Олег ЛИХНИК, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
АКТИВНОЕ В ПАССИВНОМ
Что такое пассивная безопасность, сами ведь знаете, не маленькие. Это технические средства, которые критическую ситуацию не предотвращают (ну не могут), зато уж если не повезло… Подголовники — прекрасный пример.
Challenger FD-7569 • Mystery MMH-7030.2 • Pioneer AVD-W7900 • Sony XVM-F65 • Kenwood LZ-702W
А чтобы не было им обидно, монитор, встроенный в подголовник, почти наверняка будет сделан на базе активной ЖК-матрицы. Активная матрица отличается от пассивной присутствием транзисторов в каждой ячейке (каждом пикселе). Транзисторы выращиваются на том же кристалле, имеют тонкоплёночную структуру, отсюда и набившее оскомину обозначение TFT (Thin Film Transistor). Между прочим, пассивные матрицы (в их наименовании присутствуют аббревиатуры TN — STN, CSTN и т.д.) всё ещё находят применение, к примеру — в дисплеях мобильных телефонов. Для передачи подвижных изображений дисплеи с пассивными матрицами малопригодны вследствие невысокого быстродействия (а оно, в свою очередь — следствие высокой переключаемой ёмкости ячеек).
Кстати говоря, битва за быстродействие активных TFT-матриц пока что не закончилась полной и окончательной, а победные реляции изготовителей о снижении времени отклика не следует воспринимать с излишним энтузиазмом. Измеренное время переключения от белого к чёрному, действительно, может оказаться небольшим, но длительность переключения между двумя градациями серого (от не совсем белого к не очень чёрному) — а именно такие переходы чаще всего встречаются в реальной картинке — будет в несколько раз больше.
Наверное, у кого-то уже возник вопрос: если время отклика столь критично, то почему «АвтоЗвук» до сих пор не нашёл возможности его как-то оценивать в своих тестах? Отвечаю: возможность такая у нас имеется, есть и видеоматериалы, которые выявляют способности дисплея в этом плане, включая специальный испытательный сигнал (там белый пропеллер вращается с нарастающей скоростью на чёрном фоне). Но, как оказалось, для «наших» дисплеев величина послесвечения как раз и не очень критична. Причин тут две. Первая: субъективная заметность «хвостов» пропорциональна линейным размерам, а точнее, даже площади, то есть квадрату размера экрана. Так что при величине диагонали меньше 15 дюймов заметить их непросто, даже на тех самых тестах. Причина вторая, возможно, даже более важная: относительно высокая темновая яркость дисплеев. Послесвечение легче заметить на чёрном, а если чёрный цвет на самом деле имеет яркость около 2 кд/м2 (а часто и выше), глаз его не отслеживает. Истины ради мы с начала этого года «крутим пропеллер» на каждом из испытуемых дисплеев, но явных различий между ними по этому показателю пока не обнаружили.
Видимо, мастерство рассказчика (то есть автора данного материала) растёт: вот я уже добрался до конца страницы и ни словом не обмолвился о содержании сегодняшнего теста. Если кто-то ещё не понял этого по заголовку и по вступлению — нынешний тест посвящён мониторам, предназначенным для установки в подголовники передних сидений (или задних сидений, если хотите развлечь того, кто стоит в пробке за вами). Функционально это наиболее простые из мониторов, хотя и не настолько простые, как, скажем, профессиональные мониторы для ТВ-индустрии. В отличие от этих последних подголовочный монитор (как и любой автомобильный) должен уметь самостоятельно коммутировать сигнал от нескольких источников. «Нескольких» — в нашем случае двух, больше двух источников в машине редкость, а присутствие двух позиций из списка «DVD/Игровая приставка/ТВ-тюнер» — вполне вероятно. В этом списке я сознательно поставил ТВ-тюнер на последнее место: системы с тюнером имеет смысл строить с использованием потолочных мониторов, по практике подголовочные дисплеи ориентированы в первую очередь на задних пассажиров, предпочитающих финансовым и политическим новостям игрушки — так уж сложилось.
Кроме того, в отличие от профессионального монитора мобильный должен уметь воспроизводить звук. В противном случае звук от просматриваемых мультиков, бродилок и стрелялок придётся выводить на основную акустику, а это, скорее всего, придётся не по вкусу тем, кто едет впереди. Система передачи звукового сопровождения по ИК-каналу придумана не вчера, и в мобильных мониторах стала стандартом. Наушники в комплект мониторов, как правило, не входят, а значит, вы можете сами решать, одна пара вам нужна или, скажем, три, рождаемость в стране на подъёме. Качественные показатели передачи по ИК-каналу (как и характеристики наушников) определённо не соответствуют аудиофильским канонам, но данная система для того и не предназначена, а передать основное содержание звукового сопровождения кинофильма или, тем более, упомянутой стрелялки ей вполне по силам. (Существует, правда, феномен Sony PlayStation 3, где требования к каналам видео и звука подняты на самый высокий уровень, но именно поэтому PS 3 назвают медиацентром, а не игровой приставкой.) Кстати, регулятор громкости уровнем линейного выхода не управляет, так что если вы захотите звук с монитора вывести на свой усилитель с парой динамиков, то без дополнительного регулятора громкости не обойтись.
Мы всегда исходили из того, что выход видео (точнее, AV-выход) позволяет подключить к одному источнику более одного монитора. А поскольку весьма вероятно, что подголовочные мониторы будут работать в паре, то и AV-выход им нужен даже больше, чем монитору на потолке. В общем, при описании устройства мониторов для подголовников по умолчанию считаем, что в них предусмотрено два AV-входа и один AV-выход. Как было сказано, мониторы для монтажа в подголовники рассчитаны на воспроизведение эфирных передач лишь в последнюю очередь, а потому кажется вполне оправданным, что нынче они делаются почти исключительно с широкими экранами. А такие дисплеи, как мы знаем, способны отображать картинку как минимум в двух форматах (широком и обычном), но в общем случае к этим двум добавляется ещё энное количество (N от 1 до 3) режимов, позволяющих занять всю площадь экрана картинкой «нормального» формата ценой некоторого компромисса в отношении геометрических погрешностей изображения.
По части интерфейса и функциональной вооружённости подголовочных мониторов здесь можно было бы поставить точку, если бы не одна любопытная тенденция. А заключается она в том, что изготовители мониторов этого типа порой стремятся к большей универсальности. Конечно же, все они комплектуются пластмассовой формой для монтажа в подголовник (так называемой «мыльницей»), но в корпусах мониторов обычно предусматриваются пазы для монтажа их на стойку, а значит — на переднюю панель авто. (Стойку почти всегда можно приобрести за отдельную необременительную плату.) А если монитор стоит впереди, неплохо бы снабдить его и RGB-входом для подключения навигации — семидюймовый дисплей для этой цели подходит как нельзя лучше. Так что наиболее продвинутые подголовочные мониторы снабжены соответствующим входом, за что по позиции «оснащённость» получили у нас повышенную оценку.
Что касается остальных оценок, то, наверное, имеет смысл в очередной раз пояснить, что такое «кинематографичность» и как мы её отделяем от качества изображения. Под кинематографичностью мы понимаем способность дисплея давать естественную картинку, не утомляющую зрение. Поэтому на эту оценку влияет естественность цветопередачи (мы её определяем по цвету лиц «тестовых девушек» в системах NTSC и PAL), окраске наклонных линий (по диагональной сетке) и серых полос разной плотности. Сюда же идёт оценка линейности характеристики яркости. По поводу этой оценки придётся дать некоторые пояснения. Если по оси X откладывать уровень (напряжение) видеосигнала, а по оси Y — светимость экрана (в кд/м2), то у кинескопа эта зависимость близка к линейной (если яркость не достигает зоны насыщения), а у ЖК-дисплея форма характеристики напоминает одну ветвь петли гистерезиса — тоже без горизонтального участка, если дисплей не работает в насыщении. Специальная тестовая таблица позволяет построить характеристику яркости (по 25 точкам) но по большей части она нужна только специалистам. Нам с вами достаточно иметь информацию о том, отчётливо ли дисплей передаёт небольшие градации яркости вблизи максимума и минимума, а её мы получаем по простой таблице, содержащей три клеточки «почти чёрных» и три — «почти белых». Здесь же учитывается наличие цветного муара на чёрно-белом штриховом поле — на небольших экранах он встречается не так уж редко. Наконец, на оценку кинематографичности влияет величина углов обзора экрана по горизонтали и вертикали. И хотя надо признать, что с этими показателями у современных дисплеев дела обстоят неплохо, у последнего участника они оказались ещё более неплохими. С оценкой в графе «Изображение» немного проще, на неё влияют те параметры, которые можно измерить: яркость, контрастность, разрешающая способность по чёрно-белому изображению и ширина переходов между цветными полосами (в той и другой системе цветности).
Типичный монитор для монтажа в подголовник состоит из двух блоков. Собственно дисплейный модуль с соответствующей «мыльницей» устанавливается в тыл подголовника, а интерфейсный блок (обычно он размером немного больше сигаретной пачки) надо расположить там, где к нему удобно подключить источник. Соединительный кабель может быть сравнительно коротким, если источник монтируется там же, на спинке сиденья, либо на задней двери, но если интерфейсный блок устанавливается спереди (в простейшем случае — в перчаточном ящике), длина кабеля должна быть не меньше 3 м. Впрочем, как вариант интерфейсный блок может быть установлен скрытно, а недостающую длину можно «догнать» за счёт AV-кабеля. Вот теперь пора начать процесс активизации средств пассивной безопасности.
МЁД & ДЁГОТЬ
Наибольшую сумму оценок набрал монитор Sony — универсальное устройство, пригодное для работы как с видео, так и с навигацией и устанавливаемое как на подголовник, так и на приборную панель. Возможностей встроенного динамика должно хватить для передачи голосовых сообщений навигации. То есть благодаря своим редким конструктивным особенностям этот монитор может служить как задним пассажирам, так и водителю — если не одновременно, то по очереди.
Сразу за «Лидером» следуют ещё два аппарата — Mystery и Kenwood. Из этих двоих Kenwood — более универсальный, с возможностью подключения навигации, да ещё и с сенсорным дисплеем, тогда как Mystery — чистый «подголовочник», даже не предусматривающий установку на приборную панель. Но по части картинки Mystery произвёл более выгодное впечатление (да простят меня уважаемые господа японцы), а потому, воспользовавшись обычной системой приоритетов, присуждаем этому монитору звание «Фаворита». Kenwood сегодня получает нашу «Рекомендацию». Видите, не так всё однозначно в мира car video…