Марк ГАСАНОВ, Олег ЛИХНИК, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
БЫТЬ ПРОЩЕ
Помните эту избитую мудрость: будь проще, и популярность у трудящихся масс тебе гарантирована? Не в том смысле, конечно, что у тебя должно быть по два пальца на руках и две извилины на оба полушария. В общении надо быть проще, в общении…
Hyundai H-CMD7082 • Challenger CH-6020 • Forsage РКД-598DVD • NRG IDV-460U • JVC KD-DV4207 • Mystery MMD-993S • Sony MEX-DV1000
DVD-ресиверы, как категория головных устройств, как класс, если хотите, неуклонно прибавляют в численности. Если считать признаком этой тенденции численность участников наших групповых тестов, то вот вам статистика. Первый групповой тест DVD-ресиверов состоялся в сентябре 2004 года, и участвовало в нём шесть головных устройств. К следующему году, как теперь ясно, далеко не все производители подготовили новые модели, и групповой тест распался на два парных состязания, два «Ринга» (в №№8 и 12). Зато в 2006 году было выдвинуто уже десять соискателей. Ох и пришлось же тогда попотеть, при подготовке теста №12. И в этом году на основании приобретённого опыта мы разделили участников на две группы, и в сумме, как стало понятно, в них будет представлено не меньше 13 аппаратов.
В общем, как сказано, растёт численность народонаселения DVD-ресиверов. И знаете почему? Потому, наверное, что они изо всех сил стараются казаться простыми, таковыми в действительности не являясь. Отнюдь. Можно даже сказать, что DVD-ресивер «изнутри» и он же, но видимый снаружи пользователем имеют очень мало общего.
Попробуем посмотреть изнутри. Оставляем в сторонке АМ/ЧМ-тюнер и звуковые усилители мощности, которые есть в любой «голове» и в которых, как в устройстве русской печки, давно ничего не меняется. Поприветствуем, как старых знакомых, ЦАП формата PCM стандарта CD-DA (то есть стандарта «Компакт-диск») и декодеры форматов mp3 и WMA. Отметим между делом, что уже встреченная нами «начинка» составляет всё богатство средней руки CD-ресивера (у аппаратов позажиточнее есть ещё набор средств управления звуком), а до основного содержания DVD-ресивера мы ещё и не дошли. Основное содержание — это воспроизведение сжатой (компрессированной) видеоинформации и выдача её в той или иной форме, удобной для монитора, плюс энное количество сервисных функций, облегчающих жизнь пользователя. Обратите внимание: цифровая запись видео для бытовых целей никогда не была «прямой» — как только состоялся переход от аналоговой записи (а последним её носителем был LaserDisc, а вовсе не кассета S-VHS), так и началась компрессия. Итак, на 12-сантиметровый диск может быть записано видео с использованием алгоритма сжатия MPEG-1 (он применяется в форматах VCD и SVCD), MPEG-2 (DVD), MPEG-4 (DivX и его многочисленные ответвления). Процессор должен опознать алгоритм, собрать видеоинформацию, как рисунок из мозаики, преобразовать в аналог, а потом, уже в аналоговой форме, либо оставить в виде компонентного сигнала, либо дальше «собрать» его в композитный, либо, наоборот, слегка «подразобрать» его, чтобы получить RGB. Кто-то резонно заметит, что «наши» DVD-проигрыватели с компонентным или там с RGB-сигналом не работают, они выдают только «композит». Это так, но только процессоров «наших» и «не наших» не бывает, они всё равно внутри аппарата занимаются всем, чему обучены. Притом, обратите внимание, скорость цифрового потока здесь чуть ли не на порядок выше, чем в звуке: пиковый битрейт DVD достигает 9,8 Мбит/с. Средний битрейт, конечно, поменьше, на то она и компрессия, в частности, для проверки чтения с USB мы используем отрывок, записанный с очень хорошим качеством и средним битрейтом (по видео) 5,8 Мбит/с. Из серьёзных задач осталось упомянуть лишь одну. В том случае, если формат записанного видеосигнала не соответствует формату монитора (соответственно, 16:9 и 4:3, реже — наоборот), требуется пересчитать численные данные каждого элемента разложения (для DVD это 720 х 480 или 720 х 576) потока видеоданных. Кстати, многие, наверное, замечали, что в том пункте меню настроек, где задаётся формат TV, нормальный формат представлен как бы двумя разновидностями: 4:3 Letterbox и 4:3 PanScan. Вероятно, заметили и то, что от того, какой из них выбрать, ничего не меняется. Дело в том, что в кинопроизводстве при переводе широкоэкранного фильма в обычный формат практиковался способ Pan & Scan, когда на плёнку печаталась наиболее актуальная часть широкого кадра: оператор при просмотре фильма перемещал «прицел», а процессор копировальной машины эти движения запоминал и потом повторял их перемещениями копиробъектива. Существовал и упрощённый метод, когда изображение анаморфировали (то есть растягивали по горизонтали), как в кинопроекторе, и равномерно уменьшали, так, чтобы опять уложить на стандартный кадр. Видимо, разработчики технологии DVD предполагали, что будут существовать диски (они ведь двухслойные, не забывайте) с двумя вариантами копировки. Но кинотеатров с «нормальным» экраном, кажется, уже почти не осталось, зарубежные компании ещё делают пансканирование при подготовке DVD обычного формата, но писать такую картинку одновременно с Letterbox желающих не находится. Ну а функция DVD-проигрывателя существует, раз уж она предусмотрена стандартом.
Осталось упомянуть ещё некоторые мелочи, которые, впрочем, видеопроцессор не нагружают. Выбор варианта звукового сопровождения и/или языка диалога и выбор языка субтитров. Это проверка совпадения кода региона на диске с тем значением, которое внесено в память, и аналогичная проверка кода возрастных ограничений. И ещё в последнее время стало модным вносить в процессор возможность дополнительной обработки, эмулирующей регулировки яркости, контрастности, насыщенности и цветового тона. На мой взгляд, такая обработка необходима не более, чем установка эквалайзера (цифрового, конечно) в CD-проигрыватель, но, по крайней мере, это дополнение позволяет изготовителю обойтись вообще без настройки аналоговой части DVD-проигрывателя, поэтому вряд ли это новшество вдруг «рассосётся» само по себе.
После такого беглого экскурса по «внутренностям» DVD-проигрывателя неотвратимо возникает законный вопрос: почему же такое чудо техники продаётся так дёшево? Ответ нам с вами, конечно, уже ясен. Все эти чудеса претворяются в жизнь грамотными и высокооплачиваемыми людьми на стадии разработки микросхем процессора и к производителю конечного продукта отношения не имеют. Фирм, которые занимаются разработкой процессоров, совсем немного, поэтому производственный тираж соответствующих чипсетов большой, что самым благотворным образом сказывается на отпускной цене. Изготовителю конечного продукта остаётся только наладить внутренний и внешний интерфейсы. Внутренний — чтобы нажатие кнопок на пульте ДУ или на панели аппарата приводило к отправке на процессор соответствующих кодов. Внешний — чтобы сообщать пользователю о происходящих внутри процессах с помощью встроенного дисплея или вывода на видеомонитор. Кстати, прошивка вывода на внешний монитор выполняется уже изготовителем чипсета, поэтому в наиболее экономном варианте производитель DVD-проигрывателя может её и не менять. К примеру, у четверых (из семи) участников сегодняшнего теста интерфейс меню Setup оказался почти идентичен.
Будем считать, что с духовным (если без пафоса — внутренним) богатством мы разобрались. Теперь посмотрим на DVD-ресивер снаружи и увидим, что типичное устройство этого типа имеет более простое оснащение по сравнению с таковым у чисто звукового аппарата. Сложные эквалайзеры и фильтры у DVD-ресиверов редкость, а временная задержка между каналами (в аппаратах с многоканальным звуком) не действует в режиме стерео. Участников конкретно сегодняшнего теста вообще отличает исключительная, можно даже сказать, демонстративная простота. CD-ресиверы с таким уровнем оснащения (даже из хороших «фамилий») можно приобрести по цене не намного больше 3000 рублей. Впрочем, надо признать, что один-два участника нынешнего теста даже по этому показателю отошли от «сидюков» совсем недалеко.
Теперь рисуем портрет типичного представителя группы доступных DVD-проигрывателей, а в дальнейшем будем исходить из того, что основные черты распространяются на каждого из участников теста по умолчанию. Из всех средств управления звуком в нём предусматривается только двухполосный тембр, как правило, с несколькими заводскими предустановками. Аппарат не читает CD-текст и тэги сжатых форматов, хотя и декодирует файлы mp3 и WMA. У него лишь одна пара линейных выходов и, естественно, нет декодера многоканального звука. Сразу хочу отметить, что некоторые из особенностей, хотя и являются типичными для аппаратов данной группы, нас не порадовали, и мы сочли необходимым перечислить их под знаком «минус». Это, в частности, одновременное отсутствие декодера многоканального звука и цифрового выхода. Или отсутствие диммера. С другой стороны, поскольку музыкальные способности техники данной категории, вообще говоря, не лауреатские, невозможность воспроизводить записи в DTS не будем принимать как недочёт, но если такая способность у кого-то будет обнаружена, мы её отнесём к плюсам. Отсутствие декодера MPEG-4 и, в частности, DivX сегодня следует считать минусом, поскольку, наверное, 90% «интернет-видео» скачивается именно в этом формате. Интересно, что аппараты, снабжённые гнездом USB, справляются, в том числе, и с DivX, но файлы WAV (с флэшки) они читать не могут — так уж устроены USB-плееры. Возможность прямого ввода номера трека при воспроизведении CD является стандартной особенностью DVD-ресивера, и в этом нам, можно сказать, повезло, поскольку лазерная головка у таких аппаратов позиционируется не быстро (выше требуемая точность установки) и по трекам аппарат «ходит» медленнее. Ускоренный поиск по трекам фиксированный, то есть, чтобы перейти в режим воспроизведения, мало будет отпустить кнопку «перемотки», надо ещё нажать Play. При работе с CD это, конечно, неудобно, но в большинстве случаев с этим придётся смириться, хотя аппараты серьёзных производителей обращаются с компактами привычным образом. В режиме паузы повсеместно задействуется память на поле, а потому некоторые из точек вытягиваются по вертикали, а наклонные линии приобретают зубчатый характер. В заключение не могу не упомянуть о трёх сервисных функциях и трёх дополнительных режимах воспроизведения. Типичный DVD-ресивер отрабатывает сервис в полном объёме, а к набору дополнительных режимов воспроизведения он добавляет повтор музыкального фрагмента (Rep A-B). И для порядка хотя бы одна фраза про тюнер. Если он работает в системе RDS, то по умолчанию ведёт поиск по 29 типам программ (без ожидания) и устанавливает часы по коду CT. Бесценная функция: откуда, скажите на милость, часы в машине у того, кто собрался устанавливать в ней видеосистему?
МЁД & ДЁГОТЬ
Проще всего начать обсуждение итогов дежурной фразой: сенсации не произошло и на этот раз. И в самом деле: наибольшее количество баллов набрали два аппарата с самыми громкими «фамилиями»: JVC и Sony. Первый — «Лидер», второй — «Фаворит», призы в студию, наши искренние поздравления и всё такое прочее. Но… Победитель не оставил преследователям буквально ни одного шанса. Аппарат снабжён и шиной управления, и цифровым выходом звука и при этом играет неплохо, даже без скидок на «дивидишность». Что же касается Sony, то от ближайшего конкурента его отделяют лишь десятые доли балла. По своим техническим параметрам аппарат, действительно, отвечает традиционно высоким стандартам фирмы. Но общий характер звучания замечательным техническим показателям, пожалуй, не соответствует. Если уж стандарт SA-CD задумывался как элитный (в смысле музыкальной точности), то, может, и не надо было так резко опускать планку? Что же касается качества видео, то не совсем уверенная работа в системе PAL (особенно по контрасту с замечательным качеством в NTSC), скорее всего, является особенностью данного экземпляра. Но какой нам экземпляр дали, о том и пишем. Впрочем, не сомневаюсь, что могучий концерн нас ещё не раз порадует, и идём дальше, точнее, спускаемся на ступеньку ниже.
Если кому-то непременно хочется сенсации, то на эту роль может претендовать успех DVD-ресивера Hyundai. Аппарат предельно доступный по цене и почти настолько же простой по устройству, но разработанный и выполненный без серьёзных огрехов, а также воспроизводящий картинку достойного качества. Он и получает нашу «Рекомендацию» вместе с искренними поздравлениями.