Юрий ЕВТУШЕНКО. Измерения: Андрей КРЫЛОВ
Максимализм у нас в почёте — таковы законы жанра и традиции отрасли. Кожа салона, неоновое зарево, электроприводы мониторов и головных устройств… Это только в части внешнего антуража. Что же касается звука, то тут и подавно.
МАКСИМАЛИЗМ ПО МИНИМУМУ
Audiotop • Eton • Ivolga • Kicx • Mystery
Поканальное подключение акустики в домашнем аудио считается изрядной редкостью (правда, там оно так не называется). Не банальный би-ампинг, а по максимуму, чтобы каждая полоса (иначе говоря, каждая пара головок) работала со своим усилителем. У нас же это не то чтобы норма, но и не редкость. А для систем определённого уровня — уже и норма.
Ну, и число полос акустики. Можно сказать, что дозированный максимализм начинается с переходом от двухполосного фронта к трёхполосному. А если затраты на такую акустику не выше, чем на иные (и даже не слишком пафосные) двухполосные системы, то максимализма тут отмерено по минимуму.
Не в первый раз (и, видимо, не в последний) зададим себе вопрос: а зачем она нужна, трёхполосная акустика, и что она может дать такого, чего нельзя получить от двух полос?
Чтобы ответить на первую и вторую части вопроса, надо представлять себе, что трёхполоска по своему назначению бывает разная. Первая, малочисленная (к сожалению), но вполне самостоятельная группа — это трёхполосные системы с передним басом. Можно их даже назвать «истинно» трёхполосными системами, поскольку они не предполагают (хотя, в общем, и не исключают) использования сабвуфера и с такой акустикой число полос фронта и системы в целом совпадают. Характерный признак такой системы — крупные басовые головки, размером, как правило, 200 или 250 мм. Это признак необходимый, но не достаточный, встречаются системы с крупными басовиками, которые сконструированы как мидбасы повышенной громкости: частота резонанса у них относительно высокая, а допустимый ход диффузора, наоборот, небольшой. У систем с передним басом много преимуществ, а недостаток как будто один — на воспроизведение низов с эспиэльным уровнем они не рассчитаны. И поскольку нормой автозвуковой жизни является присутствие сабвуфера, то гораздо шире ассортимент трёхполосной акустики второго типа, прямо рассчитанной на работу с сабвуфером.
Обратите внимание, как только в системе появляется сабвуфер, акустика фактически становится уже четырёхполосной. Опять оглянемся на аудиотехнику для дома и обнаружим, что там четырёхполосная акустика встречается очень редко, если не касаться систем домашнего театра — там присутствие сабвуфера является нормой и при трёхполосных фронтах. Но, кстати говоря, в таких системах басовые возможности фронтальных колонок используются далеко не полностью, и вообще для работы с музыкальным сигналом в диапазоне, скажем, от 30 Гц до 25 кГц, хватает трёх полос.
Но мы же с вами тоже, кажется, говорим об акустике для музыки и утверждаем, что для нас четыре полосы (включая саб) — это благо. Откуда двойной стандарт? Объяснение кроется в противоречивых требованиях, которые предъявляются к мидбасу обычной, то есть двухполосной, системы. С одной стороны, верхнюю граничную частоту сабвуфера мы должны оставить достаточно низкой, как правило, не выше 100 Гц, а лучше ниже. Естественно, до той же частоты должен доигрывать мидбас. У четырёхдюймовых головок это не получается почти никогда, а если и повезёт, запас неискажённой громкости оказывается довольно скромным. Шестидюймовые мидбасы обычно уверенно работают от 80 Гц (а то и ниже), так что по части сопряжения их с сабвуфером никаких ограничений не возникает. Но они не приживаются в компактном оформлении, для них типичная среда обитания — двери, а даже в кикпанели «шестёрки», как правило, не идут. А между тем на частотах выше 2 кГц у мидбасов размерности 165 мм проявляются направленные свойства, и при установке их в двери это почти неизбежно скажется. Хороший компромисс — пятидюймовые мидбасы. Но и они не столь универсальны, сколь компромиссны. В кикпанели они идут довольно охотно, в приборную панель — не очень. Направленность на середине — лучше, чем у «шестёрок», но тоже не совсем мечта. Громкость на верхнем басе может быть развита неплохая, но кому-то этого будет мало.
«Истинно» трёхполосные системы эту проблему решают за счёт того, что частота раздела между басом и среднечастотником может быть выбрана гораздо выше, нежели между сабвуфером и мидбасом. Скажем, в районе 300 — 400 Гц. Значит, среднечастотник может быть взят достаточно компактный. Трёхполосные системы второго типа идут ещё дальше в плане частоты раздела. Примерно вдвое дальше, поскольку типичная частота раздела для таких трёхполосок от 600 до 1000 Гц, а при использовании купольных среднечастотников — и того выше. И объём ящика для той же (с конусным диффузором) среднечастотной головки будет меньше, чем в «истинно» трёхполосной системе, что влечёт за собой дополнительные плюсы при инсталляции. Конечно, купольные СЧ-головки в инсталляции удобнее, спору нет. Но такой их плюс, как расширенная дисперсия излучения в сравнении с обычными «четвёрками» (и в диапазоне до 5 кГц) почти не сказывается. А вот повышенный уровень нелинейных искажений на наиболее критичных частотах (около 1 кГц) нравится всё меньше.
В общем, готовых решений на все случаи жизни нет и не может быть, есть тенденции, в которых разобраться вполне реально. В конструкции трёхполосной акустики «второго типа» — а дальше мы будем говорить только о такой — установились определённые стандарты. Кстати, самая низкочастотная головка при столь высокой частоте раздела является по сути мидбасовой, но мы будем для простоты называть её басовой. По стандарту на роль басового звена берут шестидюймовые головки, которые в двухполосных системах запросто справились бы с ролью мидбаса, хотя распространены случаи, когда «шестёрка» для трёхполоски не идентична такой же головке для двухполоски: у модификаций, заточенных под роль басовика в трёхполосной системе, нередко резонансную частоту делают ниже, иногда — ценой ухудшения характеристик на верхней середине, которые в данном применении остаются невостребованными. Для воспроизведения средних частот чаще всего используют четырёхдюймовые головки с конусным диффузором. Реже встречаются «серединки» меньшего (на полдюйма-дюйм) калибра, совсем редко — большего. Эти головки уже специализированные, по крайней мере, частота резонанса у них выше, чем у мидбасов того же калибра. Динамики для баса и для средних частот, как правило, однотипные. Возможные варианты объёма оформления для басовых головок мы определяем точно так же, как и для обычных мидбасов из двухполосных систем. Во-первых, характеристики в «типовой» двери 35 л. Во-вторых, оцениваем минимальный объём ЗЯ по соблюдению двух условий: а) результирующая добротность в ящике не выше 1,2, б) нижняя частотная граница не выше 100 Гц. По пункту б), полагаю, вопросов нет, а максимальная добротность выбрана по величине эксцесса («зубца») на частотной характеристике: при таком её значении высота зубца составляет 2,5 дБ (мы исходим из того, что горб на АЧХ высотой 3 дБ будет слишком слышен). С выбором размера «помещения» для среднечастотника проще, про величину объёма можно сказать: практически любая. Дело в том, что при частоте среза фильтра ВЧ вчетверо выше резонансной частоты в оформлении не так уж важно, какая там получилась добротность. Мы только следим, чтобы подъём на 400 Гц не был выше 3 дБ, иначе эффективность фильтра будет несколько снижена. И для ориентира приводим частоту резонанса и добротность в объёме 2,5 л — типичном для кикпанелей (кстати, примерно в такой объём у нас устанавливаются «серединки» при испытаниях).
Кроссоверы трёхполосных систем устроены вдвое сложнее, чем у двухполосных — в них по два фильтра ВЧ и НЧ. Разумеется, в этой ценовой категории было бы попросту нетактично предъявлять к фильтрам слишком высокие требования. Но мы по-прежнему полагаем, что аттенюатор твитера в компонентной акустике — деталь необходимая, а потому её отсутствие считаем минусом.
Программа измерений мало отличается от обычной, если не считать того, что даже групповые тесты трёхполосных систем мы теперь дополняем частотными характеристиками каждого из компонентов системы (включённого через кроссовер) — эти графики позволяют лучше разобраться в её особенностях. В частности, эти графики позволяют оценить ширину полосы, где головки работают совместно. В ряде случаев зона перекрытия оказалась неожиданно широкой, и на практике это означает желательность возможно более близкого пространственного расположения соответствующих двух излучателей. И наоборот: там, где переход от полосы одного излучателя к полосе другого происходит быстро, головки можно разносить дальше без риска размазать звуковую сцену.
В некоторых случаях изготовитель не указывает величину допустимой входной мощности для системы, даёт лишь показатели по компонентам. Просто сложить эти показатели нельзя, по крайней мере, это относится к твитеру. Чтобы определить ориентировочное значение максимальной мощности, мы взяли стандартизованный спектр распределения сигнала, а частоту раздела между НЧ и СЧ-полосами приняли равной 630 Гц. Получилось, что ниже этой частоты сосредоточено 66% мощности. В качестве максимальной мощности системы мы выбирали либо соответствующий показатель для басовой головки, умноженный на 1,5 (100 : 66 = 1,5), либо сумму мощностей для НЧ и СЧ-звена (меньшее из двух значений). Ориентир это довольно грубый, но не грубее приведенных изготовителем цифр максимальной мощности головок, измеренных по неизвестной методике.
Теперь осталось перечислить общие конструктивные особенности компонентов, которые можно будет опустить при описании конкретных трёхполосных систем этой (отметьте) ценовой категории. Калибр баса шесть дюймов с половиной, среднечастотника — четыре дюйма. Диффузородержатели там и там штампованные. Ширина резинового подвеса 9 — 10 мм для басовой и 8 — 8,5 мм для среднечастотной головки. Высота кольца магнита басового динамика 15 мм, из этого правила исключений в сегодняшней группе не было. А вот с «серединками» надо разбираться в каждом конкретном случае, у них высота магнита может быть и 8, и 12 мм. Диаметр звуковой катушки принимаем равным 25 мм, хотя в НЧ головках встречаются катушки и посолидней. Контакты рассчитаны на использование всем известных и проверенных временем клемм-«лопаточек», какие-либо зажимы сегодня не встретились вовсе. Один из участников оказался снабжён специализированными разъёмами, но это вообще отдельная история, всему своё время. Центрирующие шайбы плоские, с регулярной формой гофров. Пищалки исключительно купольные. В состав монтажного комплекта непременно входят так называемые «чашки» для заглублённой установки твитеров, так что я про них и говорить не буду. Принадлежности для монтажа пищалок на поверхность отличаются изрядным разнообразием, о них умолчать уже не удастся. В описании устройства кроссовера можно взять на вооружение приём, который мы используем при описании коаксиалов. Если про конденсатор ничего не сказано, то он оксидный, или, что то же самое, неполярный электролитический. Точно так же катушки по умолчанию воздушные, то есть без магнитного сердечника или каркаса. Учитывая, что одна из частот раздела в трёхполосках низкая и индуктивности требуются немалые, этого умолчания участникам придерживаться непросто. Тем больше почёта, кому это удалось.
МЁД & ДЁГОТЬ
На соревнованиях по автозвуку испокон веку работает правило: когда участники набрали одно и то же число очков, побеждает тот, у кого выше оценка за звук. Мы тоже так делаем, когда возникает надобность в тай-брейке, но в этот раз, хотя битва разгорелась нешуточная, с регалиями всё получилось понятно и логично. Два участника, набравшие наибольшее количество баллов, продемонстрировали и наиболее впечатляющее звучание. Тут, наверное, можно напомнить, что оценки за качество звука имеют хождение лишь в пределах данного теста. То есть мы не станем утверждать, что участники, получившие 9 баллов за звук, могут соперничать с представителями «элиты», но по любому счёту слушать это можно и приятно, а если вспомнить, какое, в сущности, неблагодарное занятие — делать сложную акустику за несложные деньги, победители и их разработчики заслуживают особых аплодисментов. Итак, по всей совокупности достоинств «Лидером» становится Ivolga — самый доступный на сегодня путь к обретению трёхполосного фронта с купольным среднечастотником. «Фаворит» теста — акустика Mystery, всё сделано очень толково и совсем даже не очень дорого. Неплохих результатов можно добиться от итальянского комплекта Audiotop, хотя повозиться придётся. Мы рекомендуем повозиться, знак «Рекомендации» — на странице с «Аудиотопом».