Юрий ЕВТУШЕНКО. Измерения: Андрей КРЫЛОВ
НЕСЛУЧАЙНЫЙ ВЫБОР
Для нас с вами не секрет, что компонентную акустику иной покупатель предпочтёт коаксиальной лишь потому, что «так положено». Трёхполосную акустику по этому принципу не покупают, в особенности если цена у неё больше (а порой и сильно больше) десяти тысяч.
CDT Audio CL-642 | Rainbow SLC 365 Kick | Focal Polyglass 165 VR3 | Diamond Audio D6.0mx3/D641a | Morel Elate 6 3-way | Dynaudio Esotec System 362
Тут получается одно из двух. Либо вы сами в теме, и тогда компоненты вашей системы, понятное дело, подбираете взвешенно и осознанно. Либо вы полагаетесь на опыт установщиков, подъезжаете в инсталляторскую фирму и… Тут, конечно, не обязательно быть экспертом, но кое-что понимать надо, иначе может статься, что акустику вам установят из категории «зависла на складе», а потом убедительно разъяснят, почему именно этот набор вам был нужен.
Наверное, среди читательской аудитории нашего журнала найдутся представители как первой, так и второй «прослойки» любителей автозвука. Правда, мы исходим из того, что тесты больше читают те, кто хочет в этой области основательно разобраться и ориентироваться без посторонней помощи. А потому, как обычно, стараемся без предвзятости разобраться с каждым участником, отмечая его сильные и слабые стороны. И хотя наши предпочтения нетрудно «расшифровать» по суммарному количеству баллов, набранных тем или иным участником, мы призывали и призываем численный итоговый показатель не рассматривать как единственный ориентир при выборе техники, а постараться составить собственное мнение по каждому «персонажу».
Поясню чуть более конкретно. Басовый потенциал акустики любого типа мы оцениваем по нижней границе частотного диапазона (а как иначе?). Естественно, если у мидбасовой (или басовой — применительно к трёхполосной системе) головки низкая полная добротность (0,55 и ниже), то нижняя частотная граница (по уровню -3 дБ) может оказаться весьма высокой, а оценка за басовый потенциал — низкой. Но если в оформлении (конкретно — в двери) резонансная частота динамика остаётся достаточно низкой, то будет воспроизводиться довольно низкий бас, и субъективно не всякому покажется, что басов мало по звуковому давлению. А если доверить работу с самым низким басом сабвуферу (акустика высокого разбора на самостоятельную работу, как правило, и не рассчитана), то для вас уже более значимым станет красивый рельеф верхнего баса, который как раз характерен для динамиков с низкой полной добротностью. Хотя, конечно, крайностей в любом случае лучше избегать, и если вам попадается головка с «фазоинверторной» добротностью (0,4 и ниже), то возможно, что и с помощью сабвуфера не удастся замаскировать недостаток верхнего баса в системе.
Или взять чувствительность — показатель вполне объективный и отражающий к.п.д. акустики, только выраженный в более привычных единицах. Но это для системы, имеющей ровную АЧХ. А теперь представьте себе, что частотная характеристика системы основательно приподнята в сторону верхов. При прослушивании музыки вы тем или иным способом (тембром, эквалайзером) будете опускать эту часть диапазона, то есть сожмёте ту часть спектра, где к.п.д. системы как раз максимален. А с практической точки зрения это равносильно понижению к.п.д. (чувствительности) системы в целом. Так что сравнение по чувствительности акустических систем с «кривыми» АЧХ не столь бесспорно, как хотелось бы.
Надо сказать, что при подготовке этого теста мы тоже сделали свой неслучайный выбор. Как по цене, так и по уровню инженерных решений больше половины участников достойны индивидуального разбирательства «на ковре». Но, с другой стороны, для каждой из фирм-производителей представленные сегодня модели не являются чем-то эксклюзивным, у каждой из них есть позиционируемые выше, либо данная модель входит в группу подобных (различающихся, скажем, размером мидбаса, как у Dynaudio), а значит, все они — персонажи группового теста.
Сегодняшний тест можно рассматривать как продолжение теста прошлого номера, героями которого были более доступные модели трёхполосок. Поэтому мы не будем повторно анализировать преимущества трёхполосной компонентной акустики перед более привычной двухполосной, а сразу же попытаемся ответить на вопрос: чем «эти» лучше «тех», иначе говоря, что вы получаете дополнительно, приобретая более дорогую акустику?
Ответ, возможно, кому-то покажется неожиданным: и очень много, и ничего. Очень много — потому хотя бы, что в этом ценовом секторе работают фирмы, а не «брэнды», соответственно, и отношение к собственным продуктам у них несколько иное. (Дискредитировавший себя брэнд почти незаметно исчезнет, тогда как фирмы этого себе позволить не могут.) Вы, вероятно, замечали, что в номинации «Конструкция» (полностью её надо читать как «Конструкция и исполнение») мы перестали выставлять семь баллов, да и девятки появляются всё реже. Причина проста — наверное, девять десятых от общего количества поступающей на рынок автомобильной акустики изготавливается с примерно одинаковым качеством. Ясно, в общем, один и тот же уровень технологии, сходные, если не одинаковые, детали — с чего им различаться по качеству? Что же касается сегодняшних одноклассников, то каждый из них имеет индивидуальность, да и качество исполнения большинства из них выступает из общего ряда. Когда вещь приятно взять в руки, это, согласитесь, чего-то стоит. Идём далее. Сравнительной статистики, наверное, никто не ведёт, но, думаю, никто и не станет спорить, что вероятность самопроизвольного суицида акустики, носящей «фамилию» Dynaudio или Focal, намного ниже, чем у очень похожей на них продукции, но продающейся в три-пять раз дешевле. Наконец, давно подмечено, что грамотные разработчики рассчитывают и на грамотного пользователя, а потому, как тенденция, более дорогостоящая акустика предусматривает и больше возможностей для её настройки под музыкальный вкус владельца и свойства салона.
Кстати, мы поступили очень дальновидно, когда с прошлого номера приняли решение публиковать в тестах трёхполосной акустики графики частотных характеристик каждого из компонентов по отдельности. Теперь, если в системе предусмотрены не совсем обычные настройки вроде изменения частоты среза или крутизны спада фильтра, мы их выносим на «сепаратные» частотные характеристики, а на суммарной АЧХ показываем только действие аттенюаторов (среднечастотника и твитера). При этом остальные настройки (если они есть) установлены в то положение, которое нам показалось оптимальным.
Но мы немного отвлеклись. Если помните, двумя абзацами выше было сказано: «или очень много, или ничего». Так теперь насчёт второго. Давно известно, что решений на все случаи жизни не известно. Применительно к акустике некоторые решения, хорошо себя зарекомендовавшие в определённых условиях, могут оказаться далеко не лучшими в иных. И, строго говоря, даже приобретая достаточно дорогую акустику, вы не застрахованы от того, что все применённые в ней решения окажутся оптимальными. Мало того, нельзя совсем исключать возможность того, что более доступная акустика в определённых условиях переиграет более дорогую. Тогда просто надо выяснить, в каких условиях данная система проявит себя наилучшим образом, и создать для неё эти условия.
И здесь мы призываем подготовленных читателей (а эта часть данного теста главным образом на них и рассчитана, другим будет непросто оседлать такую акустику) к правильному пониманию результатов инструментальных исследований. Так, например, ровная суммарная АЧХ у породистой акустики недоумений не вызывает, оставим за тривиальностью. А что означает неровная? Что акустика плоха? До определённой поры — не это, а всего лишь то, что для неё условия измерения не совпадают с расчётной схемой установки, ведомой разработчикам и, как правило, не доведенной до нашего сведения. А вот характеристики головок и штатных кроссоверов в этом смысле более информативны, они отражают врождённые качества компонентов. Здесь мы обнаружили немало интересного, иногда — предсказуемого, иногда — неожиданного. Сейчас к анализу и приступим, но прежде, как всегда — о некоторых умолчаниях, которые мы всегда практикуем при описании конструкции головок и кроссоверов.
Корпуса баса и среднечастотника считаем штампованными. Подвес резиновый, ширина его для среднечастотника 8,5 — 9 мм. Ширина подвеса басовых головок варьируется в широких пределах. Центрирующие шайбы плоские и с регулярным сечением гофров. Диаметр звуковой катушки 25 мм, среди среднечастотников с конусным диффузором отступления от этого правила и не было (у купольных везде сплошь отступления, но на то они и купольные). Нижняя шайба магнитной системы плоская, всё-таки по экстерьеру басовые головки куда ближе к мидбасам, чем к сабвуферам. Уплотнительного кольца спереди на ободе басового динамика, как правило, нет. Подводящие контакты рассчитаны на использование клемм-«лопаточек». Мембраны твитеров купольные, без каких-либо излишеств перед ними (кольцо или диск перед куполом — скорее излишество, нежели реально полезная деталь, если только она не служит для защиты мембраны). Так называемые «чашки» для заглублённой установки пищалок входят в монтажный комплект всегда, потому мы будем говорить лишь о дополнительных установочных аксессуарах. При описании кроссовера мы по умолчанию считаем катушки «воздушными», а конденсаторы электролитическими. Да, чуть не забыл. В пределах сегодняшнего теста принимаем калибр басовых головок равным 6,5 дюйма, диаметр среднечастотников — 4 дюймам. Исключения, впрочем, будут и здесь, акустика «осознанного выбора» делается не по шаблону…
МЁД & ДЁГОТЬ
Личность победителя диспутов не вызвала — Dynaudio. Акустика, похоже, действительно, вечная, и тест показывает почему. Из брэндов, в той или иной степени подверженных эволюции, вперёд уверенно вырвался Focal. Комплект обновлённой «стеклянной» серии, пожалуй, единственный, не уступивший победителю в качестве звучания. В чём уступил? В басовых возможностях, что естественно, учитывая размеры басовой головки победителя. А если принять во внимание, что комплект Focal + сабвуфер встанет дешевле, чем Dynaudio, то, как говорится, возможны варианты. Но то, что Focal — «Фаворит», без вариантов. В отношении рекомендованного компонента мнения разделились между Diamond Audio и CDT. К обоим есть вопросы, связанные не с недочётами, а с особенностями сложной многополосной акустики. Постановили: Diamond (этой модели) даёт больше возможностей, чем CDT (тоже этой, конкретной), а значит, получает нашу «Рекомендацию».