Марк ГАСАНОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
БОЛЬШОЙ ПРАЗДНИК
Как слушают музыку в машине? Что значит «просто едут и слушают себе»? Какие вы скучные, право…
Pioneer • Maxwatt • Kicx • Velas • Mystery • Audio System • Magnat • Cadence • Hertz
Насколько я помню, система тут такая. Берёте несколько ближайших друзей — можно и с подружками, главное, чтобы все в машину поместились. Находите относительно спокойное место — тут, впрочем, возможны варианты, совсем спокойных мест, в Москве по крайней мере, уже не осталось. А если и остались, то они охраняются крупными такими пацанами. Короче, подбираете место, не для того, чтобы не побеспокоить кого-то, а чтобы вам не мешали культурно отдыхать. Потом, значит, накрываете стол, например, на крышке багажника. Если у вас хэтчбек, то придётся воспользоваться капотом. Ну, открываете все двери и слушаете музыку в машине. А на улице начинается праздник.
Но какой же это праздник, если музыкальное действо не сопровождается световыми эффектами? Хорошо тому, кто подсуетился, укомплектовал авто неонками под «брюхом» (бывают ещё светлячки на диски, но они хороши только на ходу, а мы сейчас отдыхаем). Но не все же такие предусмотрительные, да и потом, не каждый так далеко зайдёт, чтобы расцвечивать авто снаружи. Соображения материального плана тоже, как мне говорили, играют не последнюю роль. Есть, однако, решение этой проблемы, которое практически не требует дополнительных бюджетных вливаний.
Сабвуферы в заводском оформлении мы до сих пор как-то не рассматривали в этом аспекте, считали, что подсветка саба — это малозначительное дополнение. А вот теперь пришла, наверное, пора пересмотреть взгляды на световое оформление, поскольку, как оказалось, более половины участников сегодняшнего теста снабжены теми или иными эффектами, иной раз довольно остроумно сделанными. Ну, световые устройства, наверное, требуют индивидуального подхода в каждом конкретном случае, а пока поговорим об общем.
Достоинство готовых сабвуферов в том, что они относятся к категории pre’t-a-porter, словом, «купил и носи». И не надо никакой самодельщины, и не надо выслушивать глубокомысленные и не всегда имеющие хоть какое-то отношение к действительности поучения мудрых («эта головка в вашей машине быстрого баса не даст»). Впрочем, ясно, что настоящие Самоделкины никогда не откажутся от возможности вылепить саб своими руками, так же как и то, что данный тест вообще предназначен не для них. Готовый сабвуфер предназначается для тех, у кого для его самостоятельного изготовления не хватает хотя бы одного из трёх компонентов: 1) времени, 2) оснастки, 3) знаний, а по первому пункту такая острая нехватка, что даже некогда связываться с инсталляторами.
Минусов, я бы сказал, примерно полтора. Первый минус, целый и несомненный: форма готового ящика не может идеально подойти к вашему авто, поскольку выбрана она для некоторого осреднённого типа салона и багажника. Приведу пример не самый свежий, но зато яркий. Каждый, кто хоть однажды видел нишу в передней части багажника вазовской «классики», согласится, что эта почти бесполезная деталь интерьера приобретёт совсем иное звучание и наполнение, если туда всадить сабвуфер с усилителем. Кое-кому удавалось имплантировать туда сабвуфер-трубу, но найти ящик подходящих пропорций практически нереально. Минус второй: не факт, что готовый сабвуфер даст именно тот бас, который вам нужен. Но этот минус мы сейчас укоротим до размеров дефиса. Во-первых, также не факт, что в самостоятельно изготовленном сабе будет «жить» именно такой бас, какой вам требуется, куда более вероятна обратная ситуация. Если, конечно, вы не являетесь опытным сабостроителем, но тогда вопрос о приобретении готовых сабов вы, скорее всего, не будете и рассматривать. Во-вторых, опять же не факт, что желаемый характер баса будет достигнут и в заказном сабвуфере. То есть нам, конечно, известно несколько адресов, где мастер, уже принимая заказ, установит для себя, какой бас вам нужен, а может быть, и продемонстрирует на выбор несколько вариантов. Но таких точек не так чтобы много, куда выше вероятность нарваться на не слишком квалифицированный персонал, ну и каков будет результат, вы узнаете, когда будет поздно уже что-либо менять. Что же касается готовых сабвуферов, то многие продавцы вам предоставят возможность послушать несколько моделей и выбрать из них ту, которая вам больше по вкусу.
Чтобы установить баланс «на середину», к полутора минусам и одному плюсу я сейчас добавлю еще маленький плюсик, вроде как «плюс пополам». При самостоятельном изготовлении сабвуфера очень часто не хватает терпения на мелочи, вроде защиты диффузора (гриля) или декоративного обрамления трубы фазоинвертора. Тогда как у заводских изделий всё это есть. И хотя наиболее доступные корпусные сабы мало чем отличаются от басовых громкоговорителей самостоятельного изготовления, те, которые подороже, своим внешним видом действительно способны создать праздничное настроение. Одна вышивка по карпету чего стоит. Большой праздник!
И ещё одно замечание: большинство home made сабвуферов делаются в закрытом ящике (ЗЯ), реже в ящике с фазоинвертором (ФИ), мало кто рискует связываться с сабами в полосно-пропускающем оформлении (band-pass, в нашей аббревиатуре будет ПП). В серийном производстве возможностей для доводки характеристик изделия, что ни говори, больше, поэтому громкоговорителей в ПП-оформлении становится всё больше, а в ЗЯ — меньше. Мы у себя с 2003 года ведём статистику групповых тестов, поэтому с лёгкостью подготовили табличку, отражающую соотношения между сабвуферами разных типов, принявших участие в тесте.
Год | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
---|---|---|---|---|---|
ЗЯ | 8 | 4 | 6 | 4 | 0 |
ФИ | 3 | 2 | 2 | 3 | 5 |
ПП | 1 | 6 | 4 | 2 | 4 |
Не знаю, может и преждевременно пока что говорить о каком-то триумфе «бандпассов», но отметим, что численность сабвуферов ПП и ФИ потихоньку растёт, тогда как громкоговорители в ЗЯ переходят в категорию меньшинства.
Почему так происходит? ЗЯ компактнее, но ФИ громче (то есть у них выше чувствительность), а ПП ещё громче за счёт акустического усиления. Правда, в этом же направлении растёт и объём ящика, но таковы уж законы акустики. Есть и ещё одна закономерность: в той же последовательности возрастают и временные задержки между входом (электрическим напряжением) и выходом (звуковым давлением) сабвуфера. При разработке громкоговорителей в ПП-оформлении особенно трудно минимизировать задержку в области информативного баса, поэтому, кстати, для работы с музыкой классического репертуара они мало пригодны. Но что-то не часто из проезжающих мимо авто доносится Гайдн или Малер, так что ПП на своём месте (в багажнике) будут очень к месту.
Кстати, что касается места. Создатели сабвуферного оформления чаще всего исходят из того, что одной своей стороной сабвуфер будет примыкать к обратной стороне спинки сиденья, и потому делают эту сторону наклонной. Кто-то когда-то сказал, что оптимальный угол нерегулируемой спинки сиденья — около 20 градусов. Не знаю, придерживаются ли этой нормы автостроители, но авторы разработки сабов догм, судя по всему, избегают, и угол наклона задней стенки корпуса варьируется от 13 до 21 градуса. Передняя стенка делается вертикальной или почти вертикальной. Тут имеются в виду оформления, где диффузор динамика открыт снаружи, ящики ПП-типа зачастую симметричной формы сечения. У этих передняя стенка определяется по выходу труб фазоинверторов, часть её (стенки) нередко делается прозрачной, дабы праздник оставался большим. Материалом стенки, как правило, служит MDF толщиной 3/4 или 7/8 дюйма, это по-славянски 19 или 22 мм. Учитывая, что жёсткость стенки растёт пропорционально кубу толщины, нетрудно посчитать, что 22-миллиметровая стенка жёстче примерно на 60%, в принципе, этих двух типоразмеров хватает как для ящиков относительно скромного размера, так и для более представительных из них.
Степень представительности сабвуфера мы, как и прежде, оцениваем по внешнему объёму корпуса, только теперь, чтобы понятнее было, на основании чего получена оценка за компактность, приводим не только габаритные размеры, но и сам этот объём, вычисленный по правилам школьной геометрии. Объём внутреннего оформления найти чуть сложнее, поскольку надо знать не только толщину стенок, но и объёмы, которые занимает труба фазоинвертора и сама головка. Так что эти объёмы получены с точностью примерно ±5%, и они будут полезны для тех, кто хотел бы сопоставить расчётный (нетто) объём акустического оформления и размеры реального ящика. На круг соотношение объёмов получилось 1:1,53 для ящика с ФИ и 1:1,62 для ПП-оформления (у бандпассов динамик целиком внутри, да ещё перегородка между объёмами). Параметры Тиля — Смолла головок можно было, по идее, вычислить, зная соответствующие их параметры в ящике и внутренний объём ящика. Раньше мы такие параметры приводили для справки, но на сей раз решили этого не делать. Параметры Т — С нужны только для построения акустического оформления, и вряд ли кому-то придёт в голову купить готовый сабвуфер, чтобы использовать только головку, тем более что отдельных головок на рынке хоть пруд пруди.
Чувствительность оценивали в салоне автомобиля главного редактора, которому, ради преемственности методики и сравнимости результатов, предстоит ездить на том же Opel Vectra до пенсии или до дальнейших решений экспертного совета, смотря что наступит раньше. Измерения проводились с помощью нашего заслуженного анализатора Phonic на шумовом сигнале со среднеквадратичной мощностью (это то же самое, что RMS, только по-русски) 1 Вт и включённом фильтре НЧ с частотой среза 125 Гц. Спектрограммы (фактически АЧХ в третьоктавных полосах) снимали в широкой полосе, чтобы получить наиболее полное представление о характеристиках сабвуфера. Максимальное звуковое давление определяли уже в лабораторных условиях на частоте 63 Гц (в нашем переулке в этот час точно был праздник) по достижении значения коэффициента нелинейных искажений, примерно равного 10%, либо по достижении того предела, когда прирост выходной мощности усилителя уже не приводит к заметному росту звукового давления вследствие ограничений механической системы. Кстати, при таком ограничении быстро растут высшие гармонические составляющие, которые сабвуферная головка не может полностью воспроизвести по причине своей узкополосности, так что искажения в этом режиме могут быть даже ниже 5%. Кстати, выходная мощность усилителя порой зашкаливала за 500 Вт, а в воздухе характерно пахло перегретым лаком изоляции звуковой катушки. Большой праздник, как и было сказано.
МЁД & ДЁГОТЬ
Победитель занял верхнюю ступень пьедестала в одиночку, не оставив другим места. Не только из-за габаритов, но и потому, что победил уверенно, с достоинством. Имя ему — Cadence. Агрегат с хорошей чувствительностью, более чем достойным максимальным звуковым давлением и вполне музыкальной формой частотной характеристики. Верно, за всё это счастье (кроме рублёвой наличности) придётся пожертвовать изрядной частью пространства багажного отделения. Но так уж устроен мир акустики: громкие и басовитые (одновременно) сабвуферы малорослыми не бывают. Итак, вышитое изделие от Cadence единолично получает звание «Лидера». Уступив победителю лишь один балл, кучно финишировала группа из троих участников: Mystery, Audio System и Hertz. Точность воспроизведения басового регистра у двоих последних сабвуферов из этого короткого списка нам понравилась несколько больше. Поэтому Audio System и Hertz получают почётное звание «Фаворита», а Mystery — нашу «Рекомендацию».