Студия Zvuk-Master. Руководитель проекта Дмитрий Скорняков
У нас до сих пор самая читающая страна в мире, никакие потрясения не могут выбить из граждан эту привычку. Хотя формат подачи материала со временем меняется.
ПОПУЛЯРНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
- Тип системы: аудио
- Состав: 2-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Pioneer DEH-P88RS
- Усилитель: Audio System F4-600
- Акустика: Hertz Mille MLK165
- Сабвуфер: JL Audio 12W3v2-D2
Не так, конечно, как это происходило полвека назад с американцами. Они тогда были страной слегка почитывающей, но кто-то сообразил: если из «Войны и мира» графа Толстого сделать комикс на шестнадцать страниц недорогой бумаги, продать такого товара можно будет гораздо больше, чем первоисточника. В результате… ну, вы знаете, что в результате.
Нет, у нас читают, и не комиксы. Не надо далеко ходить за примером: вот вы-то сейчас что делаете? Читаете издание, где вопросы, связанные с электроакустикой, изложены не в виде «путём несложных преобразований формулы 3.1 легко видеть…», а в популярном изложении. Популярным изложением ранее изученного вопроса стала и эта система. Дело было так…
Для начала отметим: некоторые автомобили по совершенно необъяснимому механизму обладают способностью влюблять в себя своих хозяев. Причём это не «Бентли», «Феррари» или хотя бы «Кайены», а машины непонятных постороннему достоинств. Одна из таких, по нашим наблюдениям (кстати, задокументированным наблюдениям) — Toyota Crown. Они все — не новые, они безнадёжно праворульные, поскольку всегда предназначались только для своей родины, но те, кто оказался хозяином такой машины в нашей леворульной (к западу от Урала) стране, относятся к ним чрезвычайно неравнодушно.
Владелец именно такой машины приехал в «Звук-мастер» по пустяковому, в принципе, вопросу. Сделать новую рамку для головного устройства. Рамку сделали, что за вопрос, но процесс, как вы понимаете, уже двинулся в известном всем нашим читателям направлении. Следующий визит был связан с заменой OEM-акустики — привезенным с собой и выбранным по «литературным данным» комплектом Morel Pulse. Ещё один, через несколько месяцев, был посвящён установке free air сабвуфера. Тогда-то и выяснилось: владелец «Крауна» был прекрасно осведомлён о прецеденте установки качественной системы в такую машину, статью «Дама в годах», увидевшую свет в декабре 2001 года, он читал. Но сложность материала его несколько смутила: там было наворочено от души, сабвуфер, например, был бандпассом, сообщающимся с салоном по тоннелю сбоку от заднего сиденья.
Дмитрий Скорняков уверил любителя «дам в годах»: всё то же можно повторить в более популярной, но не менее ясной форме. Владелец согласился, оговорив себе право участвовать в выборе компонентов. В этом процессе последнее слово оставалось то за ним, то за Дмитрием, в итоге, надо отметить, неудачного выбора не состоялось ни по одной позиции. Дмитрий настоял на отказе от привезенного заказчиком головного устройства. Это был ресивер Sanyo с выезжающим монитором, выбор которого был обусловлен довольно странным соображением: чтобы монитор загораживал бездействующий дисплей штатной «головы». В то же время хотелось получить нормальный звук. Специалист объяснил: либо танец, либо песня, нужны мультики — пожалуйста, поставим Sanyo. Нужен звук – за ним в другую сторону. В этой стороне находится «восемьдесят восьмой» Pioneer, решение — беспроигрышное в системе любой архитектуры.
А архитектуру задумали чрезвычайно лаконичную и популярную, как и было обещано. Один четырёхканальный усилитель на все дела, компонентную акустику на фронт и сабвуфер в закрытом ящике, стреляющий через люк в заднем сиденье.
Как раз в это время вышел номер «А3», где в рубрике «Ринг» встретились продвинутые модели Hertz Mille и Eton Adventure. Сильно читающий заказчик практические выводы из этого парного теста сделал незамедлительно: на столе руководителя студии появился комплект Mille MLK165. Это, если кто не в курсе, своего рода популярное изложение идей, лежащих в основе топовых Mille. Идеи — это нигде более не встречающаяся форма диффузора V-Cone, пищалки со сменными камерами, кроссоверы с необычными настройками. Популяризация же коснулась магнитной системы, из неё ушёл неодимовый магнит, захватив с собой немалую долю розничной цены, несколько проще стала конструкция пищалок, сильно проще — устройство кроссоверов, здесь, впрочем, простор для упрощения был уникальный: у флагманов серии, MLK 1600 кроссоверы по сложности вообще в нашей отрасли аналогов не имеют.
Обсуждался вопрос о поканальном фронте, но заказчик счёл такое изложение недостаточно популярным, остановились на обычном включении, через штатные кроссы, и, кстати, не пожалели: по мнению Дмитрия, впервые ставившего именно эту модель Hertz, здешние кроссоверы — одни из лучших, с какими приходилось работать. В частности, благодаря встроенным в эти кроссоверы цепям коррекции на верхних частотах удалось выровнять тональный баланс по каналам: коррекция введена в одном, ближнем к водителю (в данном случае это правый), здесь же аттенюатором кроссовера «придушена» пищалка.
При установке акустики стремились выбрать такое положение для головок, при котором разность хода волны между твитерами (с места водителя) и между мидбасами будет одинаковой, без поканального усиления, которое дало бы возможность временной коррекции отдельно для мидбасов и пищалок, это было важным условием получения связной звуковой сцены.
Мидбасы вмонтированы в двери «плоско», чтобы обеспечить минимальное выступание в салон, и опираются на «колодцы» из MDF, связывающие их с объёмом внутри дверей. Пищалки перед установкой интенсивно прослушивали с обоими вариантами акустических камер и выбрали большие. Обратите внимание: в другой системе этого же номера столь же решительно была выбрана малая камера, у несколько другой, но близкородственной пищалки. Что однозначно говорит: не зря в комплекте дают две, вопрос выбора существенно неоднозначный и индивидуальный.
Сабвуфер — закрытый ящик классической формы со скошенной передней стенкой, скошенной ровно настолько, насколько наклонена спинка заднего сиденья. При установке, однако, пришлось отклониться от пути максимальной популяризации: проёма за подлокотником заднего сиденья предусмотрено не было, лыжи с собой в Японии, вероятно, возить не принято. Отверстие как таковое проделали, а защитную решётку поставили не совсем традиционно: она сделана в виде сварной стальной рамы по размерам окна подлокотника, забрана стальной же перфорированной сеткой, а потом как бы пришита нейлоновыми хомутами, какие обычно применяются для крепления проводки, к каркасу спинки сиденья. Объём ящика — 35 л, а головка — из прошлой серии JL Audio, с обозначением v2 (сейчас идут v3). По мнению Скорнякова, «вторая версия» играет лучше третьей. Бывает и так… Головка — с двумя 2-омными катушками, они соединены последовательно и образуют нормальную 4-омную нагрузку для двух каналов Audio System F4-600, соединённых в мост. Единственная точка частотного деления в системе — раздел между сабвуфером и фронтом, реализована фильтрами головного устройства: фронт работает через ФВЧ на 63 Гц (12 дБ/окт.), частота среза сабвуферного выхода сдвинута ниже и выбрана круче: 50 Гц, 18 дБ/окт.
У «головы» осталось немало неиспользованных возможностей, и, движимые профессиональной интуицией, мастера студии без согласования с заказчиком, за счёт заведения, так сказать, протянули к усилителю по лишней паре межблочников и акустических проводов. На вполне ожидаемый случай, если после знакомства с популярным изложением хозяин «Тойоты» решит всё же почитать полную версию, с поканальным фронтом…
Расположение акустики выбиралось из соображений одинаковой разности хода
Pioneer в центральной консоли можно при надобности даже прикрыть штатной шторкой
Мидбасы стоят в дверях «плоско» и довольно высоко
Что-то убавить, что-то прибавить: в стенке за задним сиденьем появилось окно, а сама стенка оказалась под слоем «шумки»
Диффузор сабвуфера защищает сетка, встроенная в конструкцию довольно необычным образом
Стальная рама с закреплённой сеткой была буквально пришита к спинке сиденья нейлоновыми хомутами
На стенке сабвуфера, обращённой в багажник, собралось всё немудрёное элеткронное оснащение «популярного изложения»
SQ
Непривычно, конечно, воспринимается звуковая сцена на хорошо знакомых записях, когда сидишь не там. То, что раньше было в дальнем правом углу сцены, оказывается тоже в правом, но совсем даже не дальнем. Но ничего, свыкнуться можно. Обратила на себя внимание очень слаженная работа мидбасов и сабвуфера, басовая ткань воспринимается цельно и слитно. Бас не производит впечатления очень низкого, но отлично локализован — в центре торпедо. Звучание голоса заметно смягчено, даже на грани глуховатости. На соло ударных (дорожка 11 «АудиоДоктора») проявилась некоторая пустота в центре звуковой сцены, при этом эффект начисто отсутствовал на вокале и других, не ударных инструментах. Рояль на блюзовой дорожке был очень натурален в размерах, мужская вокальная партия отлично сфокусирована, хоть и не на привычном месте. Суббасовый тест с турецким барабаном система прошла без затруднений: звук доносился как положено, из глубины сцены, а не из-под носа, как бывает. Однако размеры барабана, каким он воспринимался по производимым им звукам, были намного больше натуральных.
RTA
Низкочастотная часть АЧХ системы попросту безупречна: от 20 до 200 Гц она укладывается в допуск ±3 дБ или около того. А выше характеристика довольно своеобразная, заподозренный было по характеру звучания голосов недостаток уровня высоких не подтвердился, там всё отлично, зато провален район основных тонов: 500 — 600 Гц и в меньшей степени — 2 — 3 кГц. Возможно, именно дефицит «фундамента» лишил голоса вокалистов привычной окраски.