Интересно получается: в тестах акустики с этим именем не было с начала столетия, да что там — с начала тысячелетия. Много ли изменений претерпела за это время конструкция — вопрос отдельный, но нам нынче всё в новинку. Трёхполосный комплект оснащается басовыми головками двух калибров: либо MW 162, и тогда всё вместе называется System 342, либо, как в нашем случае, MW 172. Существует ещё самая крупная и самая басовитая головка MW 182, но это — вообще, и так, как только мы получили комплект со 172-миллиметровыми головками (их калибр в дюймовой системе соответствовал бы 7,5), сразу стали подыскивать подходящий материал для переходных колец и заядло из него пилить упомянутое. По конструкции головки сходны с «Морелями» (на то есть объективные причины, о которых всем известно). Вот только литые корпуса Dynaudio не просто глухие, а глухие каменно. Совсем и навсегда. Материал диффузора — полимер с содержанием магния и кремния (MSP). Понятно, центральный колпачок (72 мм) изготовлен заодно с диффузором. Диаметр звуковой катушки — те же 75 мм, неодимовый магнит находится внутри. Ширина подвеса 10 мм. Рамка решётки замечательно ложится на обод корпуса. Осевое отверстие диаметром 31 мм закрыто кружком из травлёного поролона — в данном случае он выполняет почти исключительно функции фильтра. Центрирующая шайба с прогрессивным сечением гофров. Провода к звуковой катушке проложены по второму способу, но сам стык скрыт под центрирующей шайбой. Купольная «серединка» крупнее, чем все, что нам попадались прежде. Литой алюминиевый корпус полностью замкнут. Защитная сетка прижата фланцем из пластика, а тот приклеен к корпусу. Но по оценке диаметр тканого купола примерно 76 мм, соответственно, и звуковая катушка должна быть трёхдюймовой. Диаметр мягкой мембраны твитера 30 мм. Её корпус предназначен для заглублённой установки, и иных вариантов монтажа не предусмотрено. Внутри крупного корпуса кроссовера три катушки (не просто «бессердечные», но и бескаркасные) и три конденсатора, два из которых полипропиленовые. Формула кроссовера такая: I/Zobel + (I + I) + II — конструкторы Dynaudio традиционно предпочитают фильтры 1-го порядка, но твитер они всё же решили подстраховать от «дурных» перегрузок. Здесь же задействован и варистор. Выбор уровня среднечастотника и пищалки (+2/0/-2 дБ) осуществляется за счёт двух пар дополнительных клемм.
Ударную атаку барабанов мы нашли не слишком уверенной. Тарелки рассыпчатые, в меру звонкие. Точнее говоря, по автозвуковым меркам звонкости им недостаёт даже в верхнем положении аттенюатора — такое звучание я рискнул бы назвать «домашним». Аттенюатор мидрейнджа поначалу был установлен в среднее положение, и показалось, что рояль чего-то недоговаривает. После того как перевели его в положение «+2», инструмент зазвучал более естественно, хотя общий строй его остался не совсем привычным. Мужские голоса на редкость хорошо наполнены, самые низкие ноты воспроизводятся целиком. Шипящие слегка подчёркнуты, но при этом довольно естественны. Высокие нотки женского вокала порой выдвигаются вперёд, но в целом голоса довольно ровные, мы привыкли к более яркой их подаче. Если одним словом охарактеризовать трактовку вокала (особенно мужского), я бы выбрал слово «свободная». Контрабас, пожалуй, даже непривычно свободен, обычная «наша» акустика отрабатывает бас в меньшем объёме.
КТО
Dynaudio Esotec System 362
ПОЧЕМ
31500 руб.
ЭТО — ПЛЮС
Повышенный резерв мощности
Все головки хорошо согласованы
Ровная дисперсия излучения
Низкие нелинейные искажения во всём диапазоне
ЭТО — МИНУС
Существенных недостатков не обнаружено
ОДНИМ СЛОВОМ…
… вы верите в вечные ценности?
РЕЙТИНГ
Конструкция 9
Частотная характеристика 9
Чувствительность 8
Басовый потенциал 8
Звук 9
Итог 43
Параметры Тиля — Смолла | |||
НЧ | СЧ | ВЧ | |
Частота собств. резонанса Fs, Гц | 48,0 | 516 | 1280 |
Эквивалентный объём Vas, л | 24,3 | — | — |
Полная добротность Qts | 0,494 | 1,057 | — |
- Длительная мощность, стандарт IEC (по данным изготовителя), Вт 200
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 61 — 22000
- Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 90
- Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 0,725
- Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 1,03
В объёме двери получим аудиофильскую полную добротность 0,64 и нижнюю граничную частоту (в свободном поле) 69 Гц. С учётом акустики салона выходит почти горизонтальная прямая до инфразвуковых частот (10 Гц по уровню -3 дБ), проходящая на 1 дБ ниже оси. Форма АЧХ мало меняется при изменении объёма от 22 до 45 л — то есть басы MW 172 одинаково ведут себя в любой двери, от «Оки» до «Майбаха». Если не жалко испортить бас, можете взять ЗЯ: минимальный объём ящика 7,3 л (100 Гц при добротности 0,99). Но вообще-то жалко, так что не берите…
Измеренное значение к.н.и. на басах ниже, чем у остальных участников, что, впрочем, закономерно при увеличенной площади диффузора и выверенной за три десятилетия конструкции привода. На средних частотах искажения тоже достаточно низкие. Расчётное значение силового фактора (5,5 Тл м) не низкое, но и явно не рекордное. Масса подвижной системы (19,7 г) с учётом почти 8-дюймового калибра головки примерно средняя. Но площадь диффузора ровно на треть (33%) больше, чем у среднестатистической «шестёрки», а потому и чувствительность мидбаса по меньшей мере не ниже средней. Известная мудрость гласит, что фильтры 1-го порядка идут только к головкам хорошего качества, вот здесь, похоже, как раз такой случай. На графике «частных» АЧХ посмотрите на спад характеристики среднечастотника от 5 кГц и выше. Конечно, это не фильтр обеспечивает крутизну 18 дБ/окт., просто такова АЧХ этой головки. Естественно, горб с центром на частоте 3,5 кГц даст о себе знать, да и наложение двух полос несколько избыточное, но все головки неплохо согласованы по уровню. По другому краю полосы среднечастотника частота среза примерно 1 кГц, что, как и положено, на октаву выше частоты резонанса головки. Соседний фильтр НЧ создаёт правильный «разнос» полос, его частота среза 800 Гц. На суммарной АЧХ виден результат: практически идеальное сопряжение низа и середины и сложного происхождения горб на частотах от 3 до 6 кГц. Впрочем, если аттенюаторами задать средний уровень СЧ-головки (0 дБ) и верхний уровень пищалки (+2 дБ), двойная неравномерность не превысит 6 дБ, или, более конкретно, +4,5/-1,5 дБ. Под углом к оси система сохраняет ровную дисперсию излучения примерно до 12,5 кГц. Дальше начинает сильно сказываться направленность твитера, так что его желательно ориентировать «в лоб». А разворот среднечастотника поможет справиться с вышеозначенным горбом на границе полос.
Бесплатный совет: 1) не отдаляйте СЧ и ВЧ-головки друг от друга; 2) твитер лучше ориентировать «в лоб», а «серединку» можно немного развернуть.
Трёхполосная компонентная акустика | CDT Audio CL-642 | Rainbow SLC 365 Kick | Focal Polyglass 165 VR3 | Diamond Audio D6.0mx3/D641a | Morel Elate 6 3-way | Dynaudio Esotec System 362