Алексей ГУСЕВ, Валерий СЕЛЯНИН
КРАСНАЯ АРМИЯ
Так немедленно прозвали российскую команду на чемпионате Европы в датском Хернинге. Что касается цвета — наблюдение верное. Но соперники заметили и другое. Это — армия…
Дело не в численности, большой может быть и толпа. Наша команда приехала одной колонной, как танковый корпус (сходство усиливалось полувоенным УАЗ «Патриот» где-то в середине), и так же действовала на главном сражении сезона. Включая даже нечто похожее на штаб и военных советников. И хоть численность не главное, начнём всё же с цифр.
Числители-знаменатели
Численность «красной армии» составила на чемпионате 20 единиц «боевой» техники, реально участвовавшей в соревнованиях, плюс штабной «Вольво», в котором прибыл командный состав и советники. Во многих «боевых» тоже было не по одному механику-водителю, далеко не все расположены переть в такую даль в одиночку. В общей сложности эти силы участвовали в 34 операциях. Ну хорошо, переходим на мирные рельсы: 34 — это число выступлений. Оно больше численности команды по двум причинам. Первая: многие выступают более чем в одном зачёте, максимальный показатель — в четырёх на одной и той же машине. Во-вторых, численность отдельных классов достигла такой пугающей величины (24 — 26 машин), при которой отсудить их одной бригадой и в один день стало невозможным. Организаторы приняли единственно правильное, да и единственно возможное решение: классы-переростки разбивались на две группы, они судились отдельно разными бригадами, в локальный финал выходили по три машины из группы, их судила третья бригада. В ходе одной из таких операций был получен итоговый результат, не ставший лучшим для нашей команды, но об этом — в своё время.
Каков оказался выхлоп в «чашках», как с показной небрежностью называют спортсмены призовые кубки, перед этим проехав за ними по нескольку тысяч километров? 17 «чашек» на 20 машин. Или на 34 выступления. С чем это сопоставить, чтобы объективно заключить, это что: триумф, успех, так себе или… Или что? Да применим те же самые числители и знаменатели, только взяв в расчёт другие команды. Брать придётся только одну, немецкую, потому что после сборных Германии и России идут Нидерланды с 9 кубками, шведы — с 6, остальное — в слив. У итальянцев и эстонцев по одному, например: за второе и за третье. Германцы — это да, это сила. Те же 17 кубков, но иначе распределённые по достоинству: те же 6 первых мест, что и у наших, на 3 больше вторых (8 и 5) и, соответственно, на 3 меньше третьих (3 и 6). Внушает, что уж там, поэтому Германия стоит выше России в таблице рейтинга национальных сборных. Но мы счетоводы аккуратные до занудства: эти трофеи получены командой из 28 машин, выступавших 37 раз. Так что не только вариант «или что» отметается, слово «успех» тоже неадекватно отражает итог. Остаётся триумф, на чём и порешим.
Разбор полётов, подсчёт ран
Мог ли триумф россиян в Дании быть круче? Казалось бы — уж куда, тем не менее мог бы, и существенно. В чём и почему — сейчас разберёмся, уже с именами и фамилиями, выходи по одному.
Начнём с подготовки сборной. В этом отношении надо признать: EMMA Россия сделала всё для успешного выступления сборной, начиная с благополучного попадания в не самый проходной город Европы и заканчивая безаварийным возвращением на родину возбуждённых победой героев. А там, на месте, водитель и пассажиры «штабной» машины делали именно то, что собирались, хотя на месте оказалось, что не только. Дмитрий Матвеев и Вадим Тюленев, как и планировалось, выполняли функции капитанов, наставников и «чистильщиков», разруливая возникавшие проблемы, а Лысенко и Милявскому пришлось присоединить к этим обязанностям и судейские, Милявскому — особенно, он в Хернинге был главным судьёй по инсталляции.
В этот раз, по отзывам и участников, и «штабных», от косяков с судейством, отмечавшихся на некоторых прошлых еврофиналах, удалось избавиться окончательно. Судейский корпус (включая главных судей) был строго международным, с широким представительством, без доминирования какого-либо этноса, включая и страну проведения. Поэтому те случаи, когда наши спортсмены показали не столь высокий результат, сколь рассчитывали, надо относить к ошибкам не судейства, а к собственным. Или просто к тому, что так стасовалась колода, случалось по-разному. И здесь уже можно…
…персонально
Давайте прямо по списку, в том порядке, в котором наши соотечественники появляются в итоговой таблице, с комментариями, источник которых — капитаны и наставники сборной.
Первый раз слово «Россия» появляется в таблице напротив имени тверича Константина Овчинникова, в самом начальном классе «Новичок 3 канала». Шестое место в данном случае — справедливо, Константин впервые (по определению) выехал на соревнования такого уровня и не был до конца готов к встрече равных и превосходящих «сил противника». Житель подмосковного Чехова Александр Литов кубок в SQ, надо признать, отдал почти своими руками. Реагируя на замечания судей на финале России, он начал бороться с шумами системы и в итоге (устранив шумы) заметно ухудшил настройки и оказался на пятом месте. Реванш Александр, правда, учинил, для мультимедиа звук оказался более адекватным, итог – «бронза» в «Новичок ММ». Здесь уместно упомянуть вот о чём: не все участники, особенно, разумеется, неопытные, готовы встретить западный подход к судейству. Там технология «да что там, командир, всё путём» не прокатывает. У Литова в машине лежал пульт ДУ. Судья, сев в машину, честно спросил: «Это — часть вашей системы?» И после утвердительного ответа вписал штраф за… незакреплённый пульт. В правилах записано: всё, что относится к системе, должно быть безопасным образом закреплено. Так что по существу он прав. А чтобы избежать повторения «казуса Литова», всем членам команды «штабные» немедленно передали по приготовленным для этого рациям: «Убрать пульты с глаз долой, когда их нет, они под правила не подпадают». У москвича Марата Салимова машина, вообще-то, в большей степени ориентирована на высокое звуковое давление, и на предварительном этапе в гигантском классе «Новичок 5 каналов» из группы ему выйти не удалось. Зато в ESPL — уверенное первое место. Был казус и здесь: кто-то из чешской сборной заметил, что у Марата усилители установлены на стойках кузова и трусцой побежали ябедничать, что в этом классе всё должно быть ниже кромки боковых стёкол. На помощь пришли «штабные», конкретно — Дмитрий Матвеев (за тем и ехал). Официальные правила, палец в известную наизусть строку, и главный судья признаёт: да, сабвуфер выше кромки нельзя, а усилитель — можно, «на скорость не влияет». Всё обошлось, даже чехам навешивать не стали, а кубок — заслуженный.
Иван Израйлев из Екатеринбурга — как раз тот, кто участвовал с одной машиной сразу в четырёх зачётах, от качества звучания, до EMMA Racing. Ему бы спецприз за волевые качества, жаль, такого не заготовили. За неделю до Хернинга на еврофинале IASCA, куда неугомонные екатеринбуржцы тоже отправились, на радостях от победы представитель другой команды стал нарезать круги по площадке, в итоге свой «Ягуар» отрихтовал до неподвижности, а у Peugeot Израйлева снёс передний бампер. Новый бампер к машине подвалили (между Италией и Данией), вот только покрасить не успели, так и выступал с чёрным, сказав, что это — тема инсталляции. Итог подвигов: кубки в трёх из четырёх зачётов («серебро» в «Мультимедиа», третье место в EMMA Racing поделено с другим Иваном, Никитиным из Волгограда. Имена поделивших «бронзу» одинаковые, время прохождения трассы тоже, вот машины слегка разные: BMW X5 у Никитина и Peugeot 207 у Израйлева. Земляк Ивана Израйлева Вячеслав Корсаков (к которому начинает приставать прозвище «Уралмаш») был единодушно признан членами сборной «открытием года». Не имея опыта подобных по масштабу соревнований, Вячеслав сразу же попал в мясорубку «двойного» класса «Любитель 7 каналов», но не дал себя задавить, вышел из группы и получил «бронзу» в финале. Вадиму Сазыкину («Блюзмобиль-Новокузнецк») в том же классе из группы выйти не удалось, удалось зато взять первое место в «EMMA Racing Show», кроме того, он получил спецприз за наибольшее расстояние, преодолённое на пути к финалу. Прикиньте, где Новокузнецк, а где — Дания.
А вот герою прошлого номера Виктору Шкенделю в классе «Любитель без ограничений» откровенно и сильно не повезло. Класс, действительно, оказался сильным, но дело, скорее всего, даже не в этом, на Еврофинале происходит своего рода столкновение культур, и звук в машине Виктора, более естественный и комфортный, нежели сухо и формально «соревновательный», судьям не показался. Без кубка Виктор, правда, не остался: он взял реванш в ESPL, где на его долю пришлось «золото».
Самый драматический, хотя без шума и стрельбы, эпизод Еврофинала связан с хорошо нам знакомыми именами Виталия Карева и Виктора Иванова. Не секрет (оба этого не скрывают), что это — «персональные соперники», которые борются за победу не с остальными, а между собой. На финале России первым стал Карев. Иванов, оказавшийся на одну строчку ниже, тогда сказал: «Европа покажет…» Европа показала неожиданным и малообъяснимым образом. Класс «Профессионал 5 каналов» был тоже «двойной», Виталий и Виктор оказались в разных группах, и оба стали в группе первыми. Снова «великое противостояние»? Однако в финале, который, напомним, судила новая бригада арбитров, выше них в итоговой таблице оказались те, кто им проиграл в группах. Друзья-соперники снова встали в таблице результатов рядом, но не там, где, казалось бы, должны были. Иванов — третье место, Карев — четвёртое, стало быть — без кубка. Почему так вышло (имеется в виду, почему не первое и второе) — непонятно, есть гипотезы, связанные с «авторским» подходом к судейству одного из наиболее авторитетных, в этой сессии оказавшегося на пассажирском месте, но это — чересчур длинный разговор.
Обе машины (и Peugeot 1007 Иванова, и «кожаная» «Таврия» Карева) при этом получили высшие оценки за инсталляцию, а Кирпич (это Иванов, кто не в теме) ещё и устроил настоящее представление на презентации машины, когда фотоальбом по инсталляции судьям выносила разодетая под инопланетянку пятилетняя дочь Виктора.
Ростовчанину Геннадию Литвину не улыбнулось счастье в звуковом классе, машина оказалась настроенной (и звучащей) оптимально для мультимедиа, результат — «золото» в «Мультимедиа Эксперт».
В равной (приблизительно) мере не повезло двум Алексеям — Рогачёву (Аполлону) из Eclectic Audio и питерской AV-Studio. Класс «Профессионал без ограничений» оказался жёстким (что неудивительно), а про Аполлона известно, что он стал не вовремя экспериментировать с настройками и, того не желая, превратил их в «расстройки».
Довольно нелепо отдал призовой кубок в «Мультимедиа Эксперт» Николай Дейкалюк из Йошкар-Олы, это который на «Патриоте». Презентация машины судьям — возможно, не главная часть соревнований, но очки за неё начисляются те же, что и за звук и изображение, валюта у судей единая. На неудачной презентации Николай потерял, как показал разбор полётов, 10 очков, а от третьего, призового места вице-чемпиона России в итоге отделили лишь 7. Опыт, он сын, знаете ли, ошибок. Иногда — трудных…
Но вот в классе «Беспроцессорные системы» наши отомстили за товарищей. Весь пьедестал был уставного красного цвета. На верхней ступени — Александр Шкаликов (AquaGen), к машине которого ходили целые делегации: многие закалённые профессионалы не верили, что такую звуковую сцену можно построить без процессора. Два оставшихся призовых места — не просто соотечественники, а ближайшие сотрудники: Александр Мирошник и тоже Александр, но Нестеров, оба — Eclectic Audio. Нестеров и ещё один участник Еврофинала произвёл в Дании известную сенсацию, их машины были построены на технике Challenger и E.O.S., о которых, как вы понимаете, в Европе не слыхали, а тут услыхали, и крайне убедительно.
И не только услыхали, но и увидели. Ford Focus Сергея Бакаева уверенно, без разговоров взял первое место в «Мультимедиа Любитель». И опять — на технике Challenger.
Казанцу Дмитрию Громову опыт участия в Еврофинале пригодится: оценки за звук и изображение у него были выше, чем у обошедших его соперников, подвела инсталляция. Заморские судьи, как уже говорилось, поблажек не делают: незатянутый болт крепления сабвуфера — и привет, «баранка».
Очень ровно и по-любому успешно выступил ещё один питерец, Дмитрий Смирнов (студия INTEI). Два «серебра», необычно разложившиеся по классам: «Мультимедиа» и ESPL. Питерцев на площадке в Хернинге было больше, чем участвовало в соревнованиях. Отдельная благодарность орлам из GIGA-Auto, приехавшим помочь команде и добровольно взявшим на себя очень даже (поверьте) утомительный труд по переводу презентаций и общению с судьями. Если сборная — Красная Армия, то эти, получается — партизаны? В любом случае, и те и другие — герои, однозначно.
Объектив не смог вместить всю команду вместе с машинами, здесь вам придётся напрячь пространственное воображение
Отдельная медаль полагается питерцам Андрею Иванову и Валерию Селищеву, помогавшим сборной с иностранными языками
Ну вот опять: город не наш, а все машины на стоянке — наши
Виталий Карев выполнил обещание и обшил «Таврию» кожей до заднего бампера
Это Иван Никитин. Он сейчас занят, сами знаете, последние штрихи…
Иноземцы не могли взять в толк: как Вадим Сазыкин на таких колёсах приехал из Новокузнецка
Оригинальное оформление машины Ивана Израйлева было ему подарено командой Sony в Италии
Алексей Перепёлкин (AV Studio) не смог выйти из группы в очень тяжёлом классе. И не он один…
Александр Литов, бронза в «MM Experienced»
«Мы, посланцы иных миров…» и так далее. Такая у Кирпича была презентация
Николай Дейкалюк, его «Патриот» и его группа поддержки. Небольшая, но голосистая
Марат Салимов: на провокации чехов не поддался
Виктор Шкендель: попал в «мясорубку» на SQ, отыгрался на ESPL
Дмитрий Громов по звуку и видео опережал соперников, попал на инсталляции
Дмитрий Смирнов (INTEI, Питер) ровно и сильно выступил и в ММ, и в ESPL
Константин Овчинников и его тренер Алексей Гусельников. Оба — из Твери. Обоим ещё предстоит поработать над ошибками
Сергей Бакаев сыграл только в одну игру. Но, видно, с джокером на руках
Александр Мирошник, «серебро» в «Беспроцессорных системах»
В машину к Александру Шкаликову («золото» там же) вообще водили экскурсии
Вячеслав «Уралмаш» Корсаков: открытие года
А вот и сам Сазыкин, с трофеями
Иван Израйлев: одна машина, четыре выступления, три «чашки»
Виталий Карев: первый в группе и четвёртый в финале? Непонятно. Для нас — всё равно первый
Ростовчанин Геннадий Литвин: чемпион Европы по мультимедиа
Класс «Беспроцессорные системы» оказался окрашен в один цвет
Аполлон, разумеется, среди муз. А машину настраивать будет кто? Зевс?
Александр Нестеров, замкнувший тройку беспроцессорных триумфаторов
Александр Милявский: главный судья по инсталляции на Еврофинале 2007 года