Акустика Ivolga — единственная в сегодняшней небольшой группе, в состав которой входит купольный среднечастотник. Но привычней будет начать с басовика. Корзина басовой головки очень толстая и относительно глухая. Материал диффузора — стеклоткань со связующим, вернее, как говорили раньше, стеклопластик, поскольку связующее целиком заполняет поры и обеспечивает воздухонепроницаемость без помощи внешней плёнки. В центре находится фазовыравнивающее тело («пуля») диаметром 29 мм, как нетрудно догадаться, размер звуковой катушки увеличен до 31,5 мм. Магнит, понятно, соответствует: его внешний диаметр 90 мм. Ширина подвеса тоже солидная, 12 мм. От неэкстремальных внешних воздействий магнит защищает наклейка по окружности. Уплотнительного кольца нет, снаружи от гофра только поля приклейки подвеса. Рамка решётки монтируется снизу. Провода к катушке проложены по второму способу с дополнительной фиксацией на внешней стороне конуса. Диаметр мягкого купола среднечастотника 52 мм, калибр звуковой катушки 51 мм. Корпус пластиковый и потому свободный от каких-либо резонансов. Монтируется среднечастотник только «в тело», при этом не забудьте: на задней крышке у него есть неприметное разгрузочное отверстие с акустическим тормозом, поэтому хоть несколько кубических сантиметров объёма ему для корректной работы надо дать. Что случится, если не дать, было показано в сепаратном тесте этого среднечастотника аж в №3/2003. Диаметр мягкой мембраны твитера 29 мм. В состав монтажных принадлежностей входит корпус для установки пищалки на поверхность, а также подставка под него с разворотом оси на 45 градусов. В кроссовере задействованы четыре катушки, две из которых с железными сердечниками, и у ещё одной сердечник из феррита. Из четырёх конденсаторов один полиэфирный. В фильтре НЧ басового звена задействована RC-цепь, причём номинал резистора 2 Ом — это ровно на 2 Ом больше, чем должно быть в классическом фильтре второго порядка, и примерно на столько же меньше, чем в канонической цепи Цобеля. Если обозначить присутствие такой цепи буквой «s» (от английского определения «Strange», введённого Рихардом Смоллом), формула кроссовера запишется как IIs + (II + II) + II. Цепь твитера защищена от перегрузки варистором.
Мужской вокал звучит живо, быстро и собранно. Свистящие немного подчёркнуты, тогда как шипящие, в общем, на своём месте. Женский вокал впечатляет: да, шипящие слегка выделены, но голос открыт и роскошно округл. Макродинамика чуть сглажена, акустика студии проявляется слишком откровенно. Ноты средних для скрипок регистров звучат как бы с вибрацией, А самые верхние ноты чересчур порывисты. Верхние ноты рояля иногда чересчур навязчивы, а призвуки корпуса слишком отчетливы. Верх не то чтобы предельно музыкален — он суховат, но довольно красив и подробен. Бас немного гулкий, и атака воспроизводится не всегда ожидаемым образом. Удар барабанов, как показалось, переакцентирован.
Параметры Тиля — Смолла | |||
НЧ | СЧ | ВЧ | |
Частота собств. резонанса Fs, Гц | 66,8 | 797 | 2060 |
Эквивалентный объём Vas, л | 11.7 | — | — |
Полная добротность Qts | 0,607 | 1,623 | — |
Максимальная мощность, Вт* 200
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 72 — 20000
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 87,5
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 0,892
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 1,02
*См. текст.
Максимальную мощность мы получили сложением: изготовителем заданы показатели 140 Вт для НЧ, и 60 Вт для СЧ-звена. Учитывая увеличенный размер катушки баса, можно утверждать, что резерв системы по мощности несколько богаче, нежели у большинства одноклассников. Подсказанное расчётами значение силового фактора 4,9 Тл м, что совсем не плохо для увеличенной катушки. Масса подвижной системы (11,4 г) ниже средней, что должно послужить предпосылкой достаточно высокой чувствительности басовой головки. Правда, чувствительность в трёхполосной системе определяется с учетом вклада не только твитера, но и среднечастотника. Нелинейные искажения на басах ниже, чем у остальных участников. На средних частотах искажения средние, и они были бы ниже, если бы не локальный подъём на частоте 1 кГц (1,6%) — ну не любят купольные излучатели работать вблизи частоты резонанса, не хватает им гибкости подвеса.
Бесплатный совет: Среднечастотник и пищалку ставить поближе друг к другу и «в лоб».
КТО
Ivolga SB-6.3
ПОЧЕМ
3900 руб.
ЭТО — ПЛЮС
Увеличенный резерв мощности
Ровная АЧХ при правильной инсталляции
ЭТО — МИНУС
Нет аттенюатора
ОДНИМ СЛОВОМ…
Акустика, с которой интересно работать
РЕЙТИНГ
Конструкция 8
Частотная характеристика 9
Чувствительность 8
Басовый потенциал 8
Звук 9
Итог 42
Теперь обратите внимание на «частные» частотные характеристики. Фильтр ВЧ среднечастотника настроен на каноническую частоту 1,6 кГц (удвоенная частота резонанса), но вследствие высокой полной добротности последнего (см. таблицу) он не может подавить выброс на АЧХ, и фактически затухание начинается только ниже 800 Гц. Суммарная осевая АЧХ получается на редкость ровная (полная неравномерность во всей полосе всего-то 4,5 дБ или, скажем, +1,5/-3 дБ), а на стыке полос СЧ и ВЧ-головок (3,5 — 7 кГц) их излучения складываются почти идеально. Но это возможно лишь в том случае, когда среднечастотник и твитер расположены рядом и ориентированы на слушателя. К счастью, конструкция купольной СЧ-головки облегчает эту задачу.
При установке басового динамика в дверь полная добротность окажется предельно близкой к баттервортовской — 0,70, а нижняя частотная граница составит 78 Гц. В салоне частотная характеристика пойдёт параллельно горизонтальной оси, достигая области инфразвука с уровнем -4,7 дБ, здесь, ежели что, можно даже и без сабвуфера, если не с оглушающей громкостью. Объём минимального ЗЯ определяется нижней частотной границей (100 Гц): это 4 л ровно, и полная добротность в таком объёме составит 1,15.
ТРЁХПОЛОСНАЯ АКУСТИКА • Audiotop • Eton • Ivolga • Kicx • Mystery