Марк ГАСАНОВ. Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
НЕ ДО СМЕХА
По нынешнему российскому благосостоянию (или по нынешней инфляции) деньги довольно смешные. Вызовет ли смех то, что дадут взамен попросившему «магнитолу с диском» без изысков? Вовсе нет…
Forsage РКД-123MP3 | Velas VCU-502B | Hyundai H-CDM8044 | Mystery MCD-694MPU | JVC KD-G337B | Panasonic CQ-C1505W | Pioneer DEH-2010MPG | Power Acoustik PAUS-850 | Sony CDX-GT227EE
Хотя предложат разное, в зависимости от имени покупки. Причина в том, что рыночные стратегии грандов car audio и «молодых тигров» различаются принципиально. Гранды не хотят уходить из этого сектора по очень даже естественной причине: максимум продаж (как и всюду) приходится именно на самые доступные «головы». Тактическая реализация замысла — единственно возможная: максимально упростить головные устройства, с которых начинается модельный ряд. Стратегия «молодых тигров» столь же понятна: оттяпать у грандов возможно большую часть рынка там, где они в состоянии это сделать, а потому именно в этом секторе прессинг китайских производителей особенно ощутим. Какие тактические решения при этом применяются? Главное — сравнительно более высокая оснащённость за те же деньги.
Тогда возникает встречный вопрос: почему всё-таки присутствие грандов среди наиболее доступных «голов» сохраняется достаточно стабильно и почему многие покупатели предпочитают именно эти аппараты? Ответ можно было бы свести к чисто психологическому аспекту: тут, мол, фирма, а там брэнд, в отношении которого толком не известно, где и кем он произведён. И потом, одно дело, когда на твоей «магнитоле с диском» написано «Pioneer», и совсем другое — если на ней присутствует шильдик с надписью «Vitek» или «Valera» (оба брэнда реально существуют, в нашу отрасль, к счастью, не внедряясь. Кажется…).
Но дело не только в этом, и даже наверняка не столько в этом. Приобретая Sony, Pioneer и проч., вы можете быть уверены, что получите от аппарата ровно то, что ожидали. Да, пусть линейных выходов одна пара или их нет вовсе, но вы ведь не ждали, что они «вырастут» сами собой. Зато вы вправе обоснованно рассчитывать на то, что у тюнера будут приемлемые характеристики и что диски будут воспроизводиться с достойным (соответственно цене, разумеется) качеством. Приобретая продукт относительно нового брэнда, планку ожиданий имеет смысл опустить пониже. Вот, к примеру, в сегодняшнюю группу попали два аппарата, неотличимые внешне, но только один из них проигрывает файлы формата WMA. Что же касается тюнера, то с этим у «новых китайцев» проблемы, ставшие уже традиционными: как видно, в наш «цифровой век» постигать тонкости аналогового приёма либо накладно, либо лениво, либо и то, и это. А в качестве иллюстрации напомню, что снижение чувствительности ЧМ-тюнера вдвое (от 0,7 до 1,4 мкВ) означает сокращение дальности приёма в полтора раза. А шумы тюнера, которые становятся тем выше, чем дальше человечество продвигается по дороге прогресса, не перестают нас удивлять.
Характеристики CD-проигрывателей тоже без сюрпризов обходятся не всегда. Значительный спад АЧХ на верхах означает использование упрощённого цифрового фильтра. Честно говоря, не так уж важно, составит ли спад на частоте 20 кГц 0,2, 0,5 или 1,0 дБ, важнее то, что 16 кГц будет воспроизводиться со спадом, а тут уже доли децибела улавливаются тренированным ухом довольно определённо. Что же касается спада на низах, здесь стремление сэкономить 20 — 30 центов на проходных конденсаторах удачно сочетается с непониманием того факта, что для нормального отображения музыкального рисунка, например, контрабаса, необходимо воспроизвести 20 Гц с минимальным спадом (скажем, 0,5 дБ). Причём важно это именно в машине, где 20 — 30 Гц воспроизводит любой уважающий себя сабвуфер (дома — или очень себя уважающий, или вообще грозящий разорением). Плюс ещё, конечно, шумы. Более четверти века назад, когда в специализированной прессе обсуждался вопрос о разрядности кодового слова перспективного (на тот момент) формата CD, модно было приводить цифры теоретического уровня шумов, обусловленного шумами квантования. Для 16-разрядного кода это -96 дБ, для 14-разрядного -84 дБ. К счастью, несмотря на определённые технические сложности, выбран был 16-разрядный код, потому что показатель -84 дБ уже тогда выглядел малопривлекательным. А теперь мы у всех (или почти у всех) CD-ресиверов «второго эшелона» имеем уровень шумов выше, чем -84 дБА, и это, обратите внимание, взвешенный показатель. Основная составляющая — помеха, модулированная с частотой вращения диска, видимо, наводки коммутатора ведущего двигателя имеют очень широкий спектр. Те же самые наводки играют роль своего рода несущей, вернее даже — разносчика, при этом ухудшаются и показатели переходного затухания.
Плюс ещё буферная память, она же ESP. Не собираюсь никому навязывать своё мнение, но есть некоторые основания считать, что одна из причин, по которой проигрыватели DVD уступают в качестве звука, заключается в том, что для воспроизведения CD они используют объёмистый буфер памяти. А китайские производители почему-то считают, что ESP — это благо, и сообщают о присутствии щедрого дара на упаковке, а порой даже в меню вводят возможность выбора размера ESP: 12 или 40 с. Ну, не знаю, может быть, для продвинутого китайца ESP это действительно признак крутизны аппарата.
После учинённого разноса у вас наверняка сложилось впечатление, что к «новым китайским» брэндам автор относится более чем прохладно. Отнюдь, стричь под одну гребёнку я бы не стал. К примеру, в сегодняшней группе есть аппарат не просто оборудованный слотами USB и SD/MMC, но и способный вести запись (в том числе и с аналогового источника) на эти носители. Интересная игрушка, согласитесь. И всего за 110 старых денежных единиц.
Но такой бонус потому и упомянут отдельно и заранее. Портрет же типичного одноклассника этого теста выглядит достаточно просто. Одна пара линейных выходов может быть и дополнена ещё чем-нибудь, но будем считать по умолчанию, что их именно одна пара, что, как выяснилось, тоже не лишено оптимизма. Линейный вход Aux, как выясняется, прижился даже среди наиболее доступных «голов», предполагаем, что он реализован гнездом Mini-jack на передней панели (сомневающиеся смогут увидеть его на фото). Понятно, что вход Aux в подавляющем большинстве случаев будет служить для подключения плееров, поэтому использование мелкокалиберного гнезда представляется вполне логичным. Конечно, никаких шин управления — «головы» этой ценовой категории не предназначены для работы в составе сложных систем. Диммера чаще всего нет, и этот факт принимаем за недостаток, без всяких скидок на «стартовый» ценовой диапазон. Объяснение простое: опция грошовая, а экономить на безопасности нехорошо. Характером звучания управляет тембр, для которого предусматривается от трёх до пяти заводских предустановок. Подразумеваем, что в секции CD-проигрывателя реализованы все три сервисные функции (включение диском, его выгрузка без включения аппарата и «спрятать диск»). Точно так же как само собой разумеющееся будем предполагать присутствие трёх дополнительных режимов воспроизведения: повтор, сканирование и воспроизведение в случайном порядке. Ну, конечно, кроме «несжатых» записей (CD-DA) дисковый проигрыватель должен воспроизводить записи двух ставших равно популярными компрессированных форматов: mp3 и WMA. Если тюнер снабжён декодером RDS, он обязан отрабатывать, в числе прочих, следующие функции: синхронизация часов по коду CT и отыскание станции по заданному коду PTY (этих кодов должно быть 29), иначе зачем было затевать эту высокотехнологичную приблуду?
Кажется, всё. Теперь посмотрим, какие головные устройства можно подобрать за «совсем смешные» деньги.
МЁД & ДЁГОТЬ
Соревнование за право стать призёром в этом тесте разыгралось в формате «молодые и зрелые». Посадите подростка и его папашу на велосипед с 21 скоростью, и малец к финишу оторвётся от родителя на 21 корпус. Дайте им по древней «Украине» или «ХВЗ», и поколение «Пепси» окажется в… хвосте — классической технологией, без наворотов, они владеют слабее.
Так и в car audio (и video). В части мультимедийных устройств продукции «молодых тигров» не раз удавалось обойти грандов индустрии, новые технологии они осваивали быстрее, пусть и не так глубоко. А когда дело дошло до классики, гранды не оставили молодёжи шансов на победу. Да, действительно, нетрудно заметить, что чем проще брэнд, тем больше шансов обнаружить на его аппарате новомодные примочки, типа SD и USB. Здесь аналогия продолжает работать. Но в главном, коренном содержании классического CD-ресивера, пусть и бюджетного, гранды остаются на лидирующих позициях. Наибольшее число баллов в сумме набрал Sony — аппарат получился почти без промахов, если не считать несколько странной характеристики фильтра сабвуфера. Это у нас сегодня «Лидер». Вторым финишировал JVC, он мог бы разделить лавры с победителем, если бы конструкторы его снабдили ставшим уже де-факто обязательным линейным входом. «Фаворит», получается. Panasonic — аппарат с солидным потенциалом и впечатляющим звучанием — тоже мог бы претендовать на пьедестал, если бы создатели оснастили его либо диммером, либо декодером RDS. Вердикт — «Рекомендация». Ещё одну «Рекомендацию» мы решили дать «Пионеру». На большее аппарат не смог формально претендовать в силу предельной (даже запредельной) простоты — давно мы не встречали головных устройств вообще без RCA-выходов. Но в рамках своего предназначения, для простейших систем «голова» — акустика», он выступает отменно, по звучанию весьма музыкальный.