СТУДИЯ «Отдел Технической Эстетики», г. Екатеринбург
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА Виктор ИВАНОВ
УРАЛМАШ ТТ
Погодите, скажете вы, «Уралмаш» — это грузовики, в автозвуке мало распространенные, а ТТ — вообще не автомобиль, а личное оружие командира Красной Армии. Надо разобраться… Ну хорошо, разберёмся…
- Тип системы: аудио
- Аудио: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Pioneer DEX-P9R
- Процессор: Pioneer DEQ-Р9
- Усилители: Pioneer PRS-A500, PRS-A700, PRS-D1100M
- Акустика: Pioneer PRS
- Сабвуфер: Pioneer PRS
Насчёт оружия — не так уж далеко от истины, имя, данное этому автомобилю при рождении, вполне соответствует той роли, для которой он был заново рождён в автозвуковой студии. А Уралмаш в данном случае написано без кавычек, вы что, не заметили? В исполнении хозяина машины Вячеслава Корсакова это слово звучит особенно и неповторимо, не только по интонации, но и по смыслу. На любой непонятный вопрос иностранного судьи на Еврофинале в Дании Вячеслав отвечал как отрубал: «Уралмаш, не понял, что ли?» Судьи интуитивно врубались и от дальнейших вопросов разумно воздерживались. Или другое применение универсального аргумента. Англичанин, сосед Вячеслава по судейской площадке в Хернинге, так старательно мыл свой автомобиль, что вода из «Кёрхера» попадала в салон корсаковской «Ауди». «Ты того, поаккуратнее, а то Уралмаш», — вежливо предупредил Слава подданного короны. Когда через минуту сиденья оказались залиты снова, Вячеслав не без грусти сказал: «Говорил же — Уралмаш» и из своего «Кёрхера» основательно сполоснул салон англичанина, с кожей, нубуком и пищалками. Ведь предупреждал, а чёрт тёмный простого русского слова не понимает…
Однако мы что-то забежали слишком далеко вперёд, оторвавшись от колонны. В эту колонну, направлявшуюся в датский Хернинг на финал Чемпионата Европы по автозвуку 2007 года, надо было ещё встать. Для этого Вячеславу пришлось приложить немало усилий, и едва ли не самой трудной задачей было убедить собственную жену, что именно её автомобиль — наилучшая платформа для строительства соревновательной машины европейского класса. Кто женат — понимает, по сравнению с этим четыре тысячи километров (в одну сторону) и вереница побед над сильными соотечественниками, сделавших возможной поездку на финал континента — уже дело техники.
Участвуя в соревнованиях регионального масштаба с 2004 года, Вячеслав в какой-то момент ощутил некую тесноту, душа и опыт бойца потребовали выхода на мировую арену. Так был задуман проект, изначально ориентированный не столько на участие, сколько на победу. И первым шагом стало присоединение к касте профессионалов, Вячеслав поступает на работу в студию «Отдел Технической Эстетики», более известную, надо признать, по харизматическому образу руководителя, Виктора «Кирпича» Иванова.
Подперев собственные знания, опыт и энтузиазм мощной кирпичной кладкой, Вячеслав двинулся в путь. На тот момент ситуация с личным транспортом семьи Корсаковых сложилась таким образом, что единственно возможным объектом для реализации евроамбиций оказалась машина супруги. Чёрная, тонированная «в ноль» (включая и лобовое стекло) Audi TT с обвесом в стиле DTM. С такой машиной не каждый носитель сильного пола справляется, но, значит, так вот устроена семья Корсаковых.
Мидрейнджи установлены непривычно для процессорной системы: с направлением в центр между креслами
В «ОТЭ» оценили боевой задор, целеустремлённость и природный фарт Славы (без этого в спорте нельзя, это вам любой подтвердит). Решено было построить систему на хорошо известных (благодаря мощной рекламной кампании), но не очень распространённой у профессионалов (в силу их консерватизма и упёртости) компонентах Pioneer Reference System, иначе — PRS. Иванов, в порядке шефской помощи, даже выделил Вячеславу из личных запасов заветную связку Pioneer DEX-P9/DEQ-P9 и кое-что интересное из кабельного хозяйства. И понеслось…
Каждый день после смены, как в советских кинофильмах про инженеров-изобретателей, Слава занимался инсталляцией личной машины. Не без поддержки старших товарищей, разумеется. В стилистике сразу решили подстраиваться под характерный дизайн ТТ. Заветный источник установили под алюминиевую откидывающуюся панель. Твитеры Pioneer TS-T031PRS на стойках лобового стекла ориентированы на точку в нескольких сантиметрах к корме от внутрисалонного зеркала. После монтажа стойки обтянули алькантарой, которой ушло, как на спинку дивана А8, очень уж протяженные оказались фальшпанели. Мидрейнджи TS-S101PRS сохранения торпеды ради решили ставить на выносных подиумах с направлением в центр между креслами. Макетировали фанерой и полиэфирной смолой, после перетянули винилом, фактурно близким к торпедо. Динамики при этом оказались заключены в закрытые объёмы по 0,2 л на каждого.
Pioneer — «девятка», дар учителя и наставника, даже при открытой алюминиевой крышке смотрится в консоли ТТ как влитой
C мидбасами TS-M171PRS возникли хлопоты: как обнаружил Вячеслав, дверные ребра жесткости оказались на удивление маломерными и несолидными. Для исправления положения выпилили большую по площади пластину из МДФ и притянули ее болтами к дверному металлу. Разумеется, не просто притянули, а тщательно шумоизолировали, а на обивку, притянутую вплотную к МДФ, установили динамики, направленные строго друг на друга.
Прочее хозяйство закономерно собралось позади салона. Хозяйство собралось немалое, и для его размещения решили выстроить опорную конструкцию вокруг корпуса сабвуфера. 12-дюймовую головку TS-W12PRS установили в закрытый фанерный корпус объемом 28 л, набитый синтепоном, что дало акустический эквивалент объёма примерно 35 л. В выборе схемы установки сабвуфера важнейшую роль сыграло соучастие в проекте Виктора Иванова, он в установке сабов съел даже не собаку, а слона среднеуральской разновидности. Динамик в итоге был ориентирован таким образом, что в клиновидной корме ТТ образовалось нечто вроде басового рупора.
Среднечастотники заключены в «капсулы» по 0,2 литра и подвешены к стойкам
Собственно сабвуферный корпус потом нарастили до внутрисалонных габаритов и на свободных площадях разместили три усилителя и процессор. Пару усилителей — двухканальный PRS-A500 для твитеров и четырехканальный PRS-A700 для мидрейнджей и мидбасов — установили с лица и прикрыли фальшпанелью. Сабовый моноблок D-класса PRS-D1100M и вторую часть «даров Кирпича», процессор, расположили рядом с дистрибьютором питания. Что мне всегда нравилось в серьезных процессорных системах — цифровой, не восприимчивый к помехам канал связи «транспорт — процессор» и максимально короткие межблочные кабели. Оптика применена пионеровская, а в межблоках есть изюминка. Ровно половина, на мидбасы и сабвуфер, спаяна «в размер» на базе кабеля «Чернов Аудио Classic» и обычных, из магазина радиодеталей, RCA-разъемах. А вот для твитеров и мидрейнджей взят кабель, по уверениям участников проекта и их же выражению, от «звездолета» «Буран». Похвальная инициатива и отличный пример использования космических технологий на благо человечества: остальное от «звездолёта» стоит, как известно, в московском Парке Горького и пользы приносит неизмеримо меньше.
Со стороны салона на корпусе сабвуфера разместились басовый моноблок, процессор и хитросплетение проводки
Все динамики подключены к усилителям проверенным, нейтральным кабелем DLS SCK. Понятия «соревновательная машина» и «надежная проводка» — практически синонимы. Все упаковано в оплетку «змеиная кожа» и гофру. К дистрибьютору питания с аккумулятора 2-гейджевым проводом взяли и плюс, и минус. Далее энергию развели потребителям гейджами 8 и 10.
По уверениям многочисленных сотрудников «ОТЭ», машина «заиграла» сразу. И с настройками ребята провозились сравнительно недолго — около двух недель на все, для соревновательного проекта еврокласса это — спринтерские темпы. В результате спектр поделили так: сабвуфер — 20 Гц (18 дБ/окт.) — 50 Гц (12 дБ/окт., мидбасы в полосе 50 Гц (12 дБ/окт.) — 630 Гц (6 дБ/окт.), мидрейнджи — 800 Гц (12 дБ/окт.) — 4 кГц (6 дБ/окт.) и, наконец, твитеры с 5 кГц (6 дБ/окт.) и до упора. Эквалайзером шлифовали по 7 полосам: 40 Гц (+4,0); 50 (-6,5); 100 (+2,0); 125 (+1,5); 200 (+4,0); 400 (-2,0); 8 кГц (-3,0).
Немалых трудов стоило довезти любимое творение до заветной Европы — как известно, там на тонировку стёкол совершенно иной взгляд. Примитивная хитрость — проезд заставы с опущенными до упора боковыми стёклами (жарко у вас в Финляндии) чухонцами давно разгадана и закономерно не сработала, пришлось в самом деле экстренно сдирать тонировку. Обратный путь оказался тоже непрост. Нет, наши пограничники не заставили тонировать стёкла, до этого ещё не дошло. Ещё раньше Вячеслав ухитрился в Дании (!) заправить машину чем-то не тем, и она наотрез отказалась ехать домой, полдороги преодолев на буксире за машиной президента EMMA Россия. В чём было дело, так и не разгадано. То ли Вячеслав, заказывая бензин, по привычке сказал «Уралмаш», ему это и залили, то ли растратил на финале весь отпущенный ему на этот сезон запас фарта. Если второе — значит, спортивным счастьем воспользовался щедро и по назначению…
Мидбасы в дверях установлены «плоско» и крепко
Вячеслав, названный в EMMA Россия «открытием сезона», и его наставник Виктор Иванов, соавтор открытия
Обращённый назад в клиновидной корме ТТ, сабвуфер работает как будто с рупорной нагрузкой
SQ
Оценивать звучание аудиосистемы финалиста Чемпионата Европы по формальным соревновательным критериям не стану. Ксивы судейской не имею, да и вообще… Интереснее показалось выяснить, сколько удовольствия доставят известные до последнего вздоха композиции в исполнении призёра. После непродолжительного прослушивания бросилась в глаза интересная особенность системы: при увеличении громкости инструменты второго плана отодвигаются в глубь сцены и притухают, а структура музыки выглаживается. Обостренно заметной ситуация становилась на виолончельных пассажах с неотрывным движением по диапазону вниз — извлекаемый материал менял форму на глазах (вернее — на ушах). В быстрых композициях система показала себя более чем убедительно: микро- и макродинамика достойны всяческих похвал. В фонотеке владельца машины нашёлся и рэп, которым мы и закончили прослушивание. Мощно, масштабно, вкусно. К сожалению, забарахлил (вновь) двигатель, и прослушивание, длившееся всего минут 10, пришлось прервать и бросаться ремонтировать автомобиль. Везение ещё не восстановилось полностью…
RTA
Басовая часть АЧХ системы показывает эффект от задействованного сабсоника: без него, похоже, АЧХ продолжала бы лезть вверх и ниже 20 Гц, как это бывает при щедром назначении объёма сабвуферу. Некоторое удивление вызывает поведение частотной характеристики в широкой полосе средних частот, от 400 до 1200 Гц, она как бы вся и сразу осажена по сравнению с соседними полосами, причём очень решительно, на 8 — 10 дБ. Не возьмёмся «по фотографии» пытаться угадать, почему это произошло и как: поневоле, из-за особенностей акустики салона и характеристик излучателей или по ходу настройки, которая окончательно всё равно делается на слух. Отметим как особенность, вызвавшую, кстати, и некоторые особенности в субъективно воспринимаемом звучании системы.