Пётр ХОХЛОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
ПО ПРАВИЛАМ СУМО
Единоборство двух моноблоков экстра-класса мне лично напоминает борьбу сумо: правила нехитрые, но зрелище впечатляет. Кстати, знаете, почему сумоисты (правильно говорить — сумотори) такие большие?
А дело в том, что для победы надо либо заставить противника коснуться дохё (площадки) любой частью тела, кроме ступни, либо же вытолкнуть его за её пределы. Идеальный сумотори — такой, которого нельзя ни поднять, ни перевернуть, ни сдвинуть с места. Похоже на «супермоноблоки»? Вот именно. А стало быть, на площадку выходит…
Hertz HP1D
На нашей дохё впервые оказался усилитель этой именитой акустической марки. Хотя всё же немного не впервые. Заход на усилительную технику Hertz делал несколько лет назад, в самом начале века. Заход довольно удачный по меркам обычной марки, но, видимо, тогда в Elettromedia сочли: заурядные (пусть и хорошие) усилители не формат для Hertz, и спустя несколько лет к вопросу вернулись на новой основе. Вот теперь сразу видно: формат. Аппарат сразу привлекает взор нетиповым дизайном, первая нота взята в стиле итальянцев. Сечение корпуса симметрично относительно двух осей — и вертикальной, и горизонтальной. Его закруглённые боковины не только позволяют прикрыть соединения и создают запоминающийся облик аппарата, но и образуют ручки для его переноски. Для сумотори, как было сказано, «переносимость» — это фактор уязвимости, но тут уж нет лобовой аналогии, в этом нас поддержит любой инсталлятор. Диаметр силовых зажимов впечатляет: 13 мм, это вам не шутки. Выходных зажимов, как и положено моноблоку, две пары. Диаметр доступного для них провода 4 мм, что тоже немало, хотя и не так чтобы с большим запасом. Предусмотрены входы высокого уровня — для моноблоков эта опция пока что не стала стандартной. Предохранитель внешний (на нём, кстати говоря, стоит маркировка Audison, дело семейное, чего там), номинал вставки — поистине «сварочный»: 300 A. Все регулировки (вкупе с переключателями) выведены наверх и после окончания настройки закрываются крышкой из дымчатого оргстекла. В таком варианте исполнения исключаются проблемы, связанные с несанкционированной перестройкой параметров.
Помимо собственно усилителя в комплект входит дистанционный регулятор усиления. Усиления, а не буста, частотная характеристика при регулировке не меняется. Регулятор помещён в корпус из алюминиевого проката и снабжён маркировкой аттенюации/усиления от -36 до +6 дБ. Кроме пары входов и выходов предусмотрены ещё два гнезда RCA: одно из них служит входом, другое — выходом при соединении двух HP1D, включённых мостом. Фильтр НЧ, конечно, неотключаемый (D-класс всё же), и перестраивается он в диапазоне от 50 до 350 Гц. Сабсоник отключаемый и регулируемый: 15 — 50 Гц, 24 дБ/окт. — в эспиэльном применении такой фильтр может даже позволить выделить нужную частотную полосу. Басовый регулятор (вот теперь уже буст) призван обеспечить подъём до 18 дБ на «соревновательной» частоте 50 Гц. Есть тут и фильтр ВЧ, который можно подключить между линейным входом и выходом (выход стерео, проверено). Диапазон такой же, как у фильтра НЧ, крутизна спада 12 дБ/окт. Эта опция будет полезна, если в «голове» нет сабвуферного выхода, а также если все усилители подключаются по высокому уровню. Есть переключатель инверсии фазы.
Заявленная выходная мощность (напряжение питания 14,4 В, к.н.и. 1%) на нагрузке 4/2/1 Ом, соответственно, 700/1450/2300 Вт.
Измеренная мощность у Hertz оказалась немного ниже заявленной, но это и не удивительно, поскольку мы проводим измерения при напряжении питания 12,5 В. Если по методу экстраполяции прогнозировать мощность при питании от высокомощного автомобильного генератора (14,4 В), получим не менее 800 Вт на 4 Ом и около 1500 Вт на нагрузку 2 Ом. Измерения проводили при к.н.и. 1,5% для того, чтобы того и другого участника поставить в равные условия. Нелинейные искажения сравнительно высокие, если сравнивать с усилителями, работающими в классе AB, но вполне достойные по меркам класса D. Уровень шумов приемлемый, если считать по классу AB, и очень даже низкий для класса D. Диапазон регулирования чувствительности, что называется, на пределе. Но если случайно вам попадётся «голова» с более высоким уровнем выхода (что, впрочем, маловероятно), всегда есть возможность снизить «чутьё» вдвое, задействовав один вход — сумматор здесь работает вполне ожидаемым образом.
Басовый регулятор даёт максимальный подъём без малого 19 дБ на центральной частоте 48 Гц. Фильтр НЧ перестраивается в диапазоне от 49 до 320 Гц, что тоже неплохо перекликается с заявкой изготовителя. Крутизна спада (по уровню -20 дБ) у нас получилась равной 22 дБ/окт. Диапазон перестройки сабсоника немного шире заявленного: от 14 до 61 Гц, а крутизна здесь точно соответствует каноническому значению 24 дБ/окт. Фильтр ВЧ (на линейном выходе) с диапазоном перестройки 45 — 310 Гц реализован не идеально, крутизна спада его АЧХ плавает от 15 до 7 дБ/окт. Впрочем, не надо забывать, что для басового моноблока фильтрация высоких частот для остальной части тракта это хобби, а не основная профессия.
ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА УЧАСТНИКА
СУМОТОРИ
Hertz HP1D
СУММА КОНТРАКТА
35500 руб.
ДОСТОИНСТВА ТЕХНИКИ
Входы высокого уровня
Серьёзная мощность
Фильтрованный выход
Возможность включения мостом
Удобная настройка
НЕДОСТАТКИ ТЕХНИКИ
Неидеальная реализация фильтра ВЧ на линейном выходе
ОДНИМ СЛОВОМ…
Спортсмен с незаурядной техникой
Kicker ZX2500.1
Длина корпуса способна повергнуть в смятение, да и масса всего аппарата соответствует — тут ассоциацию с сумотори мало что нарушает. Корпус имеет традиционный для усилителей Kicker дизайн, и хотя форма радиаторов и торцевых стенок выглядит по-новому, ручки настройки выведены на верхнюю стенку. Так что к удобству настройки претензий нет и не может быть, но после её завершения надо будет принять меры, чтобы настройки не сбить. Это, конечно, в том случае, если усилитель не будет использоваться в соревнованиях по SPL, что, в принципе, учитывая его потенциал, вовсе не исключено. Впрочем, не будем спешить. Силовые зажимы (их диаметр 10 мм) слегка наклонены вниз — так будет легче увести ниже плоскости опоры кабель серьёзного диаметра. Выходных зажимов, к сожалению, лишь одна пара, и в сравнении с силовыми они кажутся весьма изящными, а ведь рассчитаны на кабель до 5 мм (это значит, силовой кабель 10AWG можно будет спокойно использовать в качестве акустического). Предохранитель, как положено, внешний, его номинал — те же 300 A.
У «американца» тоже предусмотрены входы высокого уровня — по понятным причинам в современных усилителях их присутствие становится нормой, но лишь в самое последнее время тенденция затронула басовые «суперы». А вот дистанционный регулятор баса для моноблоков такого уровня стал стандартной опцией уже давно. Конструкция регулятора вполне обычная, но это, в общем, и не минус — от добра добра не ищут. В дополнение к паре линейных входов предусмотрена и пара линейных выходов; выходы прямые, так что их можно произвольно менять местами со входом. Фильтр НЧ неотключаемый (для класса D это естественно), пределы регулирования частоты среза 50 — 200 Гц, крутизна 24 дБ/окт. Басовый регулятор обеспечивает максимальный подъём 18 дБ на частоте 40 Гц. Подтональный фильтр отключаемый (и это правильно), но не регулируемый (а это не совсем), частота среза 25 Гц.
Изготовителем специфицирована работа усилителя на нагрузку 4 и 2 Ом, максимальная мощность измерена при напряжении питания 14,4 В и значении коэффициента нелинейных искажений 1,5%. По спецификации это 1250 и 2500 Вт соответственно.
Измеренная мощность опять же ниже заявленной по понятным причинам: у нас нет источника, способного выдать ампер эдак 250 при напряжении 14,4 В, при работе с моноблоками мы используем пару аккумуляторов глубокого разряда с постоянно контролируемым напряжением 12,5 В. Если попытаться вычислить ожидаемую мощность при питании 14,4 В, то получится не меньше 1,6 кВт на 4 Ом и порядка 2,8 кВт на 2 Ом. Впрочем, и того, что мы получили при пониженном питании, достаточно, чтобы понять: резервы тут незаурядные даже по меркам моноблоков, работающих в классе D. Нелинейные искажения оказались довольно высокими и для D-класса; теперь становится ясно, отчего изготовитель измерял максимальную мощность при к.н.и. 1,5%, а не 1%, как обычно. Уровень шумов типичный для усилителей с такой схемотехникой, но пока существуют моноблоки класса AB, мы не будем ставить D-класс в особые условия, а потому считаем шумы повышенными. Входной сумматор работает ожидаемым образом, при использовании одного входа чувствительность снижается вдвое.
Басовый регулятор даёт максимальный подъём 17,5 дБ, центральная частота 40 Гц плюс-минус (точнее, минус) какие-то крохи. Частота среза подтонального фильтра столь же идеально совпала со спецификацией: 25 Гц. Правда, крутизна спада здесь 12 дБ/окт. Диапазон перестройки фильтра НЧ соответствует заявке настолько, насколько это возможно в реальной жизни: 51 — 200 Гц. Крутизна спада действительно 24 дБ/окт. При работе усилителя в широкой полосе (до 180 Гц по -1 дБ) добротность фильтра возрастает, и на АЧХ появляется подъём немного меньше 1 дБ. Понятно, впрочем, что «по жизни» сабвуферный усилитель будет работать в более узкой полосе, и упомянутый эффект имеет скорее умозрительное, нежели практическое значение.
ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА УЧАСТНИКА
СУМОТОРИ
Kicker ZX2500.1
СУММА КОНТРАКТА
41470 руб.
ДОСТОИНСТВА ТЕХНИКИ
Входы высокого уровня
Запредельная мощность
Удобная настройка
НЕДОСТАТКИ ТЕХНИКИ
Нерегулируемый сабсоник
Не специфицирован на 1 Ом
Повышенная нелинейность
ОДНИМ СЛОВОМ…
Безусловно, тяжёлый соперник
Участник | Hertz HP1D | Исход поединка | Kicker ZX2500.1 |
---|---|---|---|
Максимальная мощность,(12,5 В, к.н.и. = 1,5%, 4 Ом/2 Ом), Вт | 635/1130 | > | 1290/2140 |
Коэффициент нелинейных искажений(40 Гц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % | 0,38/0,35 | < | 0,79/1,10 |
Входная чувствительность, В | 0,23 — 4,7 | > | 0,10 — 5,2 |
Отношение сигнал/шум, дБА | 90,5 | < | 81 |
Диапазон частот (+0/-1дБ*), Гц | 4,8 — 240 | < | 19 — 180 |
Ток холостого хода, А | 2,6 | > | 2,8 |
Габаритные размеры, мм | 548 х 240 х 52 | < | 697 х 245 х 55 |
РЕЙТИНГ | Hertz HP1D | Преимущество | Kicker ZX2500.1 |
Мощность | 9 | > | 10 |
Технические характеристики | 8 | < | 7 |
Оснащённость | 9 | < | 8 |
Фильтры | 9 | < | 8 |
Удобство установки | 9 | < | 9 |
Итог | 44 | < | 42 |
* ±1 дБ для участника Kicker. |
СОВЕЩАНИЕ ГЁДЗИ
Гёдзи — это судьи в сумо, уважаемые люди, между прочим. В следующем тесте такого типа мы вернёмся к более привычному для жителей Европы формату бокса, но здесь трудно удержаться, чтобы не довести тему до конца. Споров на совещании уважаемых людей было немного. По большинству позиций победителем оказался Hertz. По большинству, кроме одной, но — самой важной для басового моноблока. Выходная мощность у «Кикера» вообще не оставляет шансов сопернику в этом поединке, да и почти в любом другом — тоже. Отсюда и вывод: нужна огромная мощность, незаурядный дизайн, высокие технические характеристики и вменяемые габариты — тогда Hertz. Нужна поистине безумная, оглушительная, чемпионская мощность, и за это потенциальный пользователь готов и заплатить подороже и места в багажнике найти побольше — тогда Kicker, альтернативы у него нет.