ресивер работает с форматом CD-DA менее уверенно, нежели той же средней руки CD-ресивер, для которого этот формат является основным, а не дополнительным. И потом, DVD-ресивер потенциально создаёт условия для ущемления прав водителя как гордо звучащего человека и гражданина. Наши гуманные законы смотреть водителю кино не запрещают, да только по-настоящему из этой затеи всё равно ничего не выйдет. Можно, конечно, краешком глаза следить за тонкой игрой светотени в ленте датского нонконформиста, вот только есть шанс потом обсудить свои восторги с ментами группы разбора, а то и с нянечкой, пришедшей вынести утку.
Получается так, что если кто-то из пассажиров захочет посмотреть DVD, то водителю останется только атавистическое радио, да и то если в DVD-ресивере предусмотрен двухзонный режим работы. Наше радио (всякое совпадение является случайным) это, конечно, хорошо, но, сами понимаете… И только система с отдельно стоящим DVD-проигрывателем способна реализовать видео по «обходной технологии», не затрагивая возможностей основной аудиосистемы.
Я вот только что назвал фронтальную аудиосистему «основной», но это лишь для наглядности. На самом деле реализация идеи «отдельного кинозала» ничем не ограничивается, при большом желании сюда можно приспособить и декодер многоканального звука, и тогда она может оказаться покруче, чем фронтальная система. Но своих декодеров у DVD-проигрывателей, реализующих обходную технологию, как правило, нет. И в этом случае мы считаем необходимым присутствие у них цифрового выхода звука. Согласитесь: DVD, от которого принципиально невозможно получить многоканальный звук, это как-то не по-людски.
Какие ещё есть общие особенности у DVD-проигрывателей, стоящих гордо и отдельно? Как было сказано, они разрабатываются не самыми могучими производителями и потому функциональными возможностями не поражают. Совсем… Например, при работе с CD они не декодируют CD-текст, при воспроизведении mp3 не читают тэги. Не все аппараты декодируют и файлы WMA. По крайней мере, не делают этого официально: лицензионные отчисления ведомству «друга Билла» помешали бы удержать цены на технику этого рода на искомом демократичном уровне. К запретам DVD-консорциума разработчики доступных «дивидюшек» относятся без догматизма, все (немногочисленные, правда) участники сегодняшнего теста читали диски, не интересуясь их национальностью (для DVD это региональный код). Конечно, все они справляются со стареньким форматом VCD (в Китае он ещё не ушёл в прошлое, а сохранился в виде рестайлингового стандарта SVCD). Зато мало обученных новомодному формату DivX, требующему от проигрывателя определённого интеллектуального уровня. А отсутствие сигнала DTS на линейном выходе заставляет в очередной раз пожалеть, что от продукции этого типа отвернулись гранды car audio.
По своим функциям автомобильные DVD-проигрыватели вплотную подходят к проигрывателям домашним. И вообще, кроме компактных размеров и присутствия в комплекте кронштейнов для крепления, у «наших» проигрывателей не так много различий, так что их вполне можно рассматривать как «продукты двойного назначения»: при наличии сетевого блока питания автомобильный DVD-проигрыватель превращается в «домашний». Ну, почти. В отличие от домашних «коллег» у автомобильных аппаратов нет не то что компонентного, но и S-Video-выхода, что при работе на достаточно большой экран будет заметно. Нет дисплея, даже простенького (а ведь в прежние времена аппараты с дисплеем встречались, и нередко), так что даже при прослушивании CD необходим монитор, чтобы представлять, что там происходит. Зато в отличие от домашних аппаратов у автомобильных есть регулятор громкости, так что их можно подключать не к предусилителю (где он в машине-то?), а непосредственно к усилителю мощности. Как и у любых проигрывателей DVD, у «наших» тоже есть встроенный ИК-приемник для сигналов пульта ДУ. Но только автомобильные аппараты комплектуются выносными ИК-приёмниками на достаточно длинном (3 — 4 м) шнуре. Раз уж у проигрывателя нет дисплея, то, убрав его с глаз долой, вы ничего не потеряете. Правда, убирать надо не очень далеко: рано или поздно диск менять придётся всем, кроме патологических однолюбов.
Есть ещё одна функция, которая встречается только в наиболее продвинутых домашних аппаратах, а в наших DVD-проигрывателях стала стандартом де-факто. Это коммутация внешнего входа на выход. Тоже понятно, дома с этой задачей (помимо прочих) справляется AV-ресивер, в машине надо городить дело с AV-мастером или чем-то в этом роде, а городить… вы на цену в заголовке ещё раз взгляните, ладно? То, что DVD-проигрыватель позволяет осуществлять коммутацию одного, а то и двух источников AV-сигнала, расширяет возможности создания полноценного AV-центра по «обходной технологии». Наличие второго выхода видео, конечно, полезно, ибо позволит при желании подключить два монитора — скажем, установленных в подголовники. (Напомню, мониторы нельзя включать в параллель, не сабвуферы.) Так что нормой оснащённости по части интерфейса будем считать один AV-вход, один AV-выход плюс цифровой выход звука. Конечно, на оценку оснащённости может повлиять и присутствие приятных дополнений вроде интерфейса USB.
Теперь перечислю те функции, которые обычны для DVD-проигрывателей, но не совсем привычны для большинства из нас, получивших суровое воспитание на примерах CD-ресиверов. Из сервисных функций присутствует только одна — та, что мы называем «спрятать диск», включить аппарат, загружая в него диск, либо заполучить диск, не включая проигрыватель, не удастся. Дополнительные режимы: обязательно повтор трека, реже воспроизведение в случайной последовательности и совсем редко — сканирование. Режим ускоренного поиска (мы его порой ностальгически называем «перемоткой») фиксированный, то есть для того, чтобы из него выйти, надо нажать кнопку Play. (В автомобильных CD-ресиверах такой алгоритм управления был бы неудобен, но в отдельно стоящем проигрывателе, который и не рассчитывается на управление водителем, это нормально.) Многодисковый режим Resume по-прежнему является прерогативой Sony, у всех остальных аппаратов (то есть у всех в данной группе) память позиции, с которой надо возобновить воспроизведение, стирается после выгрузки диска. Жаль, конечно, но так уж оно сложилось. Радует, однако, что детский период развития систем управления закончился, теперь даже в секторе наиболее доступных AV-устройств не встречаются аппараты, способные запутаться в дисковом меню сложной структуры или в операциях поиска. Ввод цифр с пульта как пунктов меню современным «софтом» тоже поддерживается. Геометрические несоответствия при преобразовании систем цветности (транскодировании) тоже как будто канули в Лету. В общем, нынешние «отдельно идущие» — аппараты далеко не безнадёжные, и жаль будет… Впрочем, об этом уже было. Но пока они есть, и давайте посмотрим то, что есть.
МЁД & ДЁГОТЬ
Арифметика и история — разные науки. По итогам теста наибольшее число баллов набрал DVD-проигрыватель Phantom. Дело, казалось бы, ясное, но это — арифметика. А история такова. Нам, при самом пристальном изучении, не удалось найти хоть какие-то отличия нынешнего образца от прошлогоднего, а тот уже получил всё, что можно было, ещё в прошлом году. Так что звание «Лидера» на сей раз решено было не присуждать вовсе. С немногими оставшимися участниками всё ясно: NRG — «Фаворит», Mystery — рекомендованный продукт. Впрочем, если не иметь в виду подключение внешнего декодера многоканального звука, далеко не факт, что Mystery уступает «Фавориту». Но закон есть закон…