Андрей ЕЛЮТИН, Ольга САВЕЛЬЕВА
До какой-то степени мы это могли предвидеть и даже предвидели. Но масштаб явления недооценили, признаемся честно.
ОСОБАЯ ПОЗИЦИЯ
Девиз правления
IFA, она же — Internationale Funkausstellung, ежегодная с недавних пор выставка в Берлине — не просто большая. Даже не просто гигантская и по порядку показателей крупнейшая в мире. Она особенная с точки зрения позиции по отношению к обслуживаемой индустрии. Больше других здесь подходит модель хвоста и собаки. Индустрия бытовой электроники — собака. Выставочный бизнес — хвост. Крупнейшие с мире экспозиции: CES в Лас-Вегасе, Hong Kong Electronics, не говоря уже о других, помельче, — все они проявляют полную готовность вилять в соответствии с пожеланиями отрасли, соперничая между собой с пышности и размахе виляния, как и подобает хвосту.
IFA не первый год занимает позицию принципиально иную, заранее подсказывая собаке, как именно ей предстоит двигать туловищем в наступившем году. Относительно хвоста, считающего себя незыблемым. Самое интересное, что это нередко удаётся… Не всегда, но нередко. Когда руководство выставки на традиционно созываемой им в конце весны пресс-конференции объявляет, как китайские императоры, «девиз правления» на этот год, дальше остаётся смотреть, окажется ли он выполнен. Ведь спустя несколько месяцев уже не выставка, а индустрия определит, с чем она явилась на публику. В какой-то из прошлых годов IFA сказала: «Нынче у нас всё будет про плоские телевизоры». Угадать, в общем, было нетрудно, так и случилось, наступившее шоу было сплошь плоским, плазменным и жидкокристаллическим. В другой раз IFA изрекла: «Наш и ваш завтрашний день — мобильное цифровое телевидение». Мобильное — в смысле совсем мобильное, как телефон. И не угадала. Или не наш это день, или не завтрашний, короче — не пошло пока дело.
Впрочем, и успешные, и неудачные телодвижения в части этой техники нас с вами напрямую не касаются, пусть телепузики сами в своих трендах разбираются. Но вот этой весной мозговой центр IFA выступил с инициативой, уже прямо затрагивающей нашу отрасль. Напомним (статья «R-G-B» из №6/2007): для «IFA 2007» была придумана новая классификация техники, представленной на выставке. Раньше одной из категорий было Audio & Car Media. Кто что привезёт: кто кар, кто — не кар. А в этом году отдельно было Audio Entertainment, а отдельно… как бы не так. Ничего. Только пристальное изучение рубрикатора выставки обнаруживало группу под названием Communication, Navigation и что-то там ещё. И на прямо заданный на апрельской пресс-конференции вопрос, исчерпывается ли, по мнению организаторов, автомобильная электроника навигацией, был дан почти прямой ответ: «Ну, в общем, мы считаем, что да…»
Интересно было посмотреть, как индустрия прореагирует на такое резкое движение своего выставочного хвоста, и, как оказалось, туловище вильнуло в полном соответствии с полученными указаниями и с крайне любопытными результатами. Автомобильной электроники на IFA этого года стало заметно больше, чем было в прошлые. Но почти вся она находилась в формате портативной навигации. Не просто автомобильной навигации, а портативной, почти исчерпывающим образом. Причём, что служит подтверждением тезиса о хвосте и собаке, не только путём сложения, когда к традиционной технике прибавляется и портативная навигация, но и путём замещения.
Два очень показательных примера. Стенд Clarion. Как и каждый год, большой, яркий и просторный. Почти весь посвящён портативной навигационной системе. Причём — одной модели, у больших и традиционных для car audio фирм, как потом удалось заметить, редко бывает больше. Если не торопиться и походить по стенду среди многочисленных (и идентичных) образцов Clarion Portable Navi, терпение и труд будут вознаграждены: в уголке стенда, эдак застенчиво, на двух квадратных метрах выставлено всё остальное: мультимедиа, ресиверы и проч. Типа — «мы ещё и крестиком умеем…». Второй пример: у Panasonic, естественно, гигантские площади заняты всякими плазмами и Full HD, сепаратно всегда был стенд про автомобильные дела и непременные две демо-машины снаружи. Та же картина, только ещё контрастнее: автомобильный стенд — бенефис портативной системы Panasonic Strada, а мультимедийные демо-автомобили на всех своих экранах с открытия до закрытия выставки показывают ролики про… вот именно, Panasonic Strada.
Вот на этом, на первый взгляд обескураживающем этапе знакомства с выставкой давайте прервёмся, отдадим должное местному нефильтрованному и зададим себе вопрос: хорошо это или плохо?
Малыш и грабли
Вправду ли промышленность пошла на поводу у своих, в общем-то, вассалов, или произошло другое: она сама этого хотела, но как-то шугалась заместить на сверкающих стендах изобилие дорогостоящей техники недорогими и по большому счёту несложными питюльками? Скорее второе, и это вселяет надежду, что отрасль car audio пытается в последний момент увернуться от граблей, на которые как минимум однажды уже наступила полной ступнёй. Это знаете о чём? О CD-чейнджерах, как ни странно покажется это в обсуждаемой теме. Как вы знаете, чейнджеры всякий производитель делал по своему стандарту, строго надзирая за полной несовместимостью с другими головными устройствами. Считая (ошибочно), что так можно больше заработать. Если бы в этой технике гранды пошли по пути честной конкуренции, продавая чейнджер, потому что он лучше всех, а работать будет с чем угодно, этот вид техники не умер бы, как он сделал сейчас. А наблюдая за агонией тяжеловесов, из-за угла вышел малыш по имени USB, код обмена с которым открыт и универсален и по которому можно подключить хоть карманный «донгл», хоть стагиговый винчестер.
Вторыми граблями была как раз навигация. У каждого гранда — свой софт, оберегаемый похлеще ядерного чемоданчика, хочешь апгрейд для «Пионера» — пожалте направо, в «Пионер», для «Панасоника» — налево. А теперь скажите, реально ли car audio фирме, даже крупной или крупнейшей, справиться с циклопическим объёмом работы по обслуживанию навигационных данных? Ведь результат может быть продан только владельцам систем одной, «своей» марки. Значит, на этом в компании будут сидеть пять человек. Больше не посадишь, невыгодно. Результат: всё больше нареканий на запоздалый и с ненадлежащим качеством проводимый апгрейд карт и софта. Да, первоисточников картографических данных всего два: Navteq и TeleAtlas. Но по условиям игры их непременно надо было перегнать в такой формат, чтобы никто и никогда… А это — время и деньги, которых, как оказалось, было недостаточно даже у грандов. А за углом, как и в прошлом примере, уже ждал другой малыш…
Имя ему — портативная навигация. А сила — не в том, что она портативная, это изначальная причина произошедшего, но не единственная и не решающая. Портативные навигационные устройства — это операционная система Windows Mobile в том или ином виде, а под этим знаменем — дивизии Билла Гейтса, если в этот продукт не лезть с дурацкими затеями с целью предотвратить возможность его использования на устройстве нелюбимой марки, он будет работать как часы. А объёмы продаж таковы, что работать будет за копейки. Это раз. Два: собственно программное обеспечение для навигации. Пока гранды пыхтели, как пионер (аллюзия неумышленная), прячущийся под одеялом с посылкой из дома, появились как бы Биллики Гейтсики, именно в этом роде софта. Они наперечёт (Garmin, TomTom, iGo и пара-тройка совсем мелких), но они продают свой продукт всем, кто пожелает его купить и установить на несложную платформу, а их в Китае вам наделают в любом требуемом виде и количестве. Да и качестве, здесь ошибиться трудно. Итог: у портативок оказалось более стабильно работающее, чаще обновляемое программное обеспечение, более свежие карты (конвертированные в специфический, но теперь уже массовый формат, а это означает — дешевле).
Так что, вероятно, в данном случае не совсем хвост вильнул собакой, он угадал желание вильнуть именно так и ему поспособствовал. Из этого, между прочим, есть следствие, частное в мировом масштабе, но крайне важное для нас, жителей великой России. «Титульные» производители автомобильной навигации с очень большим скрипом, хоть и с ещё большей помпой, распространяют рабочую область своих систем на нашу великую. А портативщики? Да на два корпуса впереди. В Москве и Питере «маленькие Гейтсы» работают отлично, новые города всё время прибавляются, процесс идёт. А ещё нужно иметь в виду: у жителей великой России есть древняя традиция пользоваться ворованными данными. Украсть новую карту для «Кенвуда» — дело безнадёжное, а данными для портативных систем, благодаря их довольно узкой номенклатуре, в Интернете идёт бурный обмен. Это, конечно, нехорошо, мы это со всего размаха осуждаем, но на практике, давайте без понтов, означает: если у вас, скажем, Mio DigiWalker, надо просто добраться до сетевого склада ломаных карт для iGo, софт используется этот, а значит, с такой покупкой вы никогда без карт не окажетесь. Заверните, пожалуйста. Кто в выигрыше? Кто под одеялом? Ну а теперь — обратно в павильон, уже с другим выражением лица и другим взглядом на вещи.
Мелкие и много
Гранды индустрии отчаянно рвутся навстречу покупателю не случайно. Ещё немного, и они упустили бы время окончательно. Уже сейчас, там где у Panasonic — одна система, у того же Mio Technologies — целый выводок. И не только у них, причём закономерность прослеживается очень чётко: чем менее громкое имя фирмы, тем больше выбор портативных устройств, тем больше выдумки проявлено при их разработке и (отметим также и это) тем охотнее переходят представители фирмы в разговоре с плохого английского на хороший китайский (которым один из авторов не владеет вовсе, догадайтесь кто). Сходная ситуация наблюдалась в прошлом применительно к головным, скажем, устройствам, но там широта выбора и дизайнерские, мягко говоря, эксперименты жителей особого экономического района Шеньчжень напрямую разменивались на качество и функциональные возможности. С портативной навигацией такого размена не происходит: то, что они умеют, определяется софтом, а он — одинаково породистый и дошлифованный на сотнях тысяч выпущенных копий.
Портативные навигационные системы, в принципе, похожи друг на друга. Впрочем, и CD-ресиверы тоже похожи, что не мешает им быть разными. Но в этом изобилии тренированному глазу удаётся заметить признаки того, что наступает качественно новый этап развития этого вида техники. Знаете, что было таким этапом в развитии мобильных телефонов? Когда они стали предметом дизайна и моды. В этом году носят такие, а ходить с прошлогодним — беспонтово. Портативные навигационные устройства тоже стали прихорашиваться. У одних производителей — путём обклеивания фуфлыжным «Сваровским», эти не в счёт, в семье не без уродов. А у других — появились остроумные стилизации для мотоциклов, появились модели, сделанные с пониманием эстетики приборных панелей новых моделей машин, и наконец появилась первая портативная навигашка с именным дизайном. Это — веха.
И ещё одна веха, другого рода. Портативные навигационные системы посягнули на святое — на внедрение в штатную навигацию относительно дорогих машин (эти системы, как правило, самые дорогие и дурные одновременно). Лидер рынка портативного софта Nav N Go (торговая марка iGo) впервые не ограничился только софтом, а привёз систему Nav N Go Limousine, с помощью которой можно воткнуться под монитор штатной навигации. И теперь впервые на экране в «Мерседесе» можно будет увидеть заставку не штатной системы (за большие деньги, только у официальных дилеров), а гораздо более удобной и надёжной — за небольшие деньги из ближайшего MediaMarkt. Кто бы кем ни вильнул — всё к лучшему…
Новейшие модели от JVC, Carpoint и Funkwerk. Если честно, какие из них вам кажутся более современными?
Кто не знает старика Крупского: Clarion на «IFA2007» был фирмой, специализирующейся на портативной навигации
Panasonic Strada ходит одна, а Mio и TomTom — стайками
Ну, насчёт «Формулы» — это шутки ради, а для чопперов действительно уже делают особую модель
Те, кто давно в теме, начинают делать действительно стильные вещи. Это — топовый TomTom Go 920, с дистанционным управлением по BlueTooth
Те, кто совсем недавно делал рамки к магнитолкам, переключились на крепления для PNA
Обратный процесс: начинали с навигации в карманных компьютерах, а теперь выборочно устанавливают дополнительные функции связи в навигационных устройствах
Новейшая версия iGO 8: графика, какая грандам и не снилась. И уже не приснится…
Важная веха: первая портативная навигация с именным дизайном
iGO впервые вышла за рамки «софта» и тут же посягнула на штатную навигацию в породистых машинах