ОБМЕН УКОЛАМИ
В каких дисциплинах сильны германцы? Кроме автоспорта и футбола? Оказывается, в фехтовании.
А чему тут удивляться, и слово-то немецкое, fechten, сразу понятно, о чём речь. По-французски ни на что не похоже, escrime, но именно галльская терминология стала общепринятой, ею в дальнейшем будем слегка пользоваться, так, для красоты и драматургии. Что же касается сегодняшних участников поединка, они как раз оба — чистокровные немцы. И пусть не удивляются те, кто привык считать торговую марку Audio System итальянской, акустика у них разрабатывается в Германии германцами, без каких-либо исключений. А ходить в итальянском костюме никому не возбраняется. Итак, господа хорошие, хоть вы и земляки, всё же — к бою. В смысле — Mise en garde!
Attaque! Audio System HX-165 Phase
Рассматриваем первого участника. Красавец, что уж там. Материал диффузора — целлюлозная масса с синтетической пропиткой и силиконовым покрытием обращённой к слушателю стороны. В центре установлено фазовыравнивающее тело — точёная алюминиевая «пуля» калибра 37 мм. Так что диаметр звуковой катушки 38 мм, сиречь 1,5 дюйма. Металл «пули» плюс увеличенный калибр катушки позволяют ей рассеивать нешуточную мощность. Литая корзина предельно глухая. Ширина резинового подвеса 10 мм. Магнит габаритами 90 х 17 мм закрыт резиновым чехлом. Осевое отверстие в керне и центрирующей шайбе имеет диаметр 10 мм, хотя его выход занят креплением «пули». Уплотнительного кольца на ободе не предусмотрено. Защитные решётки в состав комплекта не входят, и при необходимости их можно приобрести отдельно. Контактные зажимы винтового типа, рассчитаны на клеммы типа U шириной до 8 мм. Провода к звуковой катушке идут по второму способу, только стык их с выводами катушки зафиксирован на внешней стороне конуса. У пищалки довольно крупный мягкий купол (32 мм), а вот корпус, хотя и сравнительно высокий, сделан минимального диаметра, всего 33 мм. Как это получается, мы знаем: неодимовый магнит находится внутри звуковой катушки, а снаружи — только сравнительно тонкий магнитопровод. Корпус пищалки рассчитан на заглублённую установку, и других вариантов монтажа не предусмотрено.
Оружие участника — кроссовер — явно сделано по спецпроекту и точно по руке. Механически оно устроено просто. Плата из стеклотекстолита установлена на вторую такую же, только побольше, а сверху всё прикрывает пластина из оргстекла. А вот внутри наворочено от души. Две катушки — одна из них снабжена сердечником из железа, но его сечение больше 1,5 см2, так что насыщение ему не грозит. Конденсаторов пять — все полипропиленовые, 400-вольтовые. Это что же за фильтры такие, позвольте поинтересоваться? В действительности формула кроссовера обычная: II + II, но присутствие одиннадцати (!) перемычек предоставляет широчайшие возможности перестройки. 1. Выбор первого порядка для фильтров НЧ и/или ВЧ. 2. Если взят второй порядок ФНЧ — выбор номинала конденсатора (3 значения), с изменением добротности и частоты среза фильтра, правда — только одновременно.
3. Для ФВЧ — выбор из шести значений конденсаторов и управление частотой среза (для фильтра первого порядка) или (для фильтра второго порядка) добротностью и частотой среза, тоже сразу. 4. Набором из трёх резисторов задание одного из восьми значений аттенюации — от -5 до +5 дБ. Итого, по нашим подсчётам, 384 варианта настройки. Нет, больше. Можно ещё вовсе отключить фильтр НЧ (если такая концепция) и закоротить защитный варистор, чтобы не посягал на вовлечённость. Возникающий риск — на плечи потребителя. Кажется, при таком количестве вариантов хорошо бы конструкторам предусмотреть кнопочку Reset, которая всё бы возвращала в исходное состояние. Да, в маркировке одной из перемычек сделана ошибка, и вместо 18 указано 6,8 мкФ.
При прослушивании дозволено было управлять только аттенюатором твитера (остальные перемычки оставили в том положении, которое выбрали при измерениях). В результате аттенюатор переместился с третьей на четвёртую позицию сверху. Верх в любом случае не до конца музыкален, но ясен и точно оформлен во времени. Бас слишком прозрачный, удар большого барабана почти лишён наполнения, но, тем не менее, узнаваем. Густоты контрабасу недостаёт, однако он слышен отчётливо, и вообще рельеф баса передаётся должным образом, а привычного «мяса» недостаёт. Мужской вокал кажется приближенным, как будто либо помещение студии стало меньше, либо вокалист придвинулся ближе, собираясь сказать что-то важное. Интонации голоса порой кажутся чуть преувеличенными, возможно, из-за недостатка низких рокочущих нот. Женский вокал передаётся открыто и музыкально, однако создаётся впечатление, что звуковая палитра певицы если не обеднена, то упрощена. Некоторые ноты и даже музыкальные фразы рояля выдвигаются вперёд, и появляется ощущение своеобразной стилизации. Звуки скрипок кажутся затянутыми, однако акустика чётко передаёт каждое движение смычков, а за это можно простить многое.
Contre-attaque: Eton Discovery D160 SQ
Рассматриваем второго участника. Материал диффузора — классический для мидбасов Eton: сотовый каркас, заключённый между двумя слоями стеклоткани; наружная поверхность покрыта силиконовым составом, улучшающим демпфирующие свойства материала. Диффузор — вогнутой формы, то есть в разрезе он имеет не форму граммофонного рупора, столь часто нами встречаемую, а, наоборот, напоминает вогнутую чашу, чего как раз мы не встречаем больше почти нигде. В плоской конструкции головки каркас звуковой катушки скрыт ниже центрирующей шайбы, поэтому простыми методами её размер не определить. Но результаты расчёта магнитного потока показали, что диаметр катушки никак не меньше 32 мм. Вогнутый центральный колпачок имеет именно такой диаметр, и катушка, по всему — тоже. Так что резерв мощности и здесь несколько выше обычного. Литой корпус заглушён еще более основательно, чем у нашего визави, хотя вначале и казалось, что это невозможно. Диаметр осевого отверстия 10 мм. Ширина резинового подвеса 11 мм. Рабочая ширина центрирующей шайбы невелика, и на ощупь чувствуется, что ход диффузора вверх ограничен — потом увидим, на что это влияет. Пропорции магнита необычные: высота 15 мм при диаметре 102 мм. Если ориентироваться на массу динамика, то у того и другого участника они очень близкие. Уплотнительного кольца на внешнем ободе корпуса не предусмотрено. Рамка решётки монтируется снизу. Зажимы винтовые, под клеммы типа U (их зовут «вилочками» и правильно делают, а как ещё?), максимальная ширина которых 8,5 мм. Провода к звуковой катушке подведены по третьему способу — вшиты в центрирующую шайбу. Диаметр мягкого купола пищалки 31 мм, но мембрана с периферийной частью имеет размер почти 50 мм, и по этому признаку твитер CX 280 V можно было бы назвать сбалансированным куполом. Внутри 55-миллиметрового корпуса заключён двухкамерный объём.
Кроссовер выглядит несложным и предсказуемым, в команде Eton вооружение подбирают по принципу минимальной достаточности. Плата фильтра установлена на панели из чёрного полистирола, а сверху всё закрыто пластиной из акрила. Обе катушки воздушные, одна из них намотана ленточным проводником — в такой конструкции удаётся минимизировать и габариты, и омическое сопротивление, и вообще это шикарно. Конденсатор один — полипропиленовый, 400-вольтовый и с трёхпроцентным допуском на ёмкость. Всё указывает на то, что разработчики чётко определили для себя оптимальную характеристику системы и не хотели, чтобы у потребителя она получилась какой-то другой. Аттенюация твитера достигается перемещением клеммы, и хотя на акриловой крышке её положения обозначены как 0/+2/+4 дБ, на самом деле надо читать 0/-2/-4.
Высоких в исходном (верхнем) положении аттенюатора оказалось с излишком, и перемычка была переставлена на среднюю клемму. Тарелки, впрочем, живые и подробные, и если их многовато — не беда. Бубен чуть упрощён, но в том, что это бубен, сомнений не возникает. Басовый барабан жёсткий и не очень похожий на себя. Атака бас-гитары проработана не полностью, отчего звучание приобретает склонность к гудению. Контрабас отступает в глубь сцены, и на этом фоне женский вокал кажется выдвинутым вперёд. Но в целом вокал очень правильный и живой. Мужские голоса — собранные и одновременно раскованные, эмоциональные — доставляют удовольствие, несмотря на некоторый избыток свистящих. Ударная динамика барабанов нам показалась несколько избыточной. Флейты плавные и певучие. Роялю недостаёт басовой опоры, в остальном он звучит уверенно и свободно. Скрипки очень похожи на себя, каждая из них — это реальный инструмент со своим характером и линией поведения.
Audio System HX-165 Phase
Параметры Тиля – Смолла компонентов | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Fs, Гц | Vas, л | Qts | ||||
заявка | факт | заявка | факт | заявка | факт | |
Мидбас | 56 | 51,4 | 12 | 11,7 | 0,43 | 0,367 |
Твитер | — | 890 | — | — | — | — |
Рекомендации: Мидбасы, вообще-то — ящичные.
Eton Discovery D160 SQ
Параметры Тиля – Смолла компонентов | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Fs, Гц | Vas, л | Qts | ||||
заявка | факт | заявка | факт | заявка | факт | |
Мидбас | — | 89,2 | — | 5,15 | — | 0,701 |
Твитер | — | 1240 | — | — | — | — |
Рекомендации: Мидбасы нормально приживутся в дверях, а твитеры лучше ориентировать «в лоб».
Audio System HX-165 Phase
Имеем возможность сравнить «наши» параметры Тиля — Смолла с теми, что приводит изготовитель для мидбаса (для пищалки он не приводит ничего). Первые два показателя, как видите, более или менее точно совпадают, полная добротность по нашим измерениям ниже — видимо, удачно «заряжен» магнит. Действительно, силовой фактор (6,9 Тл м) получился совсем нешуточный, а для 1,5-дюймовой звуковой катушки — и подавно. Впрочем, подвижная система тут тоже не самая лёгкая (17,2 г), что вкупе с мягким подвесом и позволило выйти на довольно низкую даже по меркам «шестёрок» частоту резонанса. Нелинейные искажения на средних частотах на достойном уровне, что же касается искажений на басах, то это один из лучших показателей за историю наших тестов. На первом графике (мы не стали приводить все варианты, но и так зрелище пугающее) отображены частотные характеристики фильтров кроссовера по напряжению на реальной нагрузке. Красные относятся к фильтру НЧ, синие — к фильтру ВЧ. Пологая красная линия характеризует фильтр первого порядка, синяя линия с пиком на частоте резонанса пищалки — это тоже АЧХ фильтра первого порядка, эффективность которого, как видите, невысока. Чёрным выделены настройки, которые после длительных манипуляций нами были приняты за окончательные. Последний комментарий верен и для второго графика, где показаны АЧХ компонентов, но уже по звуковому давлению. Частоты среза (по чёрным кривым) 2,65 кГц для фильтра НЧ и 4,0 кГц для фильтра ВЧ. В семействе красных кривых сразу привлекает внимание хорошо заметный горб на довольно критической для слухового восприятия частоте 1100 Гц, который обусловлен формой диффузора мидбаса. Фильтр НЧ первого порядка (когда отключены все конденсаторы) настроен довольно низко, потому он неплохо подавляет упомянутый горб, но на верхней середине даёт недопустимый провал. Фильтр ВЧ первого порядка, напротив, совсем не справляется с «шипящим» пиком на АЧХ твитера (5 кГц). Теперь обратите внимание на высоту резонансного пика мидбаса (на том же рисунке): импеданс достигает 65 Ом. Это говорит о высокой механической добротности подвеса — изготовителем обещано 9,5, у нас, правда, показатель получился пониже (6,9), но тоже для современной головки редкий.
Действие аттенюатора мы приберегли для «сводного» графика АЧХ системы (последний график), и то, конечно, показали частотные характеристики лишь в крайних положениях и в том, которое было решено считать оптимальным. Неравномерность частотной характеристики заслуживает высокой оценки, хотя упомянутый выброс около 1 кГц несколько портит общее впечатление и не убирается никакими манипуляциями с кроссовером. Дисперсия излучения, несмотря на присутствие «пули», оказалась не самой широкой, а посему мидбасы лучше монтировать на подиумы с разворотом к слушателям, да и твитеры ориентировать с минимальным отклонением от оси.
При установке мидбасов в объём двери получим весьма низкую полную добротность (0,42) и, как следствие — слишком высокую для «шестёрки» граничную частоту (116 Гц), притом что собственный резонанс головки отменно низкий. Выход известен: подобрать оптимальный ящик. Баттервортовскую добротность (0,707) можно получить в ЗЯ объёмом 4,3 л, и в этом случае нижняя частотная граница опустится на 99 Гц — это, на наш взгляд, тот предел, где ещё возможно корректное согласование мидбасов с сабвуфером.
Eton Discovery D160 SQ
По не совсем понятной, но стойкой традиции параметры Тиля — Смолла для мидбасов Eton не сообщаются, поэтому вам остаётся принять наши результаты как они есть (As is, как пишут в наставлениях к программам). Обратите внимание: жёсткость подвеса здесь в два с лишним раза выше, нежели у второго «дуэлянта», масса «подвижки» при этом достаточно типичная для головок этого размера (14,9 г), отсюда и довольно-таки высокая частота резонанса. Вычисленное значение силового фактора (5,7 Тл м) не слишком высокое для такого магнита, что подтвердило предположение: диаметр звуковой катушки больше дюйма. Чувствительность мидбаса (88,5 дБ/Вт) практически такая же, как и у первого участника. Нелинейные искажения на басах немного повышены, а характер осциллограммы даёт повод заключить, что основным их источником является подвес. Впрочем, разработчики наверняка и не рассчитывали на то, что головка должна будет работать ниже частоты резонанса, и тут сразу надо ориентироваться на использование фильтра ВЧ с частотой среза ненамного ниже 90 Гц. А вот искажения на средних частотах очень низкие, и если вы обратитесь к одному из недавних «рингов», то заметите: это фирменная особенность «Етонов». Теперь обратимся к графикам. Частотная характеристика фильтра НЧ первого порядка, как и обычно, куда более пологая, чем теоретические 6 дБ/окт., индуктивность звуковой катушки относительно невелика, но ничем не компенсирована в минималистском кроссовере. Крутизна фильтра ВЧ почти точно 12 дБ/окт., поскольку твитер на средних частотах представляет собой нагрузку, гораздо более близкую к резистивной, чем мидбас. Частоты среза 690 Гц и 3,3 кГц. «Разнос» вроде слишком большой, но на характеристиках по звуковому давлению (второй график) всё становится на свои места, частоты среза, соответственно, 2,4 и 3,5 кГц. На характеристики фильтров, как всегда, накладываются характеристики самих головок, и от разработчика зависит, чтобы они накладывались нужным образом. Механическая добротность мидбасовой головки (3,6) не очень высокая (обратите внимание, что вертикальный масштаб здесь уменьшен вдвое по сравнению с первым участником). Характеристика импеданса твитера отдалённо напоминает хорошо знакомую двугорбую характеристику фазоинвертора, действительно, здесь для купола создана сложная нагрузка с элементами, играющими роль тоннелей ФИ. Зачем? А таким способом управляют характеристикой твитера на низких (для него) частотах. (Конечно, управляют те, кто умеет.) Суммарная АЧХ выглядит очень спокойно. И хотя здесь всё же проявился локальный пик пищалки на 5 кГц, частотная характеристика выше 150 Гц укладывается в «мониторный» допуск (±2 дБ) даже с небольшим запасом. ВЧ-излучатель очень пристойно ведёт себя и под углом к оси, здесь его АЧХ отчасти зеркальна осевой при плавном, без скандалов, спаде. Но всё это — в верхнем положении аттенюатора, а потому пищалку надо всё же стремиться ориентировать «в лоб». Как мы знаем, для пищалки это сделать проще, чем для мидбаса, но мидбас Eton как раз неплохо себя ведёт и под углом к оси.
В объёме двери мидбасы выйдут на полную добротность 0,75 с нижней частотной границей 91 Гц (83 Гц в салоне). Где-то неподалёку надо выбирать частоту раздела с сабвуфером и не заморачиваться другими способами акустического оформления.
ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА УЧАСТНИКА
КОМАНДА
Audio System
НОМЕР УЧАСТНИКА
HX-165 Phase
СУММА КОНТРАКТА
24300 руб.
ДОСТОИНСТВА ТЕХНИКИ
Высокая допустимая мощность
Низкие искажения во всём диапазоне
Изобилие настроек кроссовера
НЕДОСТАТКИ ТЕХНИКИ
Ограниченные басовые возможности в двери
ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА УЧАСТНИКА
КОМАНДА
Eton
НОМЕР УЧАСТНИКА
Discovery D160 SQ
СУММА КОНТРАКТА
24500 руб.
ДОСТОИНСТВА ТЕХНИКИ
Повышенная допустимая мощность
Низкие искажения на средних частотах
Малая монтажная глубина
Широкая дисперсия на средних частотах
НЕДОСТАТКИ ТЕХНИКИ
Ограниченные басовые возможности
COUP D’ARRET: СУДЕЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ
Славный получился бой, действительно фехтование на шпагах, когда оба участника атакуют, иногда чуть пренебрегая защитой. Определённо чувствуется одна школа, но поединок спортсмены провели очень по-разному, в соответствии с индивидуальным характером и особенностями оружия.
Если перейти на более понятный нам язык, то вот в чём основное отличие в подходе разработчиков той и другой акустики. Инженеры Eton дали установщику минимум степеней свободы в настройке кроссовера, зато сделали всё возможное, чтобы самим и заранее оптимизировать её характеристики. Специалисты Audio System, наоборот, дали установщику практически неограниченные возможности для эксперимента. Вопрос в том, у всех ли хватит квалификации, времени, и терпения на то, чтобы нащупать оптимум? То есть, если вы хотите попробовать свои силы в настройке, HX-165 Phase предоставит вам широчайшее поле для их приложения и заветный оптимум, отвечающий конкретным условиям работы излучателей в вашем конкретном проекте. Если же вам достаточно обычного набора «свобод» — расположение и угловое направление пищалок, а также взаимная полярность включения головок, — то следует выбрать D-160 SQ, не забывая при этом, что «заводской» оптимум останется таковым не при любом взаимном расположении головок.
Обе модели акустики не слишком уверенно чувствуют себя в басовой области, но по совершенно противоположным причинам. У Eton довольно высокий резонанс, но оптимальная «дверная» добротность, и при типовой установке он всё же доигрывает до той частоты, которую мы привыкли считать границей зоны ответственности сабвуфера. У Audio System резонанс низкий, но низкая и добротность. Бас «из двери» получается вкусный, но отнюдь не обильный. Отыграть верхний бас в полную силу Audio System способен только в ящике вполне определённого (и не самого ходового, надо сказать) размера. Вот по этому признаку и определился победитель поединка, и им стал Eton.
Участник | Audio System HX-165 Phase | Исход боя | Eton DiscoveryD160 SQ |
---|---|---|---|
Музыкальная/номинальная мощность (по данным изготовителя), Вт | 220/140 | < | 120/80 |
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) | 105 — 22000 | > | 90 — 22000 |
Неравномерность (150 — 22000 Гц), дБ | +4/-1 | > | +2,5/-1 |
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) | 88,5 | — | 88,5 |
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц),% | 0,628 | > | 0,605 |
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц),% | 0,960 | < | 4,13 |
РЕЙТИНГ | |||
Конструкция | 9 | — | 9 |
Частотная характеристика | 9 | — | 9 |
Чувствительность | 8 | — | 8 |
Басовый потенциал | 6 | > | 7 |
Звук | 9 | — | 9 |
Итог | 41 | > | 42 |