СТУДИЯ «ТЕХКОМ SOUND». РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА Александр КАБАНКОВ
ПЕРВАЯ СТРОКА
По-разному читают люди. В зависимости от привычек и того, что читают. Книжку вот толковую (или там журналец какой) прочтут внимательно, от первой страницы до последней. А прайс-лист или список модельного ряда бросают быстро…
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Alpine DVI-9990R
- Процессор: Alpine PXI-H990
- Усилители: Genesis Stereo 100, Phoenix Gold MS2125
- Акустика: Dynaudio MW 162, DLS UP2.5, Polk Audio MM6
- Сабвуфер: Diamond Audio MacDaddy 12.4
Не потому, что не понравилось, просто искомое находится в первой, самой верхней строке. Очень простое для понимания правило, для повседневного применения требуются некоторые дополнительные условия. И навык чтения только первой строки, и условия для выбора такого читательского алгоритма у владельца этой машины самым очевидным образом наблюдаются. Машина — Audi A6, верхняя в списке тех «Ауди», в которых принято ездить за рулём, а не сзади за занавесками. Двигатель — V-образная «восьмерка» 4.2, такой был в верхней строке перечня комплектаций. Quattro, разумеется, честный полный привод с дифференциалом Торсена, не долистывать же до второй страницы. От себя — низкопрофильные «липучки» Pirelli, изображённые на обложке фирменного каталога. Понятен подход, да?
Теперь в свете понятого осмыслим небольшой кусочек информации о владельце. У него дома есть стерео. Как вы полагаете (в упомянутом свете), по какому принципу формировался домашний тракт? С полки «Суперскидки» в «Ашане»? Ну вот, видите, как много можно предсказать на основе столь скудных, казалось бы, сведений.
Разумеется, по совокупности признаков одной из первых (а то и первой, без дисконтов) строк в списке неотложных дел после постановки «Ауди» на учёт должен был стать визит в инсталляторскую студию из тех, что по репутации претендуют на верхние строки.
Концепция заказа «ТехКом Саунду», озвученная владельцем Audi: много высококачественного баса, включая тактильный, поканальное усиление от источника и процессора из первых строк мирового рейтинга, и всё это — без изменений интерьера и функциональных возможностей бортовых систем в принципе. Более того — часть аппаратуры заказчик привез с собой, потому как это совсем не первая его автомобильная стереосистема. С другой, заказанной, частью аппаратуры почти то же самое: владелец четко проговорил конкретные модели. Так, источником выбрана связка Alpine F#1 Status DVI-9990R с родным братом-процессором Alpine PXI-H990.
Никаких изменений интерьер не претерпел. За одним маленьким исключением…
Маленькое исключение — ВЧ-излучатели в уголках зеркал
Помимо формального соответствия принципу «первой строки» заказчик совершенно справедливо считает упомянутый дуэт лучшим для себя за присущую ему манеру подачи музыкального материала и практически неограниченные возможности процессора, искусством настройки которого, кстати, он и сам отлично владеет, что наглядно доказал опытным установщикам. Музыкальные предпочтения владельца сконцентрированы в сегменте тяжелого рока с определенными особенностями воспроизведения, а именно — предельная чёткость подачи материала в целом, в особенности — на ВЧ, мощный и с выраженным «панчем» бас.
Исходя из требуемого характера звучания, на верхах выбирались твитеры. «Позвольте, — скажете вы, — да что тут выбирать? Смотрим в верхнюю строку, и дело сделано!» Да, толково придумано. Вот только у кого смотреть? Топовые твитеры по большей части — шёлковые, они хороши, кто спорит, но Эдисона Денисова играют охотнее, чем Judas Priest. В области металлических куполов выбор не так велик, как может показаться, да и вкупе с высоким разрешением источника звучание приобретало жёсткость на грани жестокости. Решение нашлось в верхней строке каталога Polk MOMO — шёлк с напылением.
Процессорная природа системы и требования к подаче верхних частот предопределили ориентацию ВЧ-излучателей — «в лоб». Твитеры, кстати, единственный визуально обнаруживаемый компонент звуковой системы. Уже СЧ-динамики DLS UP2.5, рекомендованные студией, пусть и не без усилий, но в итоге отлично встали в воздуховодах под лобовым стеклом. Причем головки установлены так, что не подвержены воздействию воздушных потоков самой разнообразной температуры (по сезону), генерируемых климат-контролем. С мидбасовым звеном в студии обошлись, выражаясь боксерской терминологией, от положения.
Шёлк с напылением Polk MOMO оказался лучшим вариантом для заказанных верхних частот
Вскрытие дверей показало, вернее – подтвердило: эта «Ауди» — не первая въехавшая в ворота студии. «Родные» мидбасы установлены в фазоинверторных корпусах объемом 11 л. Корпуса решили оставить, фазоинверторы — ликвидировать, концепция закрытого ящика была более сообразна требуемому характеру звучания, «фазик», что ни говори, «мажет» на мидбасе сильнее. Боксы усилили и задемпфировали (и снаружи, и изнутри) и заполнили синтепоном, что дало объем, акустически эквивалентный примерно 13 л на сторону, так двери готовили к приёму дорогих гостей — мидбасов Dynaudio (вы могли бы уже сами догадаться). Характер звучания, как и специфические требования к оформлению излучателей легендарного производителя, Александр Кабанков знает хорошо. Справедливости ради надо заметить, что помимо Dynaudio экспериментировали еще с несколькими топовыми головками породистых брэндов. Причем в попытках добиться как можно более четкого, глубокого и структурированного фронтального баса. На чём остановились, теперь уже ясно.
Сабвуфер был безоговорочно выбран владельцем. Имя его современной версии — Diamond Audio D9 12/4, а принесенный экземпляр, с оттенком винтажности, назывался McDaddy. Тоже известная конструкция. Рекомендации производителей подвергли проверке, они подтвердились: закрытый ящик объёмом 34 л был изготовлен из MDF и установлен на место с направлением диффузора в окно подлокотника.
Кабели применили наборные. «Сила» и межблочникики – «Чернов Аудио», акустический кабель — плетеный DLS (вариации на тему Kimber Cable).
Усилительная часть сформировалась следующим образом: давно снятые с производства Phoenix Gold M S2125 владелец считает непревзойденными для низкочастотного и субнизкочастотного звеньев. В выборе компонентов для ВЧ и СЧ-диапазонов владелец положился на Александра Кабанкова. Учитывая вышеупомянутые критерии, выбор усилителей Genesis Stereo 100 более чем оправдан. Вся сильноточная часть системы сосредоточена в багажнике. Причем, открыв его крышку, наблюдать можно только заводской карпет, а желающих насладиться аудиовеликолепием просят дождаться приглашения откинуть спинку заднего дивана. Тут есть на что посмотреть — все привнесенные элементы (процессор, усилители и корпус сабвуфера) базируются на мощнейшей сварной раме из 75-миллиметрового стального уголка, притянутой болтами к кузовному металлу. Источник — в бардачке, незаметно установить его по-другому, не теряя при этом ни гарантии на автомобиль, ни стилистики салона, весьма непросто. Пришлось решать проблему управления головным устройством, причем банально выносить на переднюю панель глазок пульта не стали, не верхняя это строка инсталляционного мастерства. «Статусом» овладели посредством джойстика Sony и двух переходных блоков. С помощью других блоков сопряжения вывели информацию от Alpine на штатный монитор Audi. Вывели так, что, как достоверно известно, перечисленные переделки были приняты дилером с сохранением всех гарантийных обязательств.
Штатная путевая аудиоинформация идет через заводские ВЧ и СЧ-динамики. В этом эпизоде есть одна шероховатость: после пары дней эксплуатации владелец ощутил необходимость наличия функции приглушения звука. В «ТехКом Саунде» над этим сейчас работают, и решение будет найдено, не такое находили. Мастера студии не любят обнаруживать свои имена далеко от верхней строки…
Джойстик Sony с помощью переходных блоков научили разговаривать с Alpine F#1 Status
Сам источник разположился в вещевом ящике
Трудно предположить, что за штатным декором — Dynaudio в закрытых ящиках
Багажник на первый взгляд остался пустым
Помощь блоков-«переводчиков» понадобилась и для вывода информации от «Статуса» на штатный дисплей
Начинка багажника, смонтированная на мощной стальной раме, открывается только из салона
Сабвуфер работает на салон в классическом режиме «прямой видимости»
SQ
Перед оценкой звучания надо отметить: настройки процессора были самыми предварительными, а как минимум одному из компонентов, Dynaudio, необходимо для прогрева, вежливо говоря, больше недели. С первых же тактов стала очевидной подавляющая суббасовая доминанта. Звучание сабвуфера, в лучших традициях Diamond, отличалось могучей, тугой волной. К сожалению, менее структурированной, чем интеллигентное и точное воспроизведение своего регистра Dynaudio. Стык рабочих диапазонов слышен, что называется, невооруженным ухом. Говоря о вышерасположенных диапазонах, на мой вкус, подчёркнутость высокочастотного и, напротив, демпфированность среднечастотного диапазонов выражены излишне. Справедливости ради скажу: приглушенная сверх меры середина тоже не устраивала владельца, хотя в области верхних частот он даже призывал подбавить жару. Так что развитие событий не за горами. Кроме коррекции настроек процессора систему ждёт (если руководство студии убедит владельца) новый саб, способный составить достойную пару мидбасам. Не исключено, что систему в результате перетряхнут более основательно. Заказчик и подрядчик умеют добиваться поставленной цели.
RTA
Данные инструментальных исследований расставляют акценты в итогах прослушивания несколько по-иному. Суббасовая доминанта на деле — результат излишне резкого перехода к средним частотам, которые притаились за мощным и, обратите внимание, филармонически ровным от 25 до 100 Гц нижним басом с одной стороны и могучими, с какой стороны ни посмотреть, верхними частотами. В области самых верхних составляющих, где живут воздух и пространство, металлошёлковые «Полки» ведут себя отменно, спад на 20 кГц едва заметен. А ниже, где обитают злые роковые верха, АЧХ, несомненно с умыслом, поднята едва ли не на 15 дБ над уровнем середины. Получается, что система умеет выдерживать строгий частотный баланс в пределах регистра, но стыковка глобальных областей нижних, средних и верхних частот выполнена своеобразно.