Пётр ХОХЛОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Это стандартные требования, предъявляемые к усилителям мощности во всех областях звукотехники. Только приоритеты между ними могут быть разными.
ИГРАТЬ ГРОМЧЕ, ШУМЕТЬ МЕНЬШЕ
Самые «громкие» — усилители для эстрады. Причём громкие как в том, так и в другом смысле. При мощностях в несколько киловатт, понятно, без вентиляторов не обойтись, а вот шуметь им, в принципе, не возбраняется. Иные сценические усилители чувствительно «жужжат», но на ущерб для вовлечённости редко кто жалуется.
Art Sound JAB 120.2 • MTX X702 • Lightning Audio S4.200.2 • Phoenix Gold V752 • Mystery MA 2.300V2 •Pioneer GM-5300T • Fusion PP-AM9002 • Forsage WSL-2600E • Soundstream TRA 340.2
Усилители для дома — иная статья. Скажем, вы послушали музыку, потом сделали паузу (скушали «Твикс»). Усилитель не должен мешать процессу, а то «Твикс» расплескаете. Поэтому создатели таких аппаратов (особенно многоканальных) скорее пойдут на увеличение габаритов корпуса до размеров пылесоса, чем поставят туда вентилятор. А если и поставят, то это будет специальный вентилятор — большой, медленный и бесшумный. Я специально упомянул многоканальные усилители, поскольку их суммарная мощность начинается с отметки 0,5 кВт, так что по выходной производительности они самые громкие.
Усилители для car audio по совокупности двух упомянутых требований стоят где-то между первыми и вторыми, хотя и не посередине. Мощности могут быть самыми разными, поскольку у нас не редки универсальные устройства, предназначенные как для работы с фронтами, так и для «раскачки» сабвуфера. Хотя, если не брать эксклюзивные изделия (которые в групповой тест, понятно, не попадают), мощности здесь всё же ближе к «домашним». Что же касается шумности… Очень редко получается так, чтобы окна авто «выходили в парк», как правило (практически всегда), уровень фонового шума в салоне куда выше, чем дома, да и усилители чаще всего убирают из салона в багажное отделение. Это с одной стороны. С другой — лишнего места в машине не бывает, поэтому усилитель обязан быть сравнительно компактным. Так что аппараты с принудительным охлаждением у нас не редкость, и слава богу. И если вентилятор (вентиляторы) охлаждения шумит не громче, чем «коллеги» в обычном компьютере, проблем нет. Но определённую меру соблюдать надо, иначе получится такой усилитель, которому противопоказана установка в салон. А между тем в инсталляции под сиденья есть и немалые плюсы, в частности, минимальная длина проводов.
Я неспроста посвятил столько дефицитного журнального места рассуждениям о требованиях к вентиляторам. Правда, в сегодняшнем тесте двухканальников средней ценовой категории (раньше, до подешевения доллара этот ценовой диапазон назывался «от 140 до 200 у.е.») лишь двое из девяти участников оказались оснащены вентиляторами. Но, как мы заметили, налицо устойчивая тенденция к росту максимальной мощности усилителей для car audio, и даже в ходе испытаний по одному каналу многие из них прогревались до такой степени, что переносить их можно было, лишь используя средства охраны труда (пару салфеток). Вывод я бы сделал такой: если с сабвуфером работает усилитель с выходной мощностью в мостовом включении 300 Вт и выше (то есть по фактам жизни — любой усилитель, пригодный для такого использования), крайне желательно наличие вентилятора. В противном случае снижается надёжность, не исключено и пропадание звука при срабатывании защиты по перегреву. А ежели аппарат установлен в салоне, то ощущать под задом металлическую массу, прогретую до 80 — 90 градусов, может понравиться только в разгар крещенских морозов.
Объяснений растущей мощности двухканальных усилителей существует, по крайней мере два, и оба не совсем прямо связаны с качеством звучания. Первое: снижение цен на мощные и высоковольтные выходные транзисторы, которые до сих пор лимитировали «накачку» мощности. Второе: усилитель с более высокими показателями мощности легче продать. И тут уже не работают соображения здравого смысла, в частности, что более мощные усилители имеют, как правило, худшие показатели разделения каналов (больше выходной ток — больше наводки на вход соседнего канала). Или что сильно недогруженный усилитель имеет повышенный реальный уровень шумов (здесь уже я подразумеваю шумы электрические, а не акустические). Скажем, мощность усилителя 300 Вт, на акустику вы подаёте максимально 75 Вт, тогда ваш аппарат с относительным уровнем шумов -92 дБА (это отношение сигнал/шум «наоборот») будет шуметь так же, как 75-ваттный усилитель с уровнем шумов -86 дБА. То есть, мягко говоря, посредственный 75-ваттник. И тут даже неудобно вспоминать, что существует мнение, согласно которому параллельное включение нескольких выходных транзисторов (критическое число — два) вредит тонким эманациям звука. Что же касается универсальности мощных усилителей, то такой довод «играет» не без фальши. Наверное, можно включить мостом двухканальник, чтобы получить триста, ну, четыреста ватт. Но не шестьсот и тем более не девятьсот: на этих мощностях моноблок будет работать и надёжнее, и лучше, и к тому же он может оказаться дешевле. В общем, маркетинг, как случается уже не впервые, вредит технике и человечеству (может, пора объявить охоту на маркетологов?).
Какие ещё есть тенденции в современном усилителестроении? Входы высокого уровня (уровня громкоговорителей) пошли в ротацию. Скажем, в пределах нынешнего теста ими снабжены две трети «списочного состава» участников. Конечно, мы с вами, как люди грамотные, понимаем, что подключение одного усилителя к выходу другого означает сложение динамических и иных искажений первого и второго. Но даже в наших рядах встречаются те, кто упорно не желает избавляться от штатной «головы», которые теперь норовят интегрировать с прочим оснащением приборной панели самым иезуитским образом. А такие «головы», как правило, лишены линейных выходов (исключение — «авторские» аудиовидеосистемы в дорогих авто, но к ним подход особый). В общем, теперь будем считать, что отсутствие входов высокого уровня это минус. Линейные выходы будут полезны как при подключении по высокому уровню (надо как минимум отвести сигнал для сабвуфера), так и в тех случаях, когда «голова» имеет ограниченный набор линейных выходов. Особый случай — поканальное подключение акустики фронта (конкретно — би-ампинг и три-ампинг). В таком варианте использования повышенные требования предъявляются к фильтрам усилителей (широкий диапазон перестройки, полосовой режим), но, как известно, существуют головные устройства, у которых уже припасён комплект фильтров на этот случай (3-Way), и, в конце концов, внешние активные кроссоверы хоть и стали дефицитом, но найти их ещё можно. Прямые линейные выходы по сути представляют собой Y-разветвитель, только реализованный не в кабеле, а в железе. Конечно, возможности такого выхода (в отличие от выхода «непрямого», подключённого через операционный усилитель) не безграничны. Кое-кто утверждает (и не без оснований), что в некоторых случаях даже подключение двух усилителей к одному выходу (через разветвитель или прямой выход) влияет на звук. Но будем всё же считать допустимым, когда к одному выходу подключается не более трёх усилителей — а больше обычно и не требуется. Так что отсутствие линейных выходов для двухканальных (именно двухканальных) усилителей мы также считаем минусом. Третий компонент «обязательной программы» — басовый регулятор (заимствованное словцо «буст» будем в основном употреблять для обозначения функции ступенчатого подъёма баса, увы — нередкой). И, как всегда, наличие «бонусов» вроде подтонального фильтра (сабсоника), фазовращателя или дистанционного регулятора уровня тоже влияет на оценку оснащённости и может компенсировать отсутствие одного из элементов «обязательной программы».
Теперь несколько слов о фильтрах. По-прежнему наиболее ходовая крутизна спада АЧХ фильтров 12 дБ/окт. И по-прежнему у некоторых из них с ростом частоты среза (у фильтров ВЧ) полюсы передаточной характеристики расходятся, и, как результат, амплитудно-частотная характеристика выходит на расчётную крутизну где-то в «минус бесконечности». Мы, если помните, оцениваем крутизну спада на уровне -20 дБ, и иной раз получается, что при высокой частоте среза крутизна составляет 6 дБ/окт. Ну, не хотят разработчики ставить в регулятор счетверённые подстроечные резисторы (это на два канала). Подозреваю даже, что простой китайский инженер уверен, что фильтр и должен быть «кривым», так же, как в том, что жена — это кривоногое, сварливое и вечно недовольное существо, заставляющее мужа работать днём и стирать ей исподнее вечером. Ну, не видел он других, не довелось…
Хочется ещё отметить тенденцию к расширению диапазона перестройки чувствительности усилителей. Например, ни одному из сегодняшних одноклассников за диапазон чувствительности не была снижена оценка по показателю «Технические характеристики». Диапазон перестройки либо достаточный (до 5,5 В, скажем), либо более чем (до 9 — 13 В). Вот только неясно, зачем нижнюю границу перестройки разработчики упорно держат на уровне 0,11 — 0,20 В. Много вы видели «голов» с таким уровнем выхода, пусть даже при работе тюнера? Лично я как будто ни одной. Может показаться, что запас карман не тянет, но это не так. Если чувствительность перестраивается в 100 раз, то точно установить усиление проблематично — слишком высокая крутизна регулировочной характеристики. Да и сбить настройку проще простого.
Начиная с нынешнего теста мы вводим дополнительную графическую информацию: осциллограммы воспроизведения усилителем прямоугольного сигнала («меандра») частоты 20 кГц при работе на чисто активную нагрузку (4 Ом) и на нагрузку емкостного характера (0,47 мкФ параллельно резистору 4 Ом). То, что прямоугольный (на входе) сигнал на выходе таковым не является, это нормально: без искажений воспроизвести его может только устройство без общей обратной связи и с бесконечной полосой пропускания, а это лишь математическая абстракция. Реальность же от абстракции отличается не только сильно, но и по-разному у разных аппаратов. Однако ничего не бойтесь и переворачивайте страницу.
МЁД & ДЁГОТЬ
Одинаковое число баллов набрали сразу три участника: Mystery, Fusion, Soundstream. То есть разница в показанном суммарном результате тоньше, чем требуется, чтобы набрать один балл. Ну да ладно, когда это нас пугали тонкости, давайте разбираться. В частности, усилителю Fusion был «засчитан» басовый регулятор, но, как показали измерения, не факт, что от такого регулятора много проку, уж в очень узкой полосе он действует. Два оставшихся участника проявили себя наилучшим образом, хотя, если уж совсем по-партийному принципиально, вопросы к ним сохранились. К Mystery — по характеристикам фильтров. К Soundstream — по далеко не выдающемуся показателю переходного затухания. Весы едва отклонились от нейтрали, но всё же — в сторону Soundstream, который выходит из этого испытания «Лидером». Mystery по понятной логике становится «Фаворитом», а на усилителе Fusion мы ставим басовый регулятор в ноль и после этого с чистой совестью даём нашу «Рекомендацию».