Марк ГАСАНОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
СВЕЖЕЕ ПРЕДАНИЕ
Предания, а они существуют в любой отрасли культуры и знания, бывают мифами, а бывают легендами.
Мифы — это то, чего не было. А легенды — что было. В любом случае речь идёт о прошлом, даже когда оно пока — настоящее. К примеру, я вам, не сходя с места (и не выходя в Интернет), могу назвать по паре моделей усилителей и акустики, которые обречены стать легендой в будущем, как только прекратится их выпуск и их нельзя будет просто купить, а надо будет «доставать». А когда уже и достать нельзя, вот тут легенда расцвечивается красками, обрастает художественными подробностями и становится полноправной частью знания и культуры. Существует и естественная закономерность: у дорогих вещей больше шансов перейти в категорию легенд, нежели у массовых продуктов. Тут, во-первых, работают особенности нашего подсознания — ну не привыкли мы восторгаться вещами, которые ещё вчера можно было купить на каждом углу. Может, и зря не привыкли, но так уж получается. И потом, если какая-то вещь стала массовой, значит, почти наверняка в следующем поколении будут присутствовать какие-то её популярные особенности — так прошлое переходит в настоящее, не успевая обрасти легендами. Что же касается вещей дорогих, а потому не очень массовых, то с ними сплошь и рядом происходит такое: производство прекращается (по тем или иным причинам, объективным или не очень), и всё тут, и нет больше ничего похожего. Легенда готова, красивая и манящая.
Одна из наиболее красивых легенд нашей отрасли, CD-тюнер McIntosh MX-406, повторилась в лице аппарата Clarion DRX 9255. Это было именно продолжение одного и того же повествования, а не пересказ другими авторами, поскольку, помнится, производство головных устройств McIntosh тогда перешло под крыло Clarion и компания на законных основаниях выпустила тот же аппарат под своим именем и в своём дизайне. Что, впрочем, не помешало в течение некоторого времени выпускать «Макинтоши» под собственным именем. Мне, кстати, посчастливилось услышать оба аппарата с небольшим разрывом во времени, и различий в звучании тогда не нашёл.
Были ещё легенды? Определённо. Если не выходить за рамки тематики (головные устройства), то это, несомненно, Nakamichi CD-700. Кажется, по сей день аппарат производится в небольших количествах, что реноме легенды, в общем-то, не способствует. Если ты легенда, то должен быть в прошлом, а все эти выдвижные ручки и аналоговые потенциометры в изделии, произведённом сегодня — это чересчур. (Взгляды автора не всегда отражают мнение редакции, но ему на это наплевать.) Другая крайность — заимствовать у легенды имя и передать его изделию, имеющему с тёзкой из прошлого, мягко говоря, мало общего. Возможно, в банальном расчёте сыграть на ностальгических чувствах, а возможно, искренне полагая, что новичку удалось повторить звук предшественника.
Есть третий путь. На современной базе постараться подойти возможно ближе к звучанию аппаратов «золотого века», а чтобы потенциальному покупателю стало сразу ясно, какие цели ставили перед собой разработчики, выбрать для него соответствующее оформление. Путь, несомненно, самый трудный и в коммерческом плане самый рискованный — создавать что-то с расчётом, что это станет не новостной строкой, а преданием. С течением времени. Промахнёшься со звуком — аппарат не пойдёт, промахнёшься с дизайном — тоже. Впрочем, тот самый дизайн с простеньким дисплеем и парой ручек по бокам как нельзя лучше подходит аппаратам с минимумом звуковых регулировок и воспроизводящим диски исключительно в формате CD-DA.
Возможно, похожие соображения приходили в голову специалистам японской компании Fujitsu Ten, когда они вывели на рынок головное устройство новой серии Sound Monitor. Единственное на сегодня головное устройство этой серии имеет очень мало общего с привычными аппаратами Eclipse. До сих пор он продавался только у себя на родине и в Корее, недавно начались поставки в США, а тут уже и наши подсуетились.
По виду Sound Monitor CDT-450X больше всего напоминает McIntosh 406. По интерфейсу — частично тоже. Здесь также две пары линейных выходов и цифровой вход. (Почему выходов не три? Может, сабвуфер не вписывается в концепцию рафинированной аудиосистемы, где бас должен быть только передним? Не знаю, не знаю…) К входу можно подключить чейнджер Sound Monitor CDC-200X. Вход, кстати, коаксиальный, а не стандарта AT&T, который, кажется, признают только американцы (а как иначе, если полное название AT&T начинается словом American?). Есть и цифровой выход, которого у «Макинтоша» не было. Стало быть, вы имеете возможность подключить сюда ЦАП любой степени навороченности и легендарности. Вход Aux можно организовать через шину управления при наличии соответствующего переходника. (Будем надеться, что наши импортёры про них не забудут.) Внешнего преобразователя питания у CDT-450X нет, а значит, использован современный ЦАП с однополярным питанием (у того же «Макинтоша», как и у Nakamichi, блок внешнего преобразователя — непременная деталь экстерьера). Очень хотелось взглянуть на чипсет, но для этого понадобилось бы основательно разнести CD-транспорт, рука не поднялась. Так что будем довольствоваться информацией с сайта: в аппарате использован 18-битовый ЦАП с интерполяцией.
Лицевая панель несъёмная, здесь двойная традиция. Во-первых, все предыдущие легенды были такими. Во-вторых, аппарат, как видно, предназначался для Японии, а там существует смешная традиция оставлять чужие головные устройства там, где они стоят, и тем, кто за них заплатил. Самураи, что возьмешь…
Потенциометров нет: громкостью и тембрами управляет энкодер. Понятно, что внешний вид авторам хотелось выдержать в духе «Мака», но решение в виде двух «диадем» показалось не очень удачным. Строгий флюоресцентный дисплей. Яркость свечения в дневном режиме не запредельная, в вечернем — чуть более высокая, чем хотелось бы. Впрочем, не думаю, что дисплей, в котором светятся только буквы, мог кого-то слепить. Для управления звуком служит простой и понятный двухполосный тембр.
Тюнер в нашем экземпляре оказался с японским диапазоном 76 — 90 МГц. (Естественно, на регулярной основе сюда будут приходить аппараты с обычными CCIR-частотами, иначе сертификации им не видать.) У аппарата только два банка для ЧМ и столько же — для диапазона средних волн. Автоматическое заполнение банка памяти ЧМ-тюнера заняло 10 с. RDS, разумеется, нет, а часы, конечно же, показывают время в 12-часовом формате. В CD-проигрывателе реализован полный набор дополнительных режимов, а из сервисных функций нет той, которую мы называем «спрятать диск». Видимо, разработчики решили, что неэтично торопить пользователя такой техники.
Не скажу, что звучание «вот то самое» (как тот самый чай). Но точно, что от звука подавляющего большинства современников оно отличается. Взять, например, мужской голос. Даже когда мы говорим, что звучание голосов собранное, как правило, удаётся мысленно отделить низкочастотный бархат от всего остального. Здесь — не удаётся, голоса звучат так, как в жизни. Интонационное содержание вокала не то чтобы подчёркнуто, но воспринимается очень отчётливо, ясность основного наполнения редкостная. Сибилянты слегка синтетические, но это вообще ахиллесова пята CD-DA. Женский вокал… Знаете, это не просто звук, а действительно вокал и действительно женский. Мягкий, но при этом не скучный, детальный и одновременно деликатный. Верх богаче нюансами, нежели тот, что может воспроизвести почти любой из современников. Или вот рояль на диске Алана Парсонса (Telarc Sampler) — обычно он кажется либо скучным, либо демонстративно откровенным. Здесь же чётко поддерживается баланс: демонстративности нет, насыщенность деталями есть. Бас, похоже, воспроизводится именно так, как он и был записан. Флейты преподносятся как живой инструмент, а не как запись: со всеми вздохами-всхлипами, но без нарочитости. Верх немного… (дайте подумаю, что именно не нравится, выбор-то невелик) …непривычно деликатен, но всё в нём есть, и всё в меру.
cерийный №700007
ЧМ-тюнер
Диапазон CCIR*
Чувствительность, мк В2,2
Полоса частот (-3 дБ), Гц 17 — 18400
Отношение сигнал/шум дБА 68
Уровень сигнала на линейном выходе, В 0,95
CD-проигрыватель
Неравномерность АЧХ (20 Гц/20 кГц), дБ -0,9/-0,2
Отношение сигнал/шум, дБА 92,5
Переходное затухание (1 кГц), дБ 82,5
Динамический диапазон (EIA/EIAJ), дБ 101
Линейность ЦАП (-90 — 0 дБ), дБ -0,2/+0,0
Вибростойкость, мм 200
Уровень сигнала на линейном выходе, В 3,8
Аудиосекция
Выходная мощность, Вт RMS (к.н.и. = 1%) —
Регулировка тембров, дБ
ВЧ ±9,0
НЧ ±9,9
*Будем надеяться.
Коррекция в тюнере оказалась очень даже европейская, полоса широкая, шумов немного. Чувствительность, правда, вдвое ниже, чем обещано изготовителем. Согласование уровней тюнера и CD далеко от идеала: тюнер будет играть слишком тихо. Уровень шумов секции CD типичен для 16-битового преобразования, при интерполяции на 18 бит их могло быть меньше. Вероятно, погоду здесь делают не шумы квантования. Динамический диапазон соответствует спецификации. Линейность ЦАПа весьма достойная, на уровне других «коллег» аудиофильского замеса. Вибростойкость одинаковая для одиночного сотрясения и для их серии, что естественно при работе без антиударного буфера. Цифровой фильтр, конечно, КИХ-типа. Громкость сверху регулируется шагами по 1 дБ (всего 80 шагов!). У регуляторов тембра по шесть шагов в каждую сторону, характеристики тембровые. Мы проводили замеры на тех же частотах, что приведены в спецификации (10 кГц и 100 Гц). На частотах 12,5 кГц и 50 Гц получили диапазон ±10,0 и ±11,7 дБ соответственно.
ЧТО
CD-тюнер
КТО
Eclipse Sound Monitor CDT-450X
ПОЧЕМ
55000 руб.
ЭТО — ПЛЮС
Простота управления
Цифровой выход
Запоминающееся звучание
ЭТО — МИНУС
Не предусмотрена работа с ДУ
ОДНИМ СЛОВОМ…
Красивая легенда в талантливом
пересказе
РЕЙТИНГ
Радио 8
CD 9
Оснащенность 7
Эргономика 8
Звук (CD) 10
Итог 41