Марк ГАСАНОВ, измерения: Андрей КРЫЛОВ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ
Это было придумано во время перестройки специалистами по пиару (они тогда ещё были простыми партработниками). Потом формулировку уточнили до «социалистического плюрализма мнений». Ну не продуктов же, с продуктами было как раз туго…
Hyundai H-CSP106 • Forsage C-04-10 • JVC CS-GD4250 • Maxwatt MS-10HQ • Fusion EN-SW10ES • Pioneer TS-W257F • Rockford Fosgate P1S410 • Sony XS-L104P5B • Art Sound Hit 10 • Kicker Comp C104 • SPL S2-10M • CadenceZXW 10-2 • Power Acoustik PM-10W • Alpine SWE-1043E • Magnat AD 250
Хотя насчёт продуктов концепция многообещающая. Китайская Народная Республика и по сей день вполне рабоче-крестьянское государство, со всеми положенными атрибутами. Я даже не думаю, что все там у них представляют, какая может быть «множественность мнений», но множественность продуктов промышленности видна всем невооружённым взглядом. Причём видна, знаете ли, всё лучше и лучше. В обоих смыслах…
Сабвуферы калибра 10 дюймов всегда отличались широкой номенклатурой. Мы её давно разбиваем на две примерно равные части — до 2800 рублей и выше. Точнее говоря, теперь это некруглые цифры в рублях, а ещё год назад это было до ста долларов и свыше ста и до двухсот пятидесяти. После второй отметки, как мы считаем, массовая продукция кончается, и то, что там, в вышине, уже заслуживает отдельного разговора. Нет смысла в очередной раз напоминать об условностях всяческих разделений, но они были и будут, потому что так жить проще.
При относительно стабильной численности сабвуферов повышенной ценовой категории количество сабов начального ценового уровня медленно, но верно растёт. Это притом что нижняя ценовая планка потихоньку подтягивается, это происходит со всей продукцией из Юго-Восточной Азии, акустикой в том числе. К примеру, лет восемь назад были сабвуферы Power Acoustik — «восьмёрки» по 25, «десятки» по 30 у.е. Такие, если помните, с разноцветным уплотнительным кольцом. Нынче даже с учётом инфляции доллара такое представить трудно (уплотнительное кольцо можно, цены — нельзя). Розничные цены на десятидюймовые головки нынче начинаются примерно от 1100 рублей, а выше 1400 сабвуферные головки стоят плотным строем. И практически все они произведены при социализме. То есть на упаковке может быть написано: «Designed and Engineered in USA», «Germany» или ещё где, но я ни разу не нашёл надписи «Made not in China».
В самих конструкциях плюрализм полный. Если помните, в прежние годы у нас встречались повторы вроде такого: литьё корпуса относится к широко распространённому типу. Теперь более разнообразны конструкции и корпусов, и диффузоров, а материалы, из которых они сделаны — это вообще сказка. Если целлюлоза и полипропилен — самые лучшие материалы для диффузоров, то «бутерброд» из целлюлозы с полипропиленом наверняка будет лучше всех. Вот вам пример азиатского мышления. Образования среднему китайскому производителю определённо не хватает, но это пройдёт. Наверное. Если потребитель сможет как-то разобраться в этом потоке, а не станет, как голодный окунь, хватать то, что сильнее блестит.
Хотя, прямо скажем, разобраться во всём непросто. Возьмём подборку из сегодняшнего теста: пятнадцать головок. Можно, если постараться, найти из них тройку со сходными параметрами Тиля — Смолла, и ещё две пары — каждая со своим набором. А разброс частот резонанса — от 25 с чем-то до 54 Гц, эквивалентного объёма — от 12,5 до 77 л, добротности — от 0,35 до 0,85. Как вы, наверное, понимаете, весьма затруднительно (и особенно в сфере car audio) дать какие-то рекомендации по каждому параметру в отдельности. Определённо можно сказать только, что головки с высокой частотой резонанса (к примеру, выше 45 Гц) требуют очень просторного закрытого ящика (ЗЯ), но, с другой стороны, именно они подходят для фри-эйрной установки (для работы в акустическом экране). В очередной раз мы убедились в полезности параметра EBP, введённого в обиход в своё время господином Смоллом (правда, для несколько иных целей). Применительно к нашей отрасли действует правило: меньше EBP — выше акустическое усиление в ящике с фазоинвертором (ФИ) при фиксированной форме АЧХ. Например, для одной из головок с самым высоким EBP (86) мы получили самое низкое среднее усиление 3,0 дБ. Для двух совершенно непохожих головок с одинаковым EBP (49,9 и 50,0) — одинаковое усиление 7,8 дБ. Правда, для двух других головок с EBP 38,8 и 38,2 мы получили усиление 9,2 и 8,8 дБ, хотя должно бы быть наоборот. Ну, тут скажу, что разница в 0,4 дБ реально почти ни на что не влияет, а поскольку среднее усиление мы определяем графически по картинке на экране монитора, ошибки в пределах 0,5 дБ вполне извинительны.
Наверное, не будет лишним в очередной раз «расшифровать» нашу методику оценок сабвуферных головок. И начнём по порядку. Параметры Тиля — Смолла мы определяем на размятых в течение 45 — 60 минут головках. Разминка происходит при мощности 60 — 100 Вт (в зависимости от стати головки) синусоидальным сигналом 20 — 30 Гц (больше диаметр — ниже частота, чтобы амплитуда по максимуму, звук по минимуму). После разминки обязательный «отдых». По нормам — не менее часа, а по жизни — чаще сутки. Измерения параметров ведём по методу дополнительной массы, он более точен, чем метод дополнительного объёма — не надо учитывать объём внутри диффузора и бороться с утечками. Характеристическая чувствительность получается в результате расчётов — раньше мы её измеряли и сравнивали с расчётным значением, но за всё время не обнаружили ни одного расхождения.
Дальше начинаются тонкости. В отличие от басовой акустики, работающей в свободном поле, где от объёма ЗЯ существенно зависит форма АЧХ, у сабвуферов в салоне авто в первую очередь меняется величина подъёма на частотах ниже 40 Гц (подъём может быть и отрицательным). Форма АЧХ от 100 Гц вниз до 50 Гц почти не меняется: если здесь есть подъём, то уменьшением объёма ящика вы сможете его уменьшить на несколько десятых долей децибела или его увеличением уменьшить спад, если он есть. До тех пор пока низкочастотный край (25 Гц) частотной характеристики не опустится ниже уровня её противоположного края (100 Гц), неравномерность АЧХ формально не растёт (хотя на слух разница будет заметна), и при этом достигается наименьший объём ЗЯ. Этот объём и соответствующую неравномерность мы и ставим сабвуферу «в зачёт». Если дальнейшее уменьшение объёма ведёт к возрастанию неравномерности, но её величина не достигает 2 дБ, мы выбираем наиболее компактный ящик. Неравномерность менее 2 дБ оценивается на 9 баллов, от 2 до 3,9 дБ тянет на 8 баллов, неравномерность 4,0 дБ и выше принесёт участнику 7 баллов.
Акустическое усиление оцениваем в оформлении типа ФИ. Практически для любой головки можно получить «стандартную» АЧХ с максимумом на частоте 35 Гц и шириной полосы (по уровню -3 дБ) 4/3 октавы, скажем, от 25 до 63 Гц или от 20 до 50 Гц. Размер соответствующего ФИ идёт в зачёт, как и среднее акустическое усиление в полосе от 25 до 100 Гц. Потом величину этого усиления мы складываем с характеристической чувствительностью и получаем показатель, который называем «Нормированной чувствительностью в салоне». Из двух объёмов (ЗЯ и ФИ) получаем среднее геометрическое — эта величина в наших таблицах (пока) не фигурирует, но именно по ней выставляется оценка за компактность оформления.
Сложно? Не без этого. Но тем самым, как нам кажется, удалось добиться полной повторяемости оценок. Может возникнуть вопрос: почему нельзя было оценивать акустическое усиление по ЗЯ? Потому что в этом оформлении не удаётся получить для разных головок повторяющуюся форму АЧХ. Кроме того, мы исходили из того, что для тех, кто выбирает ЗЯ, важнее добиться правильной формы АЧХ. А при использовании фазоинвертора важнее акустическое усиление. Впрочем, мы не считали и не считаем, что приверженцам «фазика» качество звука по барабану, поэтому за «стандарт» и взяли кривую, которая имеет, на наш взгляд, наибольшие шансы понравиться всем. (Тут можно напомнить, что при создании ящика с ФИ вы всегда имеете возможность получить более ровную АЧХ, уменьшая его объём, либо, наоборот, добиться более агрессивной частотной характеристики ценой увеличения объёма ящика.)
Теперь вернёмся к тому, с чего начинали — к разнообразию форм сабвуферных головок. Обратите внимание — я сказал «форм», а не конструкций. Хотя применительно к диффузорам можно говорить и о конструктивном разнообразии. Пошли в ротацию конструкции с составным диффузором, в которых шаровой (или параболический) сегмент опирается на полноразмерный конус. Жёсткость такого объёмного диффузора, понятно, выше, чем в традиционной конструкции с центральным колпачком. Хотя неизвестно, так ли уж важна здесь жёсткость — всё равно основным источником нелинейностей в басовом диапазоне является нелинейность магнитного поля, а после неё — нелинейность упругих свойств подвеса. Кстати, величина этих нелинейностей (мы измеряем к.н.и. при мощности, соответствующей звуковому давлению 96 дБ на расстоянии 1 м в свободном поле) для недорогих сабов имеет тенденцию к возрастанию. Отсюда делаем вывод, что производством акустики занимаются все, кто может, а не только те, кто знает, как она устроена. Впрочем, тенденция к уменьшению к.н.и. с ростом розничной цены головок сохраняется, так что направление поиска хотя бы отчасти ясно.
Но мы несколько отвлеклись. При всём разнообразии форм существуют, к счастью для нас, авторов, некоторые общие моменты, которые можно не перечислять каждый раз при описании конструкции. Диаметры звуковых катушек по-прежнему кратны 1/2 дюйма: 1,5, 2 дюйма, и т.д. Это «и т.д.» здесь присутствует для красоты и общности, в пределах сегодняшней группы не было ни одной головки с катушкой большего калибра, нежели 2 дюйма — не тот формат, знаете ли. По умолчанию будем считать, что диаметр катушки 50 мм с чем-то. Магниты с высотой 20 мм уже не столь многочисленны, как прежде, но мы неявным образом станем предполагать, что их размер именно таков, если не указано иного. Материал подвеса по умолчанию — резина, хотя технологию вспененного полиуретана китайские производители освоили уже в полной мере. Подразумеваем, что центрирующая шайба плоская и с регулярным профилем гофров — отступления от этого правила встречаются лишь во второй половине теста. Наконец, как всегда, считаем само собой разумеющимся, что внутри нижней шайбы магнитной системы имеется проточка, присутствие которой выдаёт характерный конический выступ снаружи. Однако плюрализм мнений — дело хорошее, но есть мнение, что пора уже и начинать…
МЁД & ДЁГОТЬ
Получилось, значит, так. Наивысшие суммарные оценки у Alpine и Magnat. Эти двое сегодня в «Лидерах», давайте их наградим и отпустим, потому что дальше будет сначала удивительнее, а потом — сложнее. Минимальное отставание от «Лидеров» мы обнаружили у Sony, и не будем делать вид, что это нас не удивило. Удивило, но факт остаётся фактом. Заметим лишь, что сабвуферы у Sony получаются тем лучше, чем менее они пятиугольные. В происходящей (видимо) войне маркетологов и инженеров внутри корпорации инженеры, похоже, победили, будем надеяться — окончательно, держитесь, ребята, мы с вами.
А вот теперь в очередь за наградами выстроился длиннейший хвост. С равными правами на неё встали Fusion, Pioneer, Rockford Fosgate, Art Sound и Cadence. Когда очередь напирает, детальный анализ становится затруднён и уступает место вкусовым оценкам, без которых в нашей отрасли (и в аудио вообще) никак нельзя. Нам из стоящих в очереди больше всех понравились два: Fusion, который встал первым, потому что по цене он наиболее доступен, а по качеству обошёл многих, и Cadence — он стоит в хвосте, потому что денег за его выкуп просят больше, но то, что красавец и умелец — несомненно. Так что две «Рекомендации», одному и второму, и скажите там, чтобы больше не занимали, касса закрывается.