СТУДИЯ «ОСМОС+». РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА Александр ФЕДОТОВ
СЛАВА
Об этой машине её хозяин несколько месяцев назад вскользь упомянул. Как это возможно, спросите вы, про такую — и вскользь? Тому есть свои причины.
Неудивительно, что на вопрос: «Какой это «Гольф»?» Павел привычно отвечает: «Восемнадцатый»
- Тип системы: аудио/мультимедиа
- Аудио: 2-полосный фронт + тыл + сабвуфер
- Источники: Alpine CDA-9835R, Sony Playstation 2
- Монитор: Mystery MMTD-9000
- Усилитель: Soundstream Tarantula TR 800/5
- Акустика: Soundstream VG.6C, EXC.6, SST 6.5
- Сабвуфер: Soundstream T4-12
Павел Панькин, а именно так зовут хозяина, и это имя нетрудно найти в итоговых таблицах автозвуковых соревнований разных форматов, был тогда одержим совсем другим проектом, про него вы могли прочесть в «А3» №7/2007, а если этого вовремя не сделали — и сейчас не поздно. Там была совсем другая история: аудиофильский проект с замахом на беспроцессорное звучание, все дела. А «Гольф», тоже не без музыки, стоял тогда на вынужденной консервации, кого, скажите, хватит сразу на всё?
Мы, в принципе, журнал не светский и не семейный, мы больше про технику, но некоторые обстоятельства, связанные с этой машиной, не упомянуть было бы как-то не по-людски. «Гольф» Павел получил от отца в подарок на день рождения. Никак тогда не предполагая, что скоро машина станет не подарком, а памятью, в этом мире мало вечного, а в списке невечного наши родители, увы, занимают очень высокое место.
И вот Павел решил на базе последнего полученного от отца подарка сделать спецпроект, даже дав ему собственное имя. Папино. Проект «Слава» должен был стать фантастическим и достойным по любым критериям, и по многим стал. Начал Павел с машины, «платформы», как мы выражаемся, стремясь подчеркнуть, что всё в машине, что не звучит — всего лишь подпорка для того, что звучит. Подход несколько однобокий, мы это сознаём, но такова уж специфика, вытекающая из названия журнала. И всё же посмотрим на вещи шире, заодно пошире раскрыв глаза, последнее произойдёт само собой.
Экстерьер машины, согласитесь, завораживает. Первое, что обращает на себя внимание — аэродинамический обвес. Первоначально планировалось его сделать (или обрести) в стиле DTM. Это, если кто забыл, немецкий кузовной чемпионат на безумно тюнингованных автомобилях класса С, с 8-цилиндровыми двигателями и аэродинамикой, как у палубного истребителя. В DTM уходят экс-пилоты F1, у которых никак не удаётся привести содержание бензина в крови к санитарным нормам. Согласно концепции передний бампер привезли из Германии и… Нет, пока не установили, складировали. На повестке дня было бритьё автомобиля. Как, вы и про бритьё не слыхали? Термин (не очень распространённый, как и стоящий за ним процесс) — рабский перевод английского shaved handles: «сбритые дверные ручки». Суть дела такая: наружные ручки убираются на фиг (в смысле — совсем), а дверь не только отпирается (как все теперешние), но и открывается электроприводами, спрятанными внутри.
Зачем, спросят некоторые (не все)? Гоните спросивших прочь, неужели сразу не видно, зачем, такое можно было ляпнуть, только не имея сердца и чувства прекрасного. Да, как справедливо отметят скучные практицисты, это не только затраты, но и потенциальные проблемы, скисло что-нибудь в электросистеме — и машина на замке покрепче, чем граница при Советах. Это не теория, кстати, съёмку пришлось переносить, когда по закону бутерброда первая неисправность системы открывания совпала с намеченной фотосессией. Но красота выше временных неудобств, не верите — спросите об этом у любой женщины, записавшейся на эпиляцию, физика процесса очень сходная.
В общем, ручки долой, в двери — мощные (специально для этой цели выпускаемые) приводы, которые действуют исключительно от пульта в передних дверях и с внутренних выключателей — в задних.
Взяли со склада бампер, примерили и… отнесли на место. Не время. Раздули колёсные арки, подготовившись к установке шин достойного размера, а тем временем задний бампер вообще сделали с нуля, у немцев подходящего не нашлось. Вот теперь все в сборе, включая 17-дюймовые диски и проставки под них, увеличившие колею на 10 см.
Чтобы колёса и возросший запас устойчивости в поворотах не остались пустой декорацией, привели в порядок и двигатель. По кубатуре он прежний, «гражданский», 1,6 литра. Но есть проверенное лекарство от немощи — турбина. На динамометрический стенд автомобиль еще не заезжал, но, по уверениям двигателистов и ощущениям за рулём, мощность приближается к 150 силам, что вкупе с много позволяющей подвеской, в которой помимо увеличенной колеи другие пружины и стойки, очень вкусно. На случай, если всё же надо будет остановиться, предусмотрен четырехпоршневой тормозной кит от Brembo на передней оси. Думаете, по подвеске всё? Нет! В какой-то момент Павлу приходит мысль (а может, добрые люди натолкнули) о пневмоподвеске. Готового комплекта для данной модели не нашлось, поэтому компрессор заказали в Америке, там любят скачущих монстров весом под три тонны. Так что с создаваемым давлением проблем не было. Остальное доводили наши Кулибины. Сам компрессор и ресивер расположили сами видите где, а остальное (перечисление выходит за рамки статьи) придумывали и воплощали «по месту». Блок управления подвеской с ЖК-дисплеем разместили в подлокотнике. Скакать авто не обучали, да и не собирались, а вот менять клиренс машина научилась в весьма ощутимых пределах. Многочисленные переделки, видимые и невидимые, впуск, выпуск, фары и т.д. привели к тому, что с ходу идентифицировать автомобиль, мягко говоря, затруднительно. Но пристальное внимание владельцу обеспечено. Больше того, расспросы особо любознательных персонажей, поначалу развлекавшие, стали понемногу Павла допекать, так что он даже заготовил стандартный ответ на ставший стандартным вопрос: «Это какая машина?» — «Golf». — «Пятый?» — «Восемнадцатый!» Резковато, конечно, но представьте, что вам помногу раз на дню задают откровенно дилетантские вопросы с диковато-слабоумным выражением на лице. А именно такой фейс образовывается у многих непосвящённых при встрече с авто (честное слово, был свидетелем). Да плюс еще повальное желание сфотографировать машину на мобильник. И кто придумал мобильный телефон с камерой?..
В прошлой версии под левым зеркалом была кнопка аварийного открывания дверей. Теперь и её нет…
Однако — время. Аудио и видео. Аудиосистема в «Гольфе» задумывалась, когда вкусы и музыкальные предпочтения Павла были сконцентрированы в области несложных жанров с вполне понятными приоритетами: громкость и басы. А кто лучше американцев знает толк в и в том, и в этом? Правильно. Нет таких. И вполне обоснованно на роль усиливающей и воспроизводящей составляющих в студии «Осмос +» выбрали продукцию компании Soundstream. Но по порядку. Для начала всю машину наглухо шумоизолировали, невзирая на ставшие спортивными повадки. Главным источником стал не нуждающийся в представлении Alpine CDA-9835R. С него сигнал поступает на пятиканальный усилитель Soundstream Tarantula TR 800/5, установленный в багажнике на фоне необычной, обтянутой светло-синей алькантарой этажерки. Кроссоверная часть усилителя организована таким образом, что можно подать сигнал только на фронтальные разъемы, а сигнал для тыла и саба получить внутри, что при использовании дорогих межблочников может существенно сэкономить бюджет и снизить риск возникновения наводок. В «Осмос+» так и поступили. Для обеспечения усилителя бесперебойным и стабильным питанием поставили 20-фарадный гибридный буферный конденсатор Soundstream SC20С. Фронтальная акустика представлена комплектом Soundstream VG.6C серии Van Gogh. Твитеры инсталлировали в уголки зеркал, мидбасы, как водится, в низ дверей. Тыловой набор акустики Soundstream EXC.6 разместился в задних дверях. И наконец, сабвуфер Soundstream T4-12 в закрытом корпусе объемом 35 л был помещён в пол багажника.
Далее сработала фантазия Павла — имевшуюся дома игровую приставку Sony PlayStation 2 он решил переместить в автомобиль, благоразумно рассудив, что использованием оной по прямому назначению можно не ограничиваться, а задействовать возможность проигрывания DVD-дисков, игровые консоли Sony давно утеряли право считаться таковыми, превратившись в универсальные медиацентры. Сказано — сделано: установили и закоммутировали аудиовыход PlayStation на вход AUX головного устройства, а видеовыход… Смотреть кино (и играть, если вдруг приспичило) решено было как внутри салона, так и вне его. В салоне роль монитора возложена на мультимедийную станцию Mystery MMTD-9000, в данном случае не несущую более никакой функциональной нагрузки, а снаружи решили применить подвернувшийся под руку 15-дюймовый компьютерный монитор, с помощью электропривода плавно выезжающий из-за усилителя. Для поддержания эффекта присутствия снаружи в крышке багажника, на месте штатных ручек, установлен подиум, несущий коаксиальные динамики Soundstream SST 6.5, работающие от головного устройства. Решение отчасти временное, у Павла, как мы могли понять, зарождаются новые идеи по поводу этой машины, проект становится не просто специальным, но и постоянно действующим…
Alpine работает только источником, Mystery — только монитором. Каждому своё
Sony PS2 давно утратила право считаться просто игровой консолью
Для «мультимедиа на природе» в пятой двери поместился ещё один комплект акустики
Вся акустика в машине — Soundstream, там знают толк и в громкости, и в басах
Эпиляция — процесс болезненный, но результат, согласитесь, стоит страданий
Усилитель, мощный, но единственный, прижат к стенке затейливой «этажеркой», а на дне багажника собрались сабвуфер и буферная ёмкость
15-дюймовый компьютерный монитор выдвигается из-за спины усилителя
SQ
Прослушивание проводилось на улице с заведенным двигателем. Так как жанровая направленность системы была ясно озвучена в первые минуты обсуждения, рассматривать систему в формате воспроизведения академических стилей я не стал. Но что касается задуманного предназначения, можно без колебаний сказать: задуманное удалось. Рэп и фрагмент композиции «Poem of Chinese Drums» система на высокой громкости (а за что боролись?) отдала ровно, без надрыва. При этом (несмотря на своеобразие музыкального материала) трудно было не заметить особенности работы системы в басовом регистре. Трудно — потому что главным образом в этом регистре она и работала. И ещё потому, что бас был удивительно глубоким, создавая иллюзию, что звук внутри машины значительно больше, чем машина снаружи. При этом салонные призвуки отсутствовали вовсе, их удалось детектировать только с помощью специальной, «убойной» дорожки с «Focal Tools», но ей никто ещё не покорялся. Отмечу ещё одно (это результат того же обсуждения, но на более поздней стадии): за время, что прошло с момента завершения инсталляции, вкусы Павла претерпели существенное изменение. В новых планах — перевод и этой машины на аудиофильские рельсы, так что не исключено, что «Слава» ещё раз появится на наших страницах.
RTA
Очень показательная АЧХ. Басы, действительно, доминируют в такой степени, что перепад уровня между частотами до 50 Гц и выше 200 Гц составляет в среднем 25 дБ. Впрочем, разница не только в количестве. Если АЧХ начиная с нижней середины и до самого верха, мягко говоря, не хай-энд (чего стоит «шпилька» на 800 Гц или перепад в 10 дБ в области 4 кГц), то на басах, особенно самых нижних басах, картина совсем другая, способная вызвать жгучую зависть многих создателей аудиосистем. От 50 Гц и ниже частотная характеристика укладывается в допуск ±3 дБ, укладывалась бы и в более тесный, если бы не… максимум звукового давления на 20 Гц, где большинство систем, особенно несложных, обычно выбиваются из сил.