текст: Пётр ХОХЛОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
ЗНАТЬ СВОЁ ДЕЛО
Разумный призыв, в своё время обезображенный рекламой посредственного пива, после изгнания одушевлённых предметов из пивных клипов вернул себе исконное значение.
В этом смысле, надо признать, имя для усилителя выбрано верно. Прототип, зальцбургский музыкант, к числу энциклопедистов не относился. Он умел делать, насколько доносит история, только одно. Но умел очень хорошо…
Что понимают под «усилителем мощности» в профессиональной или даже домашней технике? Некое устройство, которое поступающий на него сигнал «разгоняет» по напряжению и току, то есть по мощности, и никаких манипуляций с его спектром не производит, кроме, увы, неизбежных, связанных с небезграничной частотной полосой усилителя, небесконечным быстродействием и неабсолютной линейностью. И ненулевым уровнем внутренних шумов. Как ещё говорят, усилитель мощности — это устройство, модулирующее напряжение источника питания поступающим на его вход сигналом. Из всех регулировок в таком усилителе — только настройка чувствительности для оптимального согласования с источником по уровню. Всё. Знай своё дело и не разговаривай.
В наших усилителях мощности это тоже есть, но есть и многое другое: набор фильтров, басовый регулятор (фактически — «несимметричный» однополосный эквалайзер), а иной раз ещё и сабсоник, и регулятор фазы. То есть целая стайка дополнений, осуществляющих преобразование спектра сигнала. Нужны они? А то! Иначе зачем бы их делали? Можно ли без них обойтись? Тоже да и, по крайней мере, в двух ситуациях.
Первая. Вы — ортодоксальный аудиофил, вам нужен предельно короткий звуковой тракт, а всякие фильтры и бусты — это от лукавого. Мрак, тлен, ересь и коррупция. Что же, такое мнение имеет право на жизнь, но далеко уехать на нём применительно к car audio непросто. Хотя бывало, что уезжали очень далеко, как, например, европейские чемпионы по автозвуку в классе Pure Passive (они же — беспроцессорные системы).
Вторая ситуация, можно сказать, прямо противоположная. Мощный звуковой процессор со всеми необходимыми фильтрами и эквалайзерами уже входит в головное устройство. Таких много, и чем дальше — тем больше, а процессоры — тем лучше. Единственное, чего процессор не может — это усилить сигнал до той мощности, которая должна быть подана на акустику. Да не просто усилить, а постараться не напакостить по дороге. И тогда ему действительно нужен усилитель в том понимании, которое принято в профессиональной технике, в домашнем стерео высокого разбора и в домашнем театре очень высокого разбора (только там используются отдельные усилители мощности). Усилителей, естественно, может быть больше одного, но все они, в принципе, могут быть и одинаковыми, поскольку задача у них одна и та же: «разогнать» поступающий на них сигнал, не вмешиваясь в его форму и содержание.
Для работы в таких ситуациях и предназначен E.O.S. Mozart 1. По своему назначению это просто усилитель мощности, по устройству — тоже усилитель мощности, но не просто. Особенность его в том, что входной каскад построен на лампах. Зачем? Я отвечу высказыванием кого-то из известных деятелей хай-энда: «Если уж в звуковой тракт обязательно вводить транзисторы, то сделать это надо как можно позже». Вот здесь как раз тот случай. Не стану утверждать, что прямо в ламповом каскаде, но наверняка где-то рядом стоит пара регуляторов усиления (отдельно на каждый канал — так у правильных усилителей положено). Потенциометры, кстати говоря, инкрементального типа, так что, подсчитывая количество «кликов», можно при необходимости точно установить усиление в одном и другом канале. Умеете разливать «по булям»? Правда? Уважаю. А вот здесь «по булям» разливается усиление в каналах.
На колбе ламп через прозрачное окошко в корпусе видно обозначение: CV4010. Это малошумящие высокочастотные пентоды европейского производства (Mullard), предназначенные для усиления по напряжению. Думается, здесь они ещё проходят отбор по микрофонному эффекту, поскольку вибрации в автомобиле, сами понимаете, время от времени возникают.
Глядя на форму корпуса усилителя, вспоминаешь классику, вроде творений сэра Кристофера Рена. Дорогая вещь не должна выглядеть вычурно (если это, конечно, не мебель в стиле Людовика XIV). Внешний вид усилителя оживляет упомянутое окошко с видом на лампы, и лишним оно здесь и не кажется, и не является. Одну из торцевых панелей надо снимать для доступа к зажимным винтам сильноточки. Подобных манипуляций не требуется для второй крышки при настройке чувствительности, что логично: где установка, а где — настройка. Зажимы принимают в максимуме кабели диаметром до 7,5 мм («сила») и до 5 мм с небольшим (акустика). Пара предохранителей имеет редкий номинал 35 А. Есть лишь единственная деталь «вооружения», которая отличает Mozart 1 от усилителей мощности в изначальном смысле этого слова. Это пара линейных выходов. Их можно встретить и в домашних «мощниках», а уж в наших системах они никогда не бывают лишними.
Включаем. Окошко с лампами начинает освещаться красными светодиодами, примерно через полминуты подсветка сменяется на синюю «методом замещения», и усилитель готов к работе. Мы, конечно, погоняли его ещё с часик (время обеда оказалось очень кстати), и только потом начали прослушивание.
Предполагая некоторый пафос процесса и осознавая необычную концепцию аппарата, мы и включили его не так, как сделали бы с обычным усилителем. Мы предложили «Моцарту» занять в тракте место усилителя мощности недешёвого Bryston BD-60 (там такие золочёные скобки между предом и оконечником), источником поставили универсальный проигрыватель Denon DVD-2930, акустикой — напольники Monitor Audio Gold 20. Этой технике доверяют наши коллеги из журнала «Салон AV», а мы доверяем им, тем более что «перекрёстное опыление», когда они ходят слушать наше, а мы — их, происходит всё время, голоса компонентов суду известны. Акустические провода сделаны не просто на заказ, а по спецпроекту одного из наших специалистов, и отличаются, по нашему мнению, редкой нейтральностью по отношению к звуку. Тестовый материал — тот же, что и всегда, список дисков вы можете почерпнуть, скажем, из «ковра» №11 за теперь уже прошлый, 2007 год.
Вначале поставили межблочный кабель из бескислородной меди, который в большинстве случаев даёт мягкое тёплое звучание. Начинаем с бессмертной композиции «Money», Pink Floyd. Звон пересыпающихся монеток чуть затуманен, пронзительности ему недостаёт. Удар рабочего барабана немного не попадает в унисон с хай-хэтом, а когда бас-гитара Уотерса выходит на полную мощность, этот эффект становится заметнее. Если прибавить громкость совсем «от души», звучание баса становится немного расплывчатым. Теперь разрывы фейерверка с «Silence Technology Test Disc»: в идеале воспроизводится резкий лопающийся звук, как от рвущегося полотна. В данном случае разрывы чёткие, но не резкие. Церковный колокол (там же) звучит внушительно, но до конца не убеждает, создаваемые им воздушные фантомы показались слишком зыбкими. Приходится «шаманить» с кабелями. Выбираем сильнодействующее средство — серебряные межблочные кабели, «быстрые» и резкие, для многих усилителей — даже слишком. Как оказалось — в настройки попали. Разрывы фейерверка теперь сбалансированы куда лучше, резкость всё же не запредельная, но уже стала пугающей. Фантомы церковного колокола оформились и «повисли» между колонками. Монетки «обострились» и зазвенели, удар рабочего барабана стал синхронным с хай-хэтом. Голос Гилмора приобрёл характерную хрипотцу. Японские барабаны зазвучали как «в жизни», но вот контроль тягучих и громких риффов бас-гитары всё же восстановился не полностью. Ну, будем считать, что Mozart 1 и не задумывался как басовый усилитель. «Знать своё дело» начинается с осознания того, в чём оно. Своё дело «Моцарт» знает…
Максимальная мощность (14,4 В, к.н.и. = 1%, 8 Ом/4 Ом/2 Ом), Вт 84,5/156/264
Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 8 Ом/4 Ом/2 Ом), % 0,008/0,047/0,070
Входная чувствительность, В 0,26 — 9,7
Отношение сигнал/шум, дБА 99,5
Переходное затухание, дБ 68
Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 5,4 — 24100
Скорость нарастания сигнала на выходе, В/мкс 6,7
Ток холостого хода, А 1,1
Габариты, мм 351 х 269 х 55
Мощность и по документам производила впечатление серьёзной, поэтому мы к обычным значениям импеданса нагрузки добавили «аудиофильское» 8 Ом, аппарат должен «качнуть» и такую. И верно: получилось очень даже достаточно, а мощности на 4 Ом хватит для того, чтобы с любыми фронтами усилитель работал с хорошим запасом по перегрузке. Этот запас, как мы знаем, продлевает жизнь пищалкам, а при использовании дорогой акустики это немаловажно. В мостовом режиме (4 Ом) усилитель разовьёт мощность не менее 450 Вт, но по ряду причин для работы с сабвуфером стоит выбрать что-нибудь попроще. Технические характеристики поводов для критики не дают. Почти. Частотный диапазон оказался далеко не таким широким, как мы привыкли, концепция, значит, такая. Это поверху, с нижней границей вопросов и быть не может. При подключении нагрузки емкостного характера ток потребления возрастает на 7%, а на выходе появляются слабозатухающие колебания частоты 650 кГц. Относительная амплитуда колебаний всего 3%, что означает очень неплохой запас устойчивости. Графики зависимости искажений от выходной мощности на нагрузке 8, 4 и 2 Ом показывают: характер — обычный для усилителей с биполярными транзисторами на выходе, лампы в тракт внесли что-то своё, но этим «своим» точно не были дополнительные гармоники.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЧТО
Двухканальный усилитель
КТО
E.O.S. Mozart 1
ПОЧЕМ
26400 руб.
ЭТО — ПЛЮС
Хороший запас мощности
Достойные технические показатели
ЭТО — МИНУС
Минимум дополнительного «обвеса»
Ограниченный диапазон поверху
ОДНИМ СЛОВОМ…
Знает своё дело. Одно. Но хорошо