Марк ГАСАНОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
ДИКИЕ ПЧЁЛЫ
Ну что это вы так испугались, не укусят, даром что не домашние. Да и понадобятся они нам ненадолго, для иллюстрации. А там пусть летят на все четыре стороны…
Panasonic CQ-C8405N • JVC KD-SHX851 • Clarion DXZ778RUSB • Pioneer DEH-P85BT • Alpine CDA-9885R
Вот, к примеру… Живёт себе семья таких вот диких в своём гнезде. Ульи-то им не построили, сплошная дикость. Тем не менее есть чёткое разделение обязанностей: одна матка, много рабочих особей и несколько меньше, но тоже немало — охранников. Стабильность и процветание, словом. И так до тех пор, пока вдруг не появляется на свет вторая матка. (Кстати, почему она «вдруг» появляется, никто не знает. Я фильм ВВС про это дело дважды посмотрел: там этот вопрос освещён как-то невнятно.) Конец стабильности, начало революционным переменам. Нет, семья не уничтожает себя, по крайней мере, не сразу, просто матка покидает гнездо (а с ней и некоторое количество «обычных» насекомых) и на новом месте учреждает новую семью, которая может уже нести какие-то новые черты. Может, впрочем, и не нести — в живой природе изменения происходят медленно. А дальше может быть так: при ограниченном количестве ресурсов новая семья вытеснит старую, либо, если ресурсов достаточно, обе они будут существовать параллельно. И опять тишь да гладь.
Всё, пчёлы свободны. В технике изменения происходят сходным образом, хотя, надо признать, так было не всегда. Сколько лет прошло от изобретения колеса до появления рессор — бог весть. А потом экипажи с рессорами проделали длинный путь, пока не доехали до пружинной подвески. А дальше пошло: подвеска зависимая, независимая, тяги Панара и проч. Если рассматривать историю звукотехники от «изобретения колеса», то окажется, что на первых порах изменения происходили тоже не быстро: с тех, пор как Эдисон спел про то, как у Мэри был барашек, до появления стереофонических дисков прошло почти 70 лет. А потом ещё в течение 40 лет винил господствовал в сфере «персонального» звуковоспроизведения.
Принято считать, что революционные перемены произошли с момента появления компакт-диска 25 лет назад. Наверное, это не совсем так. Ну, возвращаясь к пчелиным аналогиям, появилась новая семья, и что с того? Революция произошла, когда она отобрала ресурсы у семьи старой. Вот в 1995 — 1997 годах, когда был практически прекращён выпуск магнитной ленты для аналоговой (профессиональной) записи звука и одновременно прекратилась разработка высококачественных кассетников для дома, уже состоялся захват ресурсов старой аналоговой «семьи» вновь народившимся семейством цифровой техники. Кстати, примерно в то же время практически установилась схемотехника цифро-аналоговых преобразователей (ЦАП), получила распространение передискретизация отсчётов, а цифровые фильтры вышли на приемлемые характеристики. Мы получили тот звук компакт-диска, к которому давно уже привыкли. Настала фаза стабильности.
А что изменилось в устройстве автомобильных «голов» за последние десять лет? Если опустить несущественные детали вроде CD-текста, то окажется, что серьёзное изменение произошло лишь однажды: головные устройства научились работать с компрессированными форматами — mp3 был первым, а потом подоспели и другие. Однако революционного изменения пока не произошло — компрессированные форматы существуют параллельно и делят одни и те же ресурсы с обычным CDDA. Революции, наверное, и не будет до тех пор, пока не произойдёт одно из двух: звучание компрессированных форматов станет практически неотличимым от CD либо оно, звучание, станет всем окончательно по барабану. Будем надеяться на реализацию первого варианта, тем более что проблемы здесь чисто технические: алгоритмы сжатия без потерь дают достаточно честное звучание, а их распространение ограничивают два фактора: сравнительно высокий битрейт при передаче и высокие требования к производительности процессора/декодера. (Мне, кстати, не ясно, почему в нашей такой прогрессивной отрасли до сих пор не прижился декодер наиболее раскрученного lossless формата FLAC. Промелькнул в Kenwood Music Keg и куда-то пропал.)
Не стану утверждать, что в функциях дисковых головных устройств совсем ничего не меняется. К примеру, современные «головы» стали более общительными — даже недорогие CD-ресиверы теперь, как правило, готовы принимать сигнал от внешнего источника — присутствие линейных входов стало почти обязательным в результате победного шествия iPod и ему подобных плееров (в основном, конечно, айпода). Одновременно CD-ресиверы учатся воспроизводить сигнал с внешнего твердотельного накопителя — флэшки USB либо карты формата SD. Наличие того или (а иногда «и») другого интерфейса нынче не кажется чем-то исключительным, хотя, похоже, ещё не все производители считают его присутствие необходимым. Хотя, казалось бы, ясно: из компьютера, а значит, и из Интернета переносить записи на карту памяти куда удобнее, чем на диск. Да, карты не столь дёшевы, как болванки, но если учесть, что изрядное количество сетевой музыки годится лишь для однократного (максимум) прослушивания, то тут использование карт предельно целесообразно.
Участниками сегодняшнего теста стали CD-ресиверы повышенной ценовой категории, раньше этот диапазон назывался «350 — 500 у.е.». Выбор техники в этом диапазоне достаточно широкий, но всё же он не идёт ни в какое сравнение с ассортиментом более доступных головных устройств, поскольку китайские разработчики в данный диапазон не лезут, пока, по крайней мере. Для некоторых вполне авторитетных в нашей отрасли фирм (Panasonic, JVC, Sony) сюда попадают топовые модели линейки, у других вершина модельного ряда находится в той или иной мере выше. Тем не менее в полном соответствии с законами рынка у них много общего. Конечно, три пары линейных выходов — в этом ценовом диапазоне исключения из данного правила — к счастью, почти не встречаются. Естественно, уже упомянутый прямой линейный вход (он же вход Aux). Все они располагают развитыми средствами управления звуком, хотя и развитыми в разной степени. Мы считаем нормой присутствие серьёзного эквалайзера, фильтров ВЧ и НЧ с выбором частоты среза, а также типичного набора цифровых средств «оживления» звучания компрессированных файлов. Наличие полноценного звукового процессора (DSP) с временными задержками в данном ценовом диапазоне рассматриваем как бонус, и бонус этот будет соответствующим образом оценен в пункте «оснащённость» рейтинговой таблицы. Интерфейс USB или карточный слот, конечно же, приветствуются, но полезность этих дополнений, согласитесь, не идёт ни в какое сравнение с теми возможностями, которые даёт звуковой процессор. Встроенный трансивер Bluetooth, вне всякого сомнения, вещь полезная, особенно если учесть, что телефоны без BT уже плавно перешли в категорию антиквариата. Но мы оцениваем CD-ресиверы как звуковое головное устройство, поэтому их способность выполнять некие смежные функции на оценку функциональной оснащённости влиять не должна.
Теперь о стандартных функциях CD-проигрывателя и тюнера. (Постоянные читатели имеют полное право с этого места переходить непосредственно к тесту.) Можете поверить, мне не доставляет удовольствия уже который год повторять про сервисные функции и дополнительные режимы воспроизведения диска, но деваться некуда — материал должен быть понятен всем, а не только посвящённым. Итак, стандартный перечень: включение аппарата при загрузке диска, его выгрузка без включения CD-ресивера плюс ещё одна функция, которую мы называем «спрятать диск». Обычный набор дополнительных режимов воспроизведения включает в себя повтор и сканирование треков, а также воспроизведение в случайной последовательности; при работе с компрессированными форматами, когда на диске находится несколько папок, число дополнительных режимов, как правило, удваивается. Плюс, конечно, чтение CD-текста и тэгов в mp3 и WMA. Плюс формат AAC, у которого теперь открылось второе дыхание благодаря влиянию всё того же iPod. Кстати, способ адресации файлов в том варианте AAC, который реализует программа iTunes, несколько отличается от «обычного» AAC (с расширением .m4a). В инструкциях к современным «головам» часто оговаривается, что читается AAC производства iTunes, и мы специально проверяли, как они справляются с «просто AAC» (файлы были подготовлены программой PhatNoise Media Manager). А вот заострять внимание на звучании в этом формате мы не стали, поскольку по предыдущему опыту знаем: при битрейте от 128 Кбит/с и выше у AAC как-то не видно преимуществ перед mp3 и WMA, а наслаждаться звучанием при битрейте 64 (пусть даже 96) Кбит/с вряд ли имеет смысл, заплатив перед этим тысяч десять постоянно укрепляющихся рублей.
Заметили, что я ни словом не обмолвился о функциях тюнера? А потому, что ЧМ-тюнер как продукт середины прошлого века (и тем более тюнер АМ, который ещё на полвека старше) — устройство весьма консервативное, и в нём, кажется, ничего не изменилось с момента введения RDS, да и тому уже лет двадцать. Но на тот случай, если вы в прошлом веке что-то упустили, повторю хотя бы про RDS. Обычные функции — AF, CT и PTY. AF опускаем — в нашей стране мне не встречалось таких вещателей, которые вели бы слушателя от одного передатчика к другому, да что возьмёшь, Азия-с… CT — это синхронизация часов приёмника по одноимённому коду, транслируемому вещателем. С этим наши спецы не сразу, но как-то совладали, и на том спасибо. PTY (тип программы) это код, определяющий «репертуар» вещателя. Стандартом предусмотрено 29 различных PTY — тюнер, как правило, будет осуществлять поиск по любому из них, а по NEWS может выйти в режим отложенного поиска (иначе говоря, ожидания) и переключиться на станцию, которая начнёт вещание с данным кодом. Но, как неоднократно отмечалось, в отношении RDS мы остаёмся пчёлами диковатыми, так что не будем придавать этой стороне функциональности испытуемых чересчур большого значения. А вот, кстати, и они, уже собрались…
МЁД & ДЁГОТЬ
Победитель заметно опередил всех преследователей: аппарат JVC нагружен функциями, что называется, под завязку, да и разработчики схемотехники не давали себе никаких поблажек. Конечно, как принято выражаться у некоторых заграничных народов, nobody’s perfect, победитель, в частности, не безукоризненно играет компрессированные форматы. Но нельзя же, чтобы всё и сразу. Вторым к финишу пришёл Alpine. Как мы уже привыкли, аппарат этой уважаемой фирмы уступил коллегам по части оснащённости, но в данном случае переиграл их (в буквальном смысле) по совокупной оценке звучания. Итак, Alpine — «Фаворит». Лишь полбалла уступил ему Pioneer, который получает сегодня нашу «Рекомендацию». Впрочем, те, для кого присутствие встроенного Bluetooth-интерфейса имеет решающее значение, наверняка выставили бы этому аппарату более высокую оценку за оснащённость и перевели его в категорию победителей, хотя бы в терминах личного выбора.