Студия Eclectic Audio. Руководитель проекта Александр Мирошник
АНАЛОГИЯ
Взгляните в зеркало на свою причёску. Если виски оформлены в модной гамме «матовый алюминий», то, возможно, вы что-то смутно припомните…
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источники: Pioneer DEX-P9R, CDX-P670
- Усилители: CDT Audio PA2150
- Акустика: CDT Audio ES-07.4USX
- Сабвуферы: CDT Audio ES1200SQ
Дилемма «цифра или аналог» возникла не в звуке, а в вычислительной технике — области, где, как полагают те, у кого алюминия в причёске нет, это вообще не вопрос. Сегодня не вопрос, а было время, когда АВМ (аналоговые вычислительные машины) существовали наряду и наравне с ЦВМ. Да и вообще, откуда взялся термин «аналоговый» как антоним «цифровому», никогда не задумывались? По существу — из вычислительной техники. АВМ решали дифференциальные уравнения (а вычислительная техника, вообще-то, создавалась для этого, а не для игры в бродилки), подменяя физические величины (скорость, ускорение, массу и прочее) электрическими аналогами: ток, напряжение, интеграторы-дифференциаторы, понятие «операционный усилитель» — оттуда же, не задумывались, почему это он ни с того ни с сего «операционный»? Такие усилители (причём, разумеется, ламповые, да возрадуется душа хай-эндщика) и были основой АВМ.
Аналоговые вычислители (слово «компьютер» пришло вместе с пепси-колой) решали задачи, об которые обламывались тогдашние неуклюжие «Уралы». Потом… ну вы знаете, что было потом. Прогресс электроники загнал АВМ в историю, операционный усилитель — в пластиковый ноготок и двинулся дальше, по дороге прокатившись и через область звуковоспроизведения. Сначала CD, потом цифровые регуляторы, фильтры, эквалайзеры, схемы временной коррекции. Кое-кто здесь решил притормозить. Домашники бросились раскупать винил и катушечники, наша отрасль, куда по ряду причин цифра внедрилась ещё глубже и жёстче, отреагировала концепцией беспроцессорных систем.
Но ведь на одном отрицании далеко не уедешь. Без чего-то — значит с чем-то другим, решающим те же задачи иными средствами. Так рассуждал (возможно, без экскурсов в историю техники, этого мы не требуем) Александр Мирошник, один из специалистов студии Eclectic Audio, замышляя свой новый проект. Проекты прошлые, с которыми Александр примелькался не только на площадках соревнований, но и на пьедестале почёта этих же соревнований, были построены по канону: «башка» — процессор — задержки и так далее. Эта рутина перестала увлекать, захотелось иного. Непорочного и аналогового, насколько это возможно в наш испорченный век.
Напомним тем, кто до соревнований ещё не доехал, что там понимают под беспроцессорной системой. Спорт — это ещё не вся жизнь, но там условия и требования формулируют обычно наиболее ясно и однозначно. Беспроцессорной (или Pure Passive по иноземной терминологии) считается система, в которой максимум один электронный кроссовер, на частоте раздела «сабвуфер — фронт». Все остальные характеристики должны быть заданы пассивными устройствами — фильтрами и собственно акустикой.
Как приобрести возможность настроить систему иным способом, нежели слепым перебором компонентов в надежде попасть в точку, не платя за такую возможность цифровым насилием над звуковым сигналом? Решение оказалось словом из трёх букв. CDT. Слово из трёх букв означает Controlled Dispersion Technology, именно в этом вопросе компания занимает совершенно особую позицию, отличную от системы взглядов большинства других производителей акустики. Это прежде всего касается фундаментального вопроса, вынесенного американцами в название фирмы. Все прочие на вопрос о диаграмме направленности акустики хором возглашают: чем шире — тем лучше. И, разумеется, бросаются доказывать, что именно у них ширше всех. CDT Audio говорит: нет, надо не как можно шире, а настолько широко, насколько нужно. В ряде случаев — наоборот, диаграмму надо сужать, чтобы звук шёл куда надо, а не бился в салоне машины, как залетевшая туда сдуру муха.
На акустике CDT и стал строить систему наш герой. Поскольку акустика предполагалась главным и единственным средством управления характеристиками всей системы в целом, неудивительно, что была выбрана топовая и наиболее сложная модель серии Eurosport — ES-07.4USX. В этой акустике много необычного. Во-первых, 7-дюймовый мидбас. Во-вторых, архитектура, акустика формально должна считаться четырёхполосной, в ней, помимо мидбаса, среднечастотника и пищалки, есть ещё два ВЧ-излучателя, они входят в систему Upstage, корректирующую высоту звуковой сцены, и работают от своих фильтров независимо от основных пищалок. Да и конструктивно они другие. И, разумеется, кроссоверы. Пространственные характеристики излучения громкоговорителей в многополосных системах зависят от фильтров в не меньшей степени, чем от собственно излучателей. Насколько известно редакции, CDT Audio — единственная компания, систематически применяющая в своих кроссоверах так называемые эллиптические фильтры. Их особенность — безумная, до 60 дБ/окт. крутизна характеристики при не очень высоком, формально говоря, порядке. Ну, в общем, кроссовер CDT — это целая история. Потому-то они даже и не называются кроссоверами, фирменное название — System Coordinator.
Внутри такого «координатора», помимо элементов фильтров — масса всевозможных перемычек и переключателей, изменяющих характеристики фильтров, Мирошник посчитал: индивидуальных сочетаний получается несколько сотен. С этим, решил он, можно приступать.
Первая версия системы была, по существу, испытательным стендом. Поиск оптимального расположения всего двух излучателей в каждом стереоканале иной раз занимает недели и месяцы, что говорить о четырёх плюс настройки «координатора». В ходе экспериментов пищалки (основная и корректирующая) и среднечастотники забирались только что не на потолок, но в конце концов все нашли своё место. Основные пищалки оказались на стойках, а корректирующие… в шкафу, в фирменной упаковке. Александр пришёл к выводу: что ни делай, при двух параллельно работающих ВЧ-излучателях хорошей фокусировки не получить. Система стала трёхполосной, что конструкцией допускается: из «координаторов» были удалены ранее туда установленные модули обработки сигнала для Upstage пищалок.
Необычным и смелым стало решение со среднечастотниками. Обычно СЧ-головки такого (и уж конечно, ещё более крупного) калибра непременно ставят в торпедо, предоставляя им возможность излучать на стекло, а то пусть отражает, зря, что ли, такое блестящее. Александр установил не самые маленькие среднечастотники в уголки зеркал, на первый взгляд картина довольно пугающая. Однако если, сидя на водительском месте, посмотреть на дальнюю акустику, становится видно: именно при такой установке все три полосных излучателя вытягиваются вдоль одной вертикали, как в домашней акустике, не обременённой, как известно, средствами цифровой коррекции.
Чейнджер под бардачком — для быта, в зачёт идёт «девятый» Pioneer в торпедо
Объём подиумов для среднечастотников — меньше пол-литра на головку, это обуславливает нижнюю граничную частоту мидрейнджей в районе 350 Гц, неподалёку от частоты раздела «системного координатора». Мидбасы калибра выше среднего работают на объём двери, при этом подиумы для них выполнены так, чтобы, во-первых, загнать головки подальше вперёд, под среднечастотники и пищалки, а во-вторых — придать диффузорам некоторый, найденный небезызвестным опытным путём наклон.
Электрическая часть системы, как и следует ожидать от такого формата, предельно проста. Источник — фаворит чемпионов по автозвуку Pioneer P9, вот только его неразлучный компаньон, процессор того же имени — в шкафу, для него здесь работы нет. Усилители — два двухканальных аппарата, каких мы ни разу до этого не видели — CDT Audio PA2150. Саша подтвердил: древность невероятная, но именно такие, какие он хотел. А уж где взял — вопрос особый. Где-где, купил!
Первый из усилителей включён буквально pure passive: на вход — с «головы», на выходе — кроссов… извините, системные координаторы. Это автоматически означает: басовики фронта снизу ничем в своих творческих планах не ограничены. Во втором усилителе задействован ФНЧ на 50 Гц, так формируется сигнал для сабвуфера. Сабвуфер — 12-дюймовая головка ES1200SQ (красноречивое название) в закрытом ящике объёмом 25 л. Конструкция сабвуферно-усилительного агрегата любопытная. В прямоугольном коробе сделана выгородка, формой напоминающая заглавную греческую «омегу», объём сабвуферного корпуса получается образован как прямыми, так и цилиндрической стенками, что позитивно сказывается на общей жёсткости конструкции. А на оставшемся месте в два яруса установлены усилители неведомой широкой общественности модели. Хотя дело здесь не в ширине общественности. Надо было, наверное, найти такие аппараты, которые ещё помнят: когда-то и компьютеры были аналоговыми…
P.S. Уже когда этот материал был готов к публикации, пришло известие: Александр Мирошник стал вице-чемпионом России в классе «Беспроцессорные системы». А значит — пора извлекать на свет божий загранпаспорт для поездки на Еврофинал в Данию. Он должен быть где-то в шкафу, между пищалками и процессором…
СЧ и ВЧ-головки первой, четырёхполосной системы где только не побывали (как майор Пронин из анекдота). Даже в кикпанелях, где и майор не был…
7-дюймовые басовики загнаны до предела вперёд и развёрнуты на заветные углы
При открытой двери 4-дюймовые СЧ-головки в уголках зеркал выглядят даже вызывающе
А теперь взгляните отсюда: ну чем не домашние «напольники»?
Вне контекста установка пищалок — самая традиционная
В боковых панелях (то есть под рукой) — «системные координаторы» с сотнями вариантов регулировки
Где Мирошник сыскал такие усилители, он не признаётся
Большая часть ящика-фальшпола отдана усилителям. Сабвуферу (12-дюймовому, не забудьте) хватило выгородки в форме заглавной «омеги»
SQ
Если нужно одно слово для описания звучания системы, то это будет «компактное». Голос солистки Magic Pump собран в аккуратное облачко ровно над комбинацией приборов, остальные звуки расходятся по сцене, но не без застенчивости, далеко уходить от хозяйки они как-то опасаются. Известная фонограмма с семью барабанами — казалось бы, что тут может быть нового — прозвучала неожиданно необычно. Первые три барабана, в силу устройства звуковой сцены расположенные довольно близко, показывали обычные, даже несколько приглушенные отзвуки, а начиная с 5-го, отзвуки стали разлетаться далеко по сцене, такая вот фича необычной системы. Бас в салоне звучит как бы «загущенно», и он субъективно воспринимается крупнее, чем остальной звук, при этом локализуется впереди самым несомненным образом. Тестовая фонограмма с инфранизкими частотами — турецкий барабан с 14-й дорожки «АудиоДоктора» — звучит без малейшей натуги, с чётко разделённой тональностью ударов, но чересчур, на наш взгляд, близко, по жизни оператор этого инструмента всё же не первая скрипка и стоит позади оркестра.
RTA
Похоже, что Александр чуть пожадничал с частотой раздела «фронт – сабвуфер», на АЧХ видна «ямка» на 50 Гц. Впрочем, это куда лучше, чем горб на этой же частоте, который встречается у доброй четверти машин, попадающих на наши страницы (а значит — у трёх четвертей в целом по стране). Некоторая доминанта басовых составляющих связана, это ясно, с характерным ходом кривой в нижней части спектра: АЧХ поднимается вблизи 100 Гц и дальше идёт ровно до пределов, отведенных природой. Но обратите внимание: ровно идёт, всем бы так. Аналоговый «системный координатор» в умелых руках, надо признать, позволил отстроить АЧХ системы так, как далеко не каждому удавалось сделать, располагая полным арсеналом цифровых средств.