Олег ЛИХНИК, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
ВЗВЕШЕННЫЙ ПОДХОД
Чем на первый взгляд отличаются потолочные мониторы со встроенным DVD-проигрывателем от просто мониторов такого же формата? Почти ничем. Пока ещё заметишь узкую щель для загрузки диска…
• Challenger RE-1069D • Power Acoustik PMD-103CH • Soundstream VCM-13DGR • Phantom DV-5102 • NRGDCTV-102DV • MRM RD-10.2 • Mystery MMTC-1520D
Но стоит взять вещь в руку, как всё становится на свои места. Вес выдаёт назначение и состав устройства. У человека неподготовленного даже может возникнуть сомнение, а будет ли безопасно подвесить сравнительно массивное устройство к потолку? По крайней мере, автора этого материала такая мыслишка посетила. Пришлось выяснить, как устроена крыша салона. Профиль крыши обеспечивают арочные усилители, а на арках иные вещи стоят тысячелетиями, это самое могучее инженерное изобретение всех времён. Так что к ним можно подвесить предметы даже более массивные, нежели комбинацию из монитора и DVD-панели.
Кажется, в тесте отдельно стоящих проигрывателей DVD я уже выражал сожаление по поводу того, что ассортимент таких устройств потихоньку сокращается. Но одновременно растёт номенклатура потолочников с DVD, так что хоть ясно, куда перенаправили поток невостребованных транспортов. Смирившись с реалиями, давайте разберёмся, что теряет и что приобретает взамен покупатель этого нового (относительно, конечно) вида техники по сравнению с традиционным набором из проигрывателя DVD и монитора.
Потери. DVD-проигрыватель нельзя забрать с собой и использовать, скажем, на даче. В общем, это минус, но небольшой, «дачный» DVD-плеер нынче можно приобрести дешевле двух тысяч, у него будет полный комплект выходов видео, а также декодер многоканального звука, и ему не понадобится 12-вольтовое питание. Идём дальше. Чтобы загрузить диск, надо напрягаться и тянуться к потолку, тогда как самостоятельный DVD-проигрыватель можно установить под расслабленной рукой: в консоль, между сиденьями, да хоть в дверь.
Приобретения. Компактность и инсталляционная простота. Что лишнего места в машине не бывает — аксиома, и если в том же объёме потолочного монитора прячется ещё и источник, это удобно. А если других источников сигнала в вашей видеосистеме не предусматривается, то удобно вдвойне, поскольку вы сможете обойтись без каких-либо проводов (кроме питания, разумеется). Идём дальше. Выигрыш в качестве изображения. Давно известно, что соединение по композиту имеет массу недостатков, главный из которых — наличие перекрёстных искажений между сигналами цветности и яркости. Если интерфейс мониторов и отдельно стоящих DVD-проигрывателей ограничен именно композитным видео, то соединение ЖК-панели со встроенным источником может (и должно!) осуществляться по компонентному интерфейсу. Но даже если по недосмотру или лености разработчиков используется тот же многострадальный композит, минимальная длина соединений позволяет серьёзно снизить влияние перекрёстных искажений.
Численно минусов и плюсов вроде бы поровну, но если их взвесить, последние перевесят уверенно. Так что будем считать, что отдельно стоящие DVD-проигрыватели оптимальны для работы с мониторами в подголовниках, а потолочные мониторы предпочтительнее иметь со своим источником. Но это, разумеется, если для видео используется «второй контур». Если у вас установлено аудио-видео головное устройство, ему больше подойдёт «чистый» монитор. Но, как бы то ни было, появление комбинированных устройств — магистральная линия прогресса, неспроста для некоторых из них применяют универсальное обозначение gadget (русский аналог — «штуковина», есть и более выразительный синоним). Впрочем, для комбинации телевизора с DVD (или для монитора с DVD) существует персональное название — «комбо». И хотя это словечко имеет явный «домашний» акцент, вряд ли нам стоит от него отказываться.
Некоторые из участников нынешнего теста уже снабжены ТВ-тюнером, так что обозначение «комбо» для них верно без уточнений. В другие же тюнер может быть установлен, в третьи — нет. Первые и вторые в сумме оказались в явном большинстве. В общем, мы считаем, что монитор с тюнером (то есть телевизор) и одним AV-входом — это оптимальное оснащение, чистый монитор и два AV-входа — это нормально, то же с одним входом, это, что называется, минимальная комплектация, и оценка будет соответствующей. Кстати, при оценке оснащённости мониторов устройства с широким дисплеем у нас обычно получают преимущество, поскольку они могут показывать как широкую, так и «нормальную» картинку без геометрических искажений. На сегодня широкие и нормальные мониторы будут пользоваться приоритетом, и вот почему. Если вы в настройках DVD-проигрывателя выберете тип дисплея «широкий», то на «нормальном» мониторе будут искажения при просмотре фильмов, записанных в формате Wide («широкий»). Если вы выберете в настройках Normal, то фильмы широкого формата будут воспроизводиться с тёмными полосами в верхней и нижней частях экрана, а на широком дисплее это означает, что картинка будет сжата по вертикали. Вывод: у широких дисплеев нет явных преимуществ перед «нормальными». При наличии тюнера скорее даже, наоборот: только на дисплее обычного формата эфирная картинка будет неискажённой.
Мы, как правило, не пытаемся определить, кем именно произведены комплектующие (в частности, DVD-приводы), входящие в состав головных устройств. Сложно это и не всегда показательно. Но у большинства мониторов DVD-панели, что называется, на виду, и грех было не поинтересоваться, кто из них who. У четверых участников установлены панели корпорации DVS Korea, которая специализируется на приводах, и выпускает, в том числе, весьма продвинутые драйвы для SACD, используемые в дорогой домашней технике. Один драйв изготовлен компанией Forju, имеющей заводы в Корее, материковом Китае и на Тайване. Тут, в общем, «труба пониже, и дым пожиже», хотя компания тоже не безымянная и производит широкий спектр комплектующих. У двоих участников DVD-привод скрыт от глаз, но из описания одного из них известно, что «Panasonic inside».
До сих пор, говоря о геометрии дисплеев, мы оперировали терминами «широкий» и «нормальный». Такое разделение было справедливо для кинескопных телевизоров, вероятно, оно остаётся применимым и для домашних панелей, но в нашей отрасли оно было бы несомненным упрощением. Вернее, так. «Нормальный» формат, с соотношением сторон 4:3 (или же 1,33:1), существует реально. А вот формат широкий — это не только 1,78:1 (16:9), но и множество вариаций на тему. Экран может быть как уже (например, 1,66:1), так и шире «широкого» (1,87:1). Такое разнообразие следует из технологии ЖК-панелей. Дело в том, что технологические листы кристалла не всегда режутся на точное количество заготовок для домашних панелей и компьютерных мониторов. Остаются обрезки, геометрия которых, понятно, не может точно соответствовать стандарту. Вот из этих обрезков и собирают пакеты, которые потом служат основой для изготовления малогабаритных дисплеев. И хотя сам по себе экран с геометрией, скажем, 1,67:1 не хуже, чем стандартный 1,78:1 (может даже, наоборот), готовые дисплеи закупаются под определённую модель монитора, а вот прошивку драйвера никто менять не хочет, а потому в режиме Wide (а нередко и в Normal) картинка оказывается сжатой или, напротив, растянутой по горизонтали настолько, насколько изменены пропорции панели по сравнению со стандартом.
Функции и настроечные возможности DVD-проигрывателей, хотя и кажутся сложными, давно уже стали понятными и привычными для всех, кого они интересуют. Правда, хитроумные китайцы нередко дополняют этот перечень. Например, вводят настройки изображения, что позволяет сэкономить на заводских пресетах. Как правило, всё то же (и с большим успехом) можно сделать на мониторе, поэтому мы этими настройками не пользуемся. Другой «бонус» — несколько бустов по звуку и даже симуляторы реверберации. Однако качество обработки звука применяемым для этих целей процессором таково, что лучше его не трогать. По умолчанию считаем, что на выход в режим Setup (настроек) не накладывается дополнительных ограничений (как чаще всего бывало в проигрывателях прежних поколений).
Теперь о других умолчаниях, касающихся функций DVD-проигрывателей. Все они читают диски форматов CD (а то!), и VCD (кто не в курсе, был такой до DVD; диски в Европе давно не производятся, но в КНР до сих пор в ходу модифицированный формат SVCD). DivX (MPEG4) участниками этого теста единодушно не декодируется, аппараты в большинстве случаев даже не видят соответствующих файлов. Звук DTS на аналоговом выходе не появляется, а поскольку цифровым выходом звука «комбо», как правило, не оборудованы, воспроизвести саундтрек в этом формате не удастся. Если вам непременно нужен DTS (а это законное право трудящегося), то надо поискать источник более «взрослых» изготовителей car audio/video. Впрочем, как показал опыт прошлого номера, солидность изготовителя ещё не является гарантией восприимчивости техники к формату DTS. Проигрываются файлы mp3, но без тэгов. И, конечно, никакой кириллицы — средний китайский производитель не может себе позволить делать технику под конкретный рынок, иначе она будет стоить так же, как у тех, кто это себе позволяет. По умолчанию считаем, что проигрыватель работает с дисками всех регионов. В плане CD-текста (правильнее говорить «диск-текста», поскольку на DVD он тоже встречается) не всё так безнадёжно, как прежде, но подразумеваем, что «DVD-монитор» его не читает. И все они позволяют напрямую (с пульта) вводить нужные номера треков (главок на DVD). При работе с mp3 (или WMA) на экран выводится список файлов/папок, по которому можно перемещаться свободно, прежде чем выбрать нужный файл для воспроизведения. Если свобода чем-то ограничена, об этом будет сказано. Режим ускоренного поиска фиксированный, в отличие от CD-ресиверов, и многоскоростной. Из сервисных функций реализуется только одна — «спрятать диск».
Теперь копнём чуть глубже. Память стоп-кадра, как правило, рассчитана на одно поле, а потому точки в этом режиме теряют регулярность (некоторые из них вытягиваются), а на наклонных линиях появляются зубцы. Полоса «чернее чёрного» не воспроизводится, какую бы яркость вы ни установили в мониторе. Это означает, что сигнал с малым уровнем обрезается ещё видео-ЦАПом — таким способом изготовитель борется с шумами.
Выныриваем из глубины на поверхность. А что у потолочного монитора на поверхности? Конечно, плафоны освещения салона. Причём всё чаще вместо ламп накаливания используются сверхъяркие светодиоды. Ток потребления у них на порядок меньше, чем у ламп (скажем, 60 мА против 0,7 А). Впрочем, ток, потребляемый монитором, мы всегда указываем без освещения салона, кому интересно, может прибавлять сам. У всех «комбо» предусмотрен ИК-модулятор для передачи звука на стандартные ИК-наушники. Опция небесполезная, далеко не каждому водителю придётся по вкусу слушать всю дорогу какую-нибудь «стрелялку». Все аппараты снабжены также ЧМ-передатчиком, позволяющим «включиться» в основную аудиосистему. Для меня полезность этой опции не очевидна, поскольку достоинство мониторов с DVD как раз и заключается в том, что они не вмешиваются в основную систему. И тем более — с тем качеством звука, которое обеспечивает встроенный ЧМ-модулятор. Правда, попалась сегодня пара участников, у которых «прямой» звук недалеко ушёл от того, что может дать модулятор. Однако… Раз уж мы стали переходить на частности, значит, пора…
МЁД & ДЁГОТЬ
Победитель определился сразу. DVD-монитор дебютировавшего в отрасли видео брэнда MRM оказался очень добротно исполненным и набрал наибольшее число баллов. К тому же это единственный в группе аппарат с цифровым выходом, позволяющий при наличии желания (подкреплённого материальными возможностями) построить на его основе мобильный театр с многоканальным звуком. Итак, MRM — «Лидер». С одинаковым отставанием от победителя финишировали ещё два участника — Challenger и Mystery. Первого и второго объединяет бережное отношение к звуку, но различий между ними больше. У Mystery развитые коммутационные возможности, дисплей неяркий, но кинематографичный. У Challenger интерфейс проще, но по техническому качеству он оказался очень удачным. Так что паритет здесь налицо. Тем, кому необходим монитор «нормального», а не широкого формата, можем рекомендовать Power Acoustik. Почему его, а не практически неотличимого от него (за исключением цвета кожи) Soundstream? А потому, что в представленных на тестирование экземплярах картинка у Power Acoustik была заметно лучше. Можно, конечно, сказать, что это разброс от образца к образцу. Можно. Но мы тестируем то, что у нас есть здесь и сейчас, и по этим правилам у кого лучше — у того лучше, а почему — не нам разбираться.