ТРИДЦАТЬ ЛЕТ ОДИНОЧЕСТВА
Я поднял из архива свою же статью десятилетней давности, когда Dynaudio встречала двадцатилетие. Называлась она «Датский дог в енотовой шкуре».
Перечитал — неплохо, в принципе, написано, и неудивительно, что за прошедшие десять лет с неё не раз переписывали (два признания у меня зафиксированы) журналисты, подрядившиеся на актуальный репортаж, «мы в святая святых» и так далее. В том числе и те, кто подрядился относительно недавно, за эти десять лет журналистам не стало проще жить: ни в какое «святая святых» (это где идёт разработка) их не пускают, даже на подступах к святыням, при входе в цеха, где изготавливаются собственно динамики, жёстко отметают всю съёмочную технику. Максимум, что позволяется — вести наблюдение за изготовлением корпусов домашней акустики, до того этапа, когда это перестаёт быть мебельным производством.
Так всегда было и так, надо думать, всегда будет. Самые, наверное, главные черты этой компании — что она такая одна и что она всегда одна. Одиночество, гордое и намеренное — эмблема и жизненный принцип. В материалах про Dynaudio изжевали в лохмотья фразу «датчане не лгут», это правда, но это — общее место. Я бы отметил другое: если судить по этой фирме, датчане не тусуются. И продукции своей не позволяют. И всюду, где начинает веять дух коллективизма, наводится порядок и одиночество.
Вот краткая и весьма конспективная историческая справка, даже в юбилейные дни владельцы Dynaudio воздерживаются от экскурсов в собственную историю. Впрочем, какие там «владельцы», это бы противоречило принципу одиночества. Владелец, единый и неделимый, по имени Вилфрид Эренхольц. Вначале было больше, у истоков компании стоял, например, Эджвинд Сканинг, это его «Скан» начинает имя известной акустической компании Scan Speak, а не сокращённое «Скандинавия», как думают многие. Один из основателей, он оставил компанию в год её двадцатилетия, сосредоточившись на собственных проектах. Или Моген Хвас (наверное, так произносится, пишется Hwas) — инженер-акустик, приложивший руку к основополагающим разработкам Dynaudio. Или просуществовавшее два года в семидесятых совместное датско-германо-израильское предприятие, оставившее на обетованной земле след, хорошо видимый и поныне, по имени Morel.
Или вот: деятельность компании начиналась с того, что на купленных у других производителей головках строилась акустика, своя и на своих принципах. Меньше чем через два года Dynaudio стала выпускать собственные динамики (за что мы теперь её и ценим), вскоре начала продавать их другим производителям домашней акустики, а сегодня… Сегодня действует один контракт, с фирмой Ruark, прочее коллективное творчество свернули. Не формат.
Знатоки домашних и профессиональных систем могут заметить: принцип одиночества не распространяется на продукцию Dynaudio, что ни год-два, появляются новые модели. Верно, но дома, при искусственном освещении, всё воспринимается иначе. «Наша» акустика предстаёт во всей красе и наготе, не прячась за мебельные детали. В середине 80-х Dynaudio вышла на рынок автомобильных систем. Разумеется, это относилось только к акустическим компонентам — головкам и кроссоверам, и здесь принцип «делаем один раз и навсегда» трудно не заметить. Все мидбасовые головки Dynaudio построены по одной схеме, они узнаются при взгляде под любым углом и с любого расстояния — настолько характерный облик придают им обращённая магнитная система, аэродинамическая корзина и цельнолитой диффузор с характерными проштамповками по периферии центрального колпака. Схему неоднократно пытались повторить, удаётся она только тем, кто стоял вместе с Dynaudio у истоков этой разработки, а таких ровно один — Morel. Прочие атаки, в том числе и от именитых производителей акустики, одна за одной захлёбывались. Может, дело в патентных ограничениях, там, на Западе, с этим строго? Чтобы проверить эту гипотезу, я задал вопрос своему давнему знакомому Роберту Хагеману, директору по продажам Dynaudio: сколько у компании патентов на технологии, применяемые в динамиках Dynaudio? Уже подозревая, что не как у Bose, которая патентует каждый чих своего босса, интуитивно готовился к ответу «один». И ошибся. Ни одного. По букве и духу закона любой на этой планете может скопировать эту акустику и встать рядом с Dynaudio в зале мировой славы. Вилькоммен, как сказал бы Роберт. Только ни у кого что-то не получается. А ведь вроде всё известно: алюминиевые провод и каркас звуковой катушки, двухъярусная магнитная система на неодимовых магнитных шайбах, «бесшовные» диффузоры, изготовленные всегда из одного и того же (ну разумеется, одного) материала MSP (Magnesium-Silicate-Polymer), бери да делай…
Ещё труднее будет разгадать тайну купольных головок Dynaudio. Родоначальником нынешних излучателей стал твитер (домашний, тогда других не было) D28. Вскоре после его появления на рынке отдельных компонентов, а до 2000 года Dynaudio продавала свои головки отдельно, для создателей домашней акустики по своему разумению, за D28 началась настоящая охота. Вскоре (случай, создавший прецедент среди динамических головок) ему даже дали собственное имя — Esotar. В чём секрет — неизвестно и поныне всем, кроме изготовителя. Эренхольцу и Хвасу (тогда ещё) удалось найти нужные параметры шёлковой ткани для купола, состав пропитки, геометрию магнитной системы и конструкцию нагрузочной камеры настолько удачно, что на «Эзотаре» стали основаны все дальнейшие купольные дела. Это относится не только к пищалкам, они, от уменьшенной в размерах согласно назначению, автомобильной MD 102 до той, что установлена в топовую, неимоверной цены Evidence, используют основные решения, восходящие к той, первой D28/Esotar.
Сегодняшняя автомобильная акустика Dynaudio на вид почти неотличима от той, что иллюстрировала тот, первый в нашем журнале материал десятилетней выдержки. Пищалки MD100 (у меня были такие в Audi) стали называться MD102, при этом MD101 не было, так что за десять лет это единственная модификация. Да, внутри кое-что менялось, но в детали специалисты фирмы традиционно не углубляются, известно лишь, что в ходе доводки и без того великолепного продукта слегка поварьировали геометрией магнитного зазора.
«Двойки» в фирменных обозначениях появились и у мидбасов (MW142, 162 и так далее), принципы и конструкция остались неизменными, тонкая настройка параметров, произошедшая в последнее десятилетие, внешне себя никак не проявила. Как и схема кроссоверов, традиционно фирма придерживается концепции минимализма, применяя где можно фильтры первого порядка, это на самом деле труднее, чем кажется, и не всем удаётся, поскольку требует особых талантов от головок, подключённых к таким фильтрам.
Лишь однажды в серии Dynaudio Mobile Fidelity разработчики отошли от «принципа одиночества», когда в 2000, кажется, году или около этого выпустили вариант мидбасовых головок GT, где для упрощения установки были применены компактные (по сравнению с размашистыми литыми «пауками» основной версии) стальные корзины.
И по-прежнему в одиночестве, и в модельном ряду компании, и вообще стоит купольный среднечастотник MD142 (был когда-то MD140). Не то что превзойти, но и приблизиться к нему пока не удалось никому, ближе всех подобрались те, у кого с компанией пусть дальние и давнишние, но незабытые родственные связи. В Израиле и в Дании живут родственники. Но Dynaudio по-прежнему одна. Такая…
Роберт Хагеман: «Тридцать лет работаем без патентов. А пусть попробуют повторить…»
Вилфрид Эренхольц: «Мечтаете о высоком? Вот оно, выше не бывает…»
Dynaudio Sapphire: подарок фирмы самой себе на юбилей
Редкий снимок с производства динамиков Dynaudio, да и то потому что это — для Volvo и в «облегчённой» версии GT
А это уже серьёзно. Dynaudio требует немалого умения от установщика
MD102: наследница знаменитого «Эзотара», тайна которого остаётся неразгаданной
Получив по двойке к номерам, компоненты Dynaudio внешне никак не изменились и по-прежнему узнаваемы в любом ракурсе