Материал диффузора басовой и среднечастотной головок — полипропилен. Центральные колпачки слегка вогнуты, диаметр, соответственно, 45 и 32 мм. Корзина среднечастотника совсем глухая, да и у басовой головки корпус основательно заглушён. Подвес диффузора басовика несколько уже, чем у большинства «коллег»: 9 мм. У среднечастотника подвес лишь на полмиллиметра уже, то есть по меркам СЧ-динамиков он широкий. Уплотнительные кольца на той и другой головке высокие и жёсткие, а рамки решёток монтируются снизу. Магниты закрыты несъёмными пластиковыми чехлами, их (магнитов, само собой) габариты я бы оценил как 81 х 15 мм и 66 х 12 мм. Провода от клеммных контактов к звуковой катушке проложены по наиболее традиционному первому способу, с двукратной прошивкой в конус. Единственное отличие заключается в том, что у басовой головки стык проводов спрятан под более крупный центральный колпачок. Диаметр мягкой мембраны твитера 26 мм. Пищалки могут быть установлены в корпуса для монтажа на поверхность, обеспечивающие разворот оси излучения на угол 25 градусов. В кроссоверах три катушки (одна из них с железным сердечником) и три конденсатора, два из коих с полиэфирным (майларовым) диэлектриком. Эти два конденсатора включены параллельно, так что с точки зрения схемотехники конденсаторов всего два, и формула кроссовера запишется как I + (I + I) + II. Предусмотрены два джампера (о назначении которых изготовитель умалчивает): J1 включает аттенюацию твитера, J2 выполняет аналогичную функцию для среднечастотника.
Надежда вволю поиграть джамперами оказалась иллюзорной, по крайней мере наполовину, поскольку верх при полностью отпущенном твитере явно избыточен, правду говоря, даже при включённом аттенюаторе в соло на ударных ощущается перекос в сторону звонкой меди. Бубен острый и немного бесплотный. При отпущенной «серединке» рояль звучит холодно. Когда включается аттенюатор, звучание становится мягче, но ожидаемой собранности всё же не появляется, средние регистры этого инструмента отступают куда-то вглубь. Рельеф баса немного тусклый, атака практически в норме, хотя форма рывка басовой струны как бы неровная. Мужские голоса открытые и басовитые, но им не хватает душевности и теплоты. Скрипки чересчур лёгкие и «заливистые», хотя и красивые.
Параметры Тиля — Смолла | |||
НЧ | СЧ | ВЧ | |
Частота собств. резонанса Fs, Гц | 77,0 | 105,8 | 1540 |
Эквивалентный объём Vas, л | 9,00 | 2,07 | — |
Полная добротность Qts | 0,618 | 0,688 | — |
Максимальная мощность*, Вт 240
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 78 — 17500
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 88
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 0,585
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 1,64
*См. текст.
Ориентировочная максимальная мощность получена из максимальной мощности для басовой головки (160 Вт), заданной изготовителем и умноженной на коэффициент 1,5. Искажения на верхнем басе на какие-то доли процента выше, чем у остальных одноклассников, но не думаю, что стоило бы в этой связи переживать. На средних частотах искажения в любом случае низкие, это в конечном итоге важнее. Силовой фактор басовой головки примерно средний, 4,5 Тл м, то же можно сказать и по поводу массы подвижной системы (12,0 г), выводы в отношении ожидаемой чувствительности этого компонента можете делать сами.
Бесплатный совет: Направление излучения СЧ и ВЧ-звена можно варьировать в диапазоне от 0 до 30 градусов, а то и больше.
КТО
Audiotop ATB 16/3P
ПОЧЕМ
7000 руб.
ЭТО — ПЛЮС
Низкие искажения на средних частотах
Ровная дисперсия излучения
СЧ-динамик работает в компактном ящике
ЭТО — МИНУС
Неоптимальная фильтрация НЧ-звена
ОДНИМ СЛОВОМ…
Акустика, которая напрашивается на би-ампинг
РЕЙТИНГ
Конструкция 8
Частотная характеристика 8
Чувствительность 8
Басовый потенциал 8
Звук 8
Итог 40
Графики «частных» частотных характеристик компонентов выглядят довольно типично: громкий твитер, куда менее голосистый среднечастотник, работающий к тому же в довольно узкой полосе. Фильтр первого порядка басового звена, как видно, настроен на довольно низкую частоту, с чем и связан падающий характер частотной характеристики выше 200 Гц. Естественно, та же закономерность проявилась и на суммарной частотной характеристике в диапазоне от 200 до 600 Гц. При подключении би-ампингом неплохо бы включить НЧ-головку через фильтр усилителя. Если же это по каким-то причинам нежелательно, НЧ и СЧ-излучатели лучше монтировать поближе: у них более выраженная область совместной работы, пищалка перекрывает высокочастотный «хвост» среднечастотника по меньшей мере на 15 дБ. Дисперсия излучения ровная, так что направление излучения пищалки можно варьировать в диапазоне от 0 до 30 градусов, а среднечастотника — и в более широких пределах.
НЧ-динамик. Объём двери. Добротность 0,69, нижняя частотная граница 88 Гц «на улице» или 74 Гц в салоне. В связи с относительно высокой частотой резонанса и немалым эквивалентным объёмом размер минимального ЗЯ определяется нижней граничной частотой: в 5,3 л это будет как раз 100 Гц при полной добротности 0,98. СЧ-динамик в 2,5 л выйдет на добротность 0,93 и частоту резонанса 143 Гц. За счёт хорошей (то есть невысокой) добротности этого динамика его можно монтировать в действительно любой ящик: даже в объёме 0,5 л полная добротность составит 1,46, а величина подъёма на частоте 400 Гц — 2,4 дБ.
ТРЁХПОЛОСНАЯ АКУСТИКА • Audiotop • Eton • Ivolga • Kicx • Mystery