Диффузородержатели басовой и среднечастотной головок имеют традиционную для изделий CDT форму. У баса корзина довольно звонкая, корпус среднечастотника заглушён очень неплохо (это, кстати, довольно типичная ситуация, вытекающая из геометрических пропорций корпусов). У басового динамика диффузор из целлюлозы с водостойким покрытием наружной стороны, тогда как материалом для диффузора среднечастотника послужил полипропилен. В центре того и другого — одинаковые по форме полусферические колпачки диаметром 39 и 33 мм соответственно. Ширина подвеса диффузора басового динамика 13 мм, на внешнем ободе корпуса имеет место средневысокое уплотнительное кольцо из пористой резины. Магнит габаритами 91 х 15 мм скрыт резиновым чехлом. Диаметр звуковой катушки увеличен до 31 мм. У среднечастотника магнит тоже солидный (по меркам «серединок», конечно), его габариты 69 х 15 мм. Жёсткое высокое уплотнительной кольцо может оказаться к месту, если это будет штатное место салона, а комплектные рамки решётки (как и у басового динамика) монтируются снизу. От подводящих контактов к звуковой катушке провода проложены по второму способу, отличие лишь в том, что у баса они дополнительно зафиксированы снаружи на конусе, а у среднечастотника провода подходят сразу на каркас звуковой катушки. Диаметр шёлковой мембраны пищалки 27 мм. В состав монтажных принадлежностей входят две пары подставок под корпуса пищалок — для установки перпендикулярно к монтажной поверхности и с разворотом оси на 15 градусов. Одна из трёх катушек кроссовера намотана на железном сердечнике, и один из четырёх конденсаторов — полиэфирный. Если просто дать формулу кроссовера I + (I + 0) + IV(E), то это всё равно что не сказать ничего. Дело в том, что твитер включён через эллиптический фильтр (он же фильтр Кауэра, названный так в честь изобретателя, не поладившего в Берлине с Советской Армией, о чём я сам узнал из прошлого номера «А3»). А бас со среднечастотником включены даже не через, а в состав последовательного фильтра, осложнённого отводами от катушки, с помощью которых (а не привычными резюками) и осуществляется аттенюация СЧ-излучателя (+3/0/-3 дБ). При этом поверху среднечастотник работает без фильтрации, на собственном спаде АЧХ. Второй переключатель управляет аттенюацией твитера (+3/0/-3 дБ), там уже — резюки. Ну, специалисты CDT в конструировании фильтров издавна идут непроторенным путём.
Прослушивание начинаем с ударной установки — мы всегда привлекаем эту запись, когда надо определиться с аттенюаторами. С твитером все относительно просто: только в верхнем положении аттенюатора тарелки играют сбалансированно и музыкально. Если аттенюатор среднечастотника тоже установить на максимум, то рабочие барабаны становятся чересчур напористыми, а если перевести переключатель на ноль, пыл барабанов приходит в норму, но тарелки и хай-хэт кажутся уменьшенными в масштабе. Тут уже вопрос вкуса, и мы выбрали средний уровень («0 дБ») аттенюатора. Мужской вокал собран и спокоен, сибилянты естественны, хотя и слегка подчёркнуты. Гитарный бас имеет красивый рельеф, но атака струны не всегда стабильна. Женский вокал довольно музыкален, хотя порой кажется немного упрощённым. В звучании скрипок много «тела», но полёт смычков ощущается не всегда.
КТО
CDT Audio CL-642
ПОЧЕМ
10400 руб.
ЭТО — ПЛЮС
Аттенюатор СЧ-динамика
Сравнительно высокая чувствительность
Широкая дисперсия до 8 кГц
ЭТО — МИНУС
Ограниченный басовый потенциал
ОДНИМ СЛОВОМ…
Акустика, с которой интересно
РЕЙТИНГ
Конструкция 8
Частотная характеристика 8
Чувствительность 9
Басовый потенциал 7
Звук 8
Итог 40
Параметры Тиля — Смолла | |||
НЧ | СЧ | ВЧ | |
Частота собств. резонанса Fs, Гц | 59,9 | 88,5 | 2700 |
Эквивалентный объём Vas, л | 14,4 | 3,19 | — |
Полная добротность Qts | 0,466 | 0,599 | — |
- RMS-мощность (по данным изготовителя), Вт 230
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 83 — 22000
- Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 89,5
- Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 0,967
- Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 2,22
В объёме двери басы выйдут на добротность 0,55, а нижняя частотная граница составит 96 Гц или 80 Гц в салоне. Оптимальный ЗЯ имеет «неудобный» объём 10,5 л, но мы его для порядка указываем. С этим ящиком можно выиграть по частоте 2,5 Гц в «чистом поле» и одновременно проиграть 3 Гц в салоне (при низкой полной добротности салон даёт больший выигрыш). Объём минимального ЗЯ 4,5 л: при добротности 0,92 частотная граница выйдёт на рубеж 100 Гц. Среднечастотник в объёме 2,5 л будет иметь добротность 0,904 и частоту резонанса 133 Гц. Минимальный ящик берём из соображений физической реализуемости: в объёме 0,75 л эксцесс составит 3 дБ на частоте 245 Гц, и при имеющейся характеристике штатного фильтра ВЧ лучше всего ориентироваться на объём 1 л или около того.
Расчёты дали не самое высокое значение силового фактора для басового динамика: 5,2 Тл м. Впрочем, подвижная система (11,7 г) тоже относительно лёгкая, отсюда и неплохая чувствительность головки (89,7 дБ/Вт), заложившая основу для достойной чувствительности системы в целом. Уровень нелинейных искажений как на верхнем басе, так и на средних частотах, по крайней мере, не даёт поводов для придирок. На частотной характеристике компонентов системы бросается в глаза очень крутой спад (где-то 60 дБ/окт.) фильтра ВЧ твитера, обеспеченный схемой герра Кауэра. Возможно, больше внимания следовало бы уделить фильтрации среднечастотника — фактически верхняя граница его полосы обусловлена лишь свойствами самого динамика (масса подвижной системы 4,14 г). Полоса НЧ-динамика ограничена, по нашим меркам, на редкость низко (частота среза 330 Гц), а потому в выборе места его установки свободы больше, чем обычно, особенно затягивать на себя голос он не будет. Не должен, во всяком случае, даже с учётом того, что полоса совместной работы НЧ и СЧ из-за применённого разделительного фильтра получается довольно широкой. Суммарная АЧХ имеет довольно ровный характер, если выбрать верхнее положение обоих аттенюаторов. До частоты 8 — 9 кГц сохраняется ровная дисперсия системы, поэтому только твитер надо стремиться ориентировать по оси.
Бесплатный совет: 1) бас можно устанавливать «неоптимальным» образом; 2) пищалки желательно ориентировать «в лицо».
Трёхполосная компонентная акустика | CDT Audio CL-642 | Rainbow SLC 365 Kick | Focal Polyglass 165 VR3 | Diamond Audio D6.0mx3/D641a | Morel Elate 6 3-way | Dynaudio Esotec System 362