Студия n/a. Руководитель проекта Виктор Шкендель
ПРАВИЛА ИГРЫ
Заметили, что нет названия студии? Ну посмотрите ещё раз, теперь видите — нет? Руководитель проекта и есть студия. Получается — «своя игра», но почему-то в другой рубрике…
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Clarion HX-D2
- Усилители: Audison VRx4.300.2, Rockford Fosgate T15002
- Акустика: SEAS CA22RNX, Focal Utopia Be 3W2, Hertz ML280
- Сабвуферы: Hertz HX250D
Знаете ли, есть определённые правила. По ним, действительно, место в рубрике «Своя игра» зарезервировано для любителей, не отягощённых бременем собственного установочного бизнеса. Бывает, туда норовят потихоньку пролезть те, кто, наигравшись в «свои игры», решил начать устанавливать за деньги то, что раньше ставил только себе для собственного удовольствия. Иногда мы такие поползновения пресекаем, иногда смотрим сквозь пальцы, видя, что человек на путь профессиональной деятельности вступил только на полступни, он ещё не установщик, а… как там в армейской иерархии, черпак, что ли? Ну пусть напоследок (если дело пойдёт, конечно) выступит в любительском разряде. В этой рубрике правила жёстче. Свою установку её создатель подставит не под око собственной «мыльницы», а под суровый многолинзовый объектив, а тот мигом выявит огрехи ручной работы. А оценку звучанию (включая и инструментальную) будет давать не тот, кто систему настраивал, а некто, кто на этой машине ездить не собирается. И не по переписке, а лично, здесь и сейчас, выйдите все из машины, если не трудно…
Но вот ведь как бывает: в законной рубрике Виктор выступил во всей красе своего ВАЗ-2112 чуть больше двух лет назад, в «А3» №7/2005. И новую свою работу, во многом вдохновлённую успехами той, первой, на площадках соревнований, пригнал в Москву для полноценного изучения нашими специалистами, без оглядки на формально непрофессиональный статус. Приехал Виктор не ради этого одного, будем объективны и скромны, а на финал чемпионата EMMA Россия. И через два дня после того, как были зачехлены суровый объектив и неподкупный RTA-анализатор, окажется, что мы имели дело с вице-чемпионом России в классе «Любитель без ограничений», уступившим лишь Сергею Бакаеву, который в 2005-м, в год дебюта Виктора, уже был финалистом чемпионата Европы.
В Ставропольском крае газ, кажется, добывают? Ну, значит, неплохо добывают, если и до нашего брата долетают отдельные газовые облачка в виде, например, возможности в разумные сроки пересесть с ВАЗа на Ford. К моменту появления машины идея новой системы у Виктора уже была готова. Не исключено даже, что эта идея в какой-то мере повлияла и на выбор автомобиля, но вслух этого предполагать не станем, чтобы не ставить Виктора в неловкое положение перед родными, им-то он наверняка объяснял, что выбрал «Фокус» за безопасность и экономичность (при этом нисколько не кривя душой). Однако то, как ловко позже в двери встали 8-дюймовые басовики, заставляет заподозрить: это «Ф-ф-ф-ф…» неспроста…
Идея сложилась такая: для начала берётся лучшее известное головное устройство. О его имени не сложилось единого мнения, но круг претендентов неширок. И в «шорт-листе» непременно присутствует Clarion HX-D2, иной раз называемый DXZ9255, что на качестве звучания никак не отражается. Помимо достоинств как собственно источника, в этой модели Виктора не просто привлекала, а была необходима (в согласии с идеей установки) возможность из одной точки схемы управлять всеми видами частотной фильтрации и коррекции. Применительно к 3-полосной системе с сабвуфером, да непростым, а стереофоническим, на такое способны отнюдь не все даже топовые модели CD-ресиверов.
К идее стереобаса, даже вернее — стереосуббаса, Виктор пришёл опытным путём. Да, везде написано, что на частотах ниже 80 — 100 Гц направление на источник звука не ловится, да, написано, что в силу большой длины волны уже при записи суббасовые составляющие практически идентичны в стереоканалах, но всюду остаётся крошечное «почти», и Виктор для себя определил: при несведённых вместе каналах сабвуферного звена суббас получается (по его выражению) более рафинированным. Почему? В обсуждении этой темы мы провели с Виктором часа полтора, вы же не хотите, чтобы отсюда и до последней страницы номера были одни гипотезы и их анализ? В общем, решено было: три полосы впереди, два канала — сзади, то есть — на суббасе.
К сабвуферу мы ещё вернёмся, впереди тоже немало интересного. Не связанный никакими деловыми обязательствами с распространителями тех или иных брэндов (вот она, сладость свободы!), Виктор имел простор для экспериментов, ограниченный только объёмом добычи газа на Ставрополье и размерами долетающих до него в конце каждого месяца газовых облачков. Поэтому фронт оказался скомпонован из продуктов исключительно высококачественных, но сугубо разнородных. Нижнюю часть спектра играет не предназначенная, в принципе, для автомобильного использования головка SEAS калибра 22 см. По размерам диффузора это то, что у нас называется «восьмёрка», просто дюймы норвежцам по барабану, а фланец у домашних головок обычно больше, чем у автомобильных. Как уже было сказано, в дверь «второго «Фокуса» басовики встали неожиданно легко, а условия для их работы там были даже лучше, чем Виктор предполагал, глядя на дверь снаружи: обычно составная внутренняя алюминиевая диафрагма двери у этой машины цельная, её надо было лишь вибродемпфировать по плоскости и по стыку со стальным каркасом. И, разумеется, поставить опорные кольца, по солидности не диссонирующие с динамиком.
Среднечастотный диапазон после бесчисленных проб был доверен самому, пожалуй, на сегодня знаменитому среднечастотнику — 80-миллиметровому 3W2 из топовой серии Focal Utopia Be. Установлены среднечастотники одновременно остроумно, изящно и нетипично. В порядке поступления: остроумно — потому что подиумы под них, изготовленные из слеклопластика, «растут» из треугольников зеркал таким образом, что при закрытой двери как бы залезают под подиумы пищалок на стойках, образуя конструктивно разделённый, но акустически единый СЧ/ВЧ-узел излучения. Почему изящно — сами видите. Здесь и во многих других фрагментах установки Виктор тщательно продлил мотив оформления салона, доставшийся вместе с автомобилем — матовый алюминий скруглённых очертаний. Здесь самое время отметить: любитель не значит изгой общества, обречённый на одиночество. Изготовление колец, фланцев и тому подобных узлов добровольно взял на себя земляк и товарищ Виктора по безумному увлечению Владимир Голосун, которого доброта до добра не довела: увлекшись, он вскоре сам построил себе систему дай бог каждому, она ещё появится на наших страницах.
Нетипичность компоновки акустики средне-верхнечастотного диапазона — в ориентации осей излучателей. Она практически лобовая, и, пока система ещё не включена, трудно избавиться от ощущения, что в звучании будет сильнейшая привязка к ближнему каналу. Говорю сейчас об этом так многозначительно, потому что систему уже слышал и знаю, что… впрочем, об этом — в положенное время.
Пищалки поставлены тоже практически в лоб, да ещё вытянуты из стоек так, чтобы центры излучения оказались в одной плоскости со среднечастотниками. Пищалки (способом, описанным выше применительно к среднечастотному диапазону) были выбраны из топ-серии Hertz, они там одной модели, ML280, правда — с двумя типами акустических камер. Во время тестов всегда отмечалось, что большая из двух камер обеспечивает более низкую резонансную частоту, а стало быть — это есть хорошо и про маленькую можно не заморачиваться. Это, оказывается, лениться не надо, а заморочиться иной раз — очень даже полезно. После длительных сравнительных прослушиваний Виктор пришёл к заключению: с малой камерой верхние частоты звучат лучше. Интересный образ у него здесь возник: «С большой камерой звук у маракаса — как будто туда не всё насыпали, что положено…»
Последнее звено стереосистемы — суббасовое. Две 10-дюймовых головки Hertz HX250D помещены каждый в свою изолированную камеру объёмом 22 л. Закрытую, разумеется. Конструктивно камеры образуют единый прямоугольный корпус, установленный в багажнике диффузорами назад.
Установлен сабвуфер не на пол багажника, а на сварную стальную раму. Прямо под ним живёт сабвуферный усилитель — двухканальный Rockford Fosgate. Его более чем изрядная мощность понадобилась не сама по себе, а как запас выходного напряжения: звуковые катушки обеих сабвуферных головок соединены последовательно, на 8 Ом, что, как Виктор пришёл к заключению (не единственный и даже не первый), звучание на нижнем басе заметно улучшает. Из опорной рамы сабвуфера растут ещё две, они отданы двум
4-канальным усилителям Audison. И вот теперь самое интересное — как они включены в систему. Каждый обслуживает свой борт фронтальной акустики. По одному каналу на ВЧ и СЧ и по два мостом — на НЧ-головку одного канала фронта. Можно спорить (а можно и не спорить) о том, насколько важно разделение каналов для получения правильной звуковой сцены. Виктор решил не тратить время на споры, а получить полное и окончательное разделение стереоканалов и покончить с этим. А для дальнейшей «лучшести» в каналы «А», отданные в каждом усилителе СЧ и ВЧ-излучателям, были установлены специальные модули ACB1, увеличивающие ток покоя до безопасных пределов и тем приближающие работу усилителя (в наиболее важной с этой точки зрения полосе частот) к классу А.
В ходе настройки Виктор пришёл к несимметричной конфигурации разделительных фильтров (использовались только встроенные фильтры головного устройства: СЧ/ВЧ делятся на 5 кГц (ФНЧ 12 дБ/окт., ФВЧ — 6 дБ/окт.). Раздел НЧ/СЧ происходит так: ФВЧ среднечастотника 315 Гц (12 дБ/окт.), ФНЧ басовика 500 Гц (18 дБ/окт.). Снизу фронт «подрезан» на 50 Гц 3-м порядком, ФНЧ сабвуферных каналов настроен на 40 (!) Гц, тоже третьим.
Расставленное по багажнику оборудование не катастрофически отъело его объём, удалось оставить на месте полноразмерную запаску, более того, её удалось спасти даже тогда, когда было решено установить в отсек запасного колеса дополнительный аккумулятор, питающий басовый двухканальник отдельно от остальной системы, благодаря диодному разделителю «с мозгами» Stinger. Optima Blue Top по площади в плане помещалась внутри диска, вот по высоте — не хотела. И тогда Виктор… опустил батарею ниже уровня пола, отформовав там эдакий поддон-аппендикс, выступающий ниже первоначального уровня пола почти на 70 мм. На проходимости машины это не сказалось: близлежащие элементы конструкции и так выступали ниже пола отсека. И вообще: правила этого не запрещают. Никакие правила…
Круг претендентов на звание лучшего головного устройства неширок. HX-D2 занимает в этом круге место близко к центру
Компоненты трёхполосного фронта установлены остроумно и нетипично
СЧ-головки в подиумах, «растущих» из уголков зеркал, при закрытой двери направлены практически «в лоб»
Подиумы пищалок придают им некоторый вынос вперёд, в плоскость диффузоров среднечастотников
При закрывании двери СЧ-излучатели как бы заезжают под подиумы пищалок
В походном положении в багажнике как будто три чемодана: большой и два поменьше
При снятых кожухах хорошо видны «бортовые» четырёхканальники Audison и хуже — басовый Rockford Fosgate
SQ
Очнеь любопытное ощущение возникает уже в первый момент прослушивания. Акустика, во всяком случае та, через которую воспроизводится большая часть голосового и инструментального диапазона, демонстративно, почти нахально смотрит в глаза слушателю, как бы насмехаясь: «Это не мы играем, мы здесь так, для красоты». Действительно, звуковое поле совершенно не привязано к динамикам, источники звука свободно расставлены по сцене, нет и излишней сцентрованности сцены, чем грешат многие системы, вследствие боязни асимметрии. Из-за предельной развязки каналов или по другим причинам звуковая сцена отличается исключительной воздушностью, создаёт ощущение нетесного пространства. Очень вкусно звучит бас, он отчётливо толкает в грудь, но не глушит, не затеняет остальной звук. На соло ударника верхние частоты яркие, но не «кусачие», отлично передаётся ощущение металла тарелок, слышно, что металл чистый, без пыли (нет, честное слово, слышно), у барабанов — естественный размер и присущий им задор. На блюзовой записи щедрое эшелонирование сцены и отличная фокусировка чётко разделяют звучание саксофона и вокалиста, нередко приходилось слышать, как они слипаются. Турецкий барабан звучит крупно, но мягко, тональность ударов выражена слабее, чем в лучших слышанных нами системах, но не намного.
RTA
Вообще-то, это какое-то новое поколение АЧХ. Нет ни намёка на перепад уровня, пусть даже плавный, между суббасовой полосой, исполняемой сабвуфером, и басовой, которую играют НЧ-головки фронта. Не совсем понятно, откуда взялся подъём на 50 Гц, ведь при этих настройках сабвуфер там ещё вообще не играет, но факт остаётся фактом: выброс есть, и не исключено, что именно он несколько смазывает рельеф на самых низких частотах, где играет тот самый турецкий барабан. Интересно, что уже не в первый раз мы сталкиваемся с тем, как АЧХ на верхних частотах с плавным спадом на слух воспринимается лучше, чем некоторые совершенно ровные характеристики, именно по показателям воздушности и открытости звучания. И ещё отметим: когда АЧХ была снята, Виктор показал настройки параметрического эквалайзера. Точнее — показал, что их нет: всё в нуле…