Марк ГАСАНОВ Олег ЛИХНИК
ПО ЗАКОНУ ПРИРОДЫ
Иные мудрости от частого употребления становятся расхожими истинами, а после длительной выдержки и вовсе банальностями. На их справедливость это, правда, никак не влияет…
JVC KD-DV6207 | Velas VDM-M364TV | Pioneer DVH-P590MP | Power Acoustik PTID-4007 | NRG IDV-AV400BT
Ну вот, к примеру: «природа не терпит пустоты». Для подтверждения этой мудрости можно привлечь и теорию расширяющейся вселенной, и принцип неопределённости Гейдельберга (на субатомном уровне), а можно, не выпендриваясь, взглянуть на строительство в городе Москве. Намного проще и вполне достаточно для иллюстрации справедливости банальности.
Рынок пустоту тоже плохо переносит, если её, конечно, искусственно не поддерживать, как вакуум в сосуде. Кстати, в глобальном понимании вакуум это тоже не пустота, именно потому он и стабилен в соответствующих условиях. Впрочем, бог с ним, с вакуумом, вернёмся к рынку. Итак, в соответствии с законами природы если существует неудовлетворённый спрос, то он будет рано или поздно заполнен. Чем заполнен? Зависит от того самого спроса и от субъектов, отвечающих на него соответствующим предложением.
А вот теперь уже конкретно: речь пойдёт о ситуации с автомобильными (а какими же ещё?) головными устройствами. Берём для начала CD-ресиверы (их для начала всегда и берут, это раньше брали кассетные магнитолы). Заметили, наверное, что число производителей потихоньку сокращается (Grundig, Philips, ау!), но параллельно идёт многократный рост брэндов. Однако фирмы-изготовители старого толка (говорю это без всякой иронии) успешно держат оборону. Вы, конечно, знаете все «фамилии», но разок можно их и перечислить: Alpine, Clarion, JVC, Kenwood, Panasonic, Pioneer, Sony… (по алфавиту, чтобы никого не обидеть). Кроме перечисленных, есть еще несколько фирм, производящих весьма серьёзные «головы», но всё-таки погоду на рынке (европейском и нашем) делает перечисленная семёрка игроков. Так вот, существует незримый, но очень даже реальный барьер, выше которого «головам» «из простых» пока что путь заказан. В прошлом году этот барьер проходил по отметке 250 долларов в нашей национальной валюте, как оно будет в новом году, точно не скажу (в связи с эксцентричным поведением бывшего «зелёного друга»), но думаю, существенных изменений не произойдёт. То есть те покупатели, которые стремятся по возможности сэкономить, может быть, и возьмут аппараты без родословной, ну а те, кто хочет получить гарантированное качество приобретаемого изделия, выберут кого-то из старых «фамилий». Тем более что гранды предлагают широчайшую номенклатуру CD-ресиверов на любой вкус (и почти на любой кошелёк).
Можно было предположить, что сходная ситуация сложится и с DVD-ресиверами. Ещё год назад здесь можно было при желании обнаружить подобный же барьер на отметке около 300 «зелёных» (или, грубо, около 8000 рублей): «головы» с DVD, произведенные фирмами второго эшелона, выше этого рубежа практически не поднимались. Впоследствии и было решено разбить групповой тест DVD-ресиверов на две части по данной ценовой отметке. Но в действительности всё оказалось совсем не так.
Начнём с того, что в секторе головных устройств размера 1 DIN с DVD (и без выдвигающегося монитора) гранды отрасли ведут себя, мягко говоря, не слишком активно. Единственное (и приятное) исключение здесь — JVC: у них в действующей линейке я насчитал семь таких аппаратов (EXAD и не EXAD). У Alpine один DVD-ресивер и два DVD-тюнера, но сфера ценовых интересов алпайновцев не пересекается с «сектором обстрела» фирм второго эшелона. Совсем не пересекается, ни в одной точке. Теперь если взять пять оставшихся «фамилий» из приведённого выше списка, то у них на всех приходится, кажется, семь моделей, четыре из которых относятся к линейке 2006 года. Не густо.
С чего мы начинали? С того, что пустота — состояние неустойчивое. И вот те самые фирмы «второго эшелона», а чаще всего — просто брэнды, изыскали способы эту пустоту заполнить. Во-первых, за счёт расширенной функциональности. Если DVD-ресивер имеет ещё и встроенный ТВ-тюнер, слот USB или, скажем, Bluetooth-интерфейс, то шансы завоевать симпатии покупателя у него значительно возрастают. Во-вторых, такие аппараты непременно снабжаются матричными («телевизионными») ЖК-дисплеями, благодаря которым они не только приобретают более солидный и дорогой вид, но и претендуют на некоторую самодостаточность. И потом, представьте себе: за разумные, в общем-то, деньги вы получаете сразу и AV-источник, и устройство отображения — для кого-то это решающий довод.
По ходу дела отмечу (как писали в старых пьесах, «в сторону»), что практическая ценность таких дисплеев для меня не очевидна. Кино смотреть? Скажите, сможете ли вы на таком дисплее увидеть выражение лица главной героини, когда она узнаёт от мужа, что половина их детей — не от неё? А когда главный герой выясняет отношения с плохими парнями, отличите ли вы холодное оружие в его руках от огнестрельного? Может, пойдёт для навигации (делаем несколько спекулятивное предположение, что её удалось подключить к «голове»)? Для этих целей трёх/четырёхдюймовый дисплей должен быть ближе вытянутой руки, и смотреть на него надо не под углом. Так что тоже отпадает. А когда вы слушаете радио или CD, обычный сегментный дисплей значительно удобнее, чем телевизионный, поскольку контрастнее, но не только. На «свой» и на внешний дисплей по определению передаётся одна и та же картинка, значит, либо на внешнем мониторе частота станции или, скажем, время трека будет «транслироваться» аршинными буквами, либо на своём экранчике всё это будет крошечным. Можно, наверное, отключать выход видео при работе с аудиоисточником, но на это не идут. Если кто-нибудь догадается ввести в систему раздельные драйверы для «своего» и «чужого» дисплея, честь ему будет и хвала. Но пока что таких систем мне не попадалось.
Надеюсь, вы не настолько наивны, чтобы спросить, что могут противопоставить «молодым тиграм» те самые гранды. В сущности, ничего, кроме качества и продуманного управления. Результаты измерений говорят сами за себя. Мы уже почти привыкли к тюнерам с отношением сигнал/шум 60 — 63 дБА. Но не 56 или, тем более, 53 дБ (тоже по кривой А). Или к CD-секции с частотным диапазоном кассетника: 30 — 16000 Гц (-3 дБ). И при уровне шумов, как в том же кассетнике, правда при включённой системе Dolby S. Впрочем, надо признать, что недостатки звукового тракта таких аппаратов хорошо заметны при прослушивании CD, но не на записях mp3 и даже не на Dolby Digital (DD). Да и компакты, наверное, должны быть не какие попало. В общем, если вы не предъявляете к качеству звука вашей AV-системы требований, чтобы втыкало и завораживало, DVD-ресиверы от «молодых тигров» могут вам понравиться.
Почти то же можно сказать и в отношении видео. Главное отличие одних от других — уровень шумов по чёрно-белой картинке и уровню цветовых помех (мы его оцениваем по диагональной сетке). И опять же, если в вашей машине монитор не больше 10 дюймов, помехи на изображении не столь и заметны, а если вы будете смотреть только «свой» дисплей, о них можно попросту забыть.
Как ни удивительно, но и в этой части теста нам не встретилось ни одного аппарата со встроенным декодером многоканального звука (правда, в «забеге» не участвовал 2000-й Sony, который уже прошёл у нас по статье «На ковёр!»). Помнится, прежде «головы» с выходом формата 5.1 не были раритетом. И мы по-прежнему считаем, что DVD-источник, не имеющий своего декодера, должен быть оснащён цифровым выходом звука, чтобы можно было привлечь к работе декодер внешний, ежели такое желание возникнет. Отсутствие цифрового выхода неминуемо влечёт снижение оценки за интерфейс. Правда, это снижение в отдельных случаях может быть компенсировано, скажем, присутствием в аппарате интерфейса Bluetooth.
Начинаем рисовать групповой портрет типичного DVD-ресивера повышенной ценовой категории (черты которого в описании конкретного аппарата будут подразумеваться по умолчанию) и обнаруживаем, что он не так уж сильно отличается от портрета, написанного нами же в тесте прошлого номера. Одно из немногих отличий — отношение к CD-тексту, будем считать, что у «голов» этого класса с текстом проблем быть не должно, а наличие таковых (то есть отсутствие текста) является минусом. Также считаем минусом, если DVD-ресивер не готов к чтению формата DivX (и MPEG-4 вообще). Отсутствие декодера DTS, в общем, недочёт, однако при скромных (какие мы деликатные) характеристиках звукового тракта разница между DTS и DD становится эфемерной. В общем, как и в прошлый раз, сделаем ход конём: присутствие декодера DTS будем считать бонусом, то есть плюсом. Как обычно, подразумеваем, что аппарат выполняет три сервисные функции (включение диском и др.), что он отрабатывает три дополнительных режима воспроизведения. И только для DVD-ресиверов «общепризнанной» является функция прямого ввода номера трека — это, возможно, единственное их преимущество перед CD-ресиверами (при работе со звуком). Самые распространённые компрессированные форматы — mp3 и WMA — читаются всеми без исключения. Некомпрессированные записи воспроизводятся (естественно) дисковым драйвом, но их аналоги — файлы WAV не воспринимаются плеером USB (если он есть) — такой уж софт у флэш-плееров. Большинство DVD-ресиверов организуют ускоренный поиск на компакте по тому же принципу, что и на DVD, то есть с фиксацией режима: чтобы из него выйти, надо отыскать на пульте и нажать кнопку Play. Ах да, тюнер: при работе в RDS он должен осуществлять поиск по 29 типам программ и ожидание по типу NEWS, а также синхронизацию часов (CT). Считаем, что у ЧМ-тюнера три банка памяти, у АМ — только один. Выходов, конечно, три пары, привычного нам формата: двойное стерео плюс сдвоенный (моно) выход на сабвуфер. Выход видео упомяну лишь для порядка, понятно, что его не может не быть у того, кто назвался DVD-проигрывателем. Присутствие прямого AV-входа тоже считаем нормой для данной категории головных устройств.
А теперь, следуя принципам матушки-природы, надо заполнять пустоту, специально приготовленную на следующих страницах для результатов теста. Приступим…
МЁД & ДЁГОТЬ
Ну что тут скажешь, против «Пионера» многие оказались слабоваты в коленках. Вернее — все, кроме одного, по имени JVC. Интерфейсом он «Лидеру» заметно уступает, хотя общий уровень весьма и весьма. Остальные участники довольно заметно отстали от победителей, все — по техническим характеристикам и по качеству картинки и почти все — по звуку. Так что рекомендаций сегодня не даём.