Акустика Morel сохраняет стопроцентную узнаваемость уже не годами — десятилетиями. Главная особенность мидбаса (в данном комплекте он работает как бас) — обращённая конструкция магнитной системы: композитный магнит, включающий в себя неодимовые и ферритовые «детали», помещён внутрь звуковой катушки диаметром 75 мм. Дивидендов такая конструкция приносит много, среди них — увеличенная допустимая мощность, а также минимизация потоков рассеивания и, соответственно, повышенная эффективность использования магнита. Корпус литой и глухой. Материал диффузора обозначен как Damped Polymer Composite — по сути, тот же полипропилен с увеличенным благодаря присутствию добавок демпфированием (вязкостью). Центральный колпачок (72 мм) изготовлен заодно с диффузором. Рамка вместе с защитной решёткой представляют собой единую литую деталь характерной звёздчатой формы. Ширина подвеса всего 8 мм. Осевое отверстие диаметром 31 мм закрыто не слишком плотным поролоном — судя по всему, акустическое сопротивление его невелико. В центрирующей шайбе — прогрессивная форма сечения гофров. Провода идут к катушке по второму способу — они закреплены на изолирующей плёнке алюминиевого каркаса катушки. Среднечастотник купольный, тканый материал мембраны (58 мм) носит фирменное обозначение Acuflex. Внутри 54-миллиметровой звуковой катушки находится неодимовый магнит. Пластиковый корпус полузамкнутый — его осевое отверстие закрыто «таблеткой» акустического сопротивления (C.A.R.) из фетра. Защитная сетка держится притяжением магнита, как у многих пищалок. Контактные провода (тоже как у пищалок) выведены из корпуса, правда здесь они заканчиваются «лопаточками». Диаметр шёлковой мембраны твитера 26 мм, перед ней установлена защита, которая на характеристики направленности влиять не должна. Корпус пищалки снабжён коротким рупором, а его продолжением служит овальный рупор монтажной «чашки». Есть ещё подставки для монтажа пищалки на поверхность с разворотом оси на 20/45 градусов либо тоже на поверхность, но уже вместе с «чашкой» — разворот оси 40 градусов. Внутри литого корпуса кроссовера три катушки (одна на железном сердечнике) и пять конденсаторов, два из которых плёночные. Расшифровка формулы кроссовера такая: II/Zobel + (I + II) + II. Крутизну двух верхних фильтров (независимо, конечно) можно понизить с 12 до 6 дБ/окт. Для СЧ и ВЧ-головок предусмотрены аттенюаторы (джамперы): +2/0/-2 дБ. Есть возможность би-ампинга.
И опять прослушивание начинаем с ударной установки. Рабочие барабаны как будто убрали в глубину сцены, а тарелки, напротив, вынесли вперёд, но весь ударный комплект, как это ни удивительно, оказался не увеличенным, а уменьшенным в масштабе. Восстанавливаем справедливость, переводим аттенюатор твитера в нижнее положение, а соответствующий джампер среднечастотника, наоборот, в позицию «+2». Так гораздо интереснее, но всё равно рабочие барабаны не дотягивают до своих привычных масштабов. Хотя, надо признать, ударная динамика у них отменная. Мужской вокал звучит не совсем привычно, как будто запись сделана в другой студии, а то и на открытой площадке. Рояль по ощущениям как будто разделился на две части — басовую и среднечастотную. Баса ощутимо недостаёт, контрабас теряется в глубине сцены. Скрипкам не хватает материальности, но звучание их музыкальное и заводное.
КТО
Morel Elate 6 3-way
ПОЧЕМ
27280 руб.
ЭТО — ПЛЮС
Высокий резерв мощности
Ровная дисперсия излучения
ЭТО — МИНУС
Несколько повышенные искажения
Неидеальные характеристики фильтра НЧ
Неоптимальная работа в двери
ОДНИМ СЛОВОМ…
Акустика для грамотных установщиков
РЕЙТИНГ
Конструкция 9
Частотная характеристика 7
Чувствительность 8
Басовый потенциал 6
Звук 8
Итог 38
Параметры Тиля — Смолла | |||
НЧ | СЧ | ВЧ | |
Частота собств. резонанса Fs, Гц | 61,8 | 737 | 1790 |
Эквивалентный объём Vas, л | 9,10 | — | — |
Полная добротность Qts | 0,387 | 0,961 | — |
- Максимальная кратковременная/номинальная мощность, Вт 1300/300
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 110 — 22000
- Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 87,5
- Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 1,33
- Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 2,65
При монтаже в объём двери, согласно расчётам, полная добротность басового динамика составит 0,43, при нижней частотной границе — 127 Гц. То есть дверная инсталляция для баса Morel не оптимальна. Оптимальным объёмом по расчёту является ящик (точнее, ящичек) объёмом 2,7 л: нижняя частотная граница составит 112 Гц, но и это не так низко, как хотелось бы. Что же касается СЧ-динамика, то при монтаже «в тело» его резонансная частота должна чуть понизиться, что благоприятно скажется на общей характеристике системы.
Максимальную кратковременную и номинальную мощность мы получили сложением соответствующих показателей для НЧ и СЧ-головки.
Нелинейные искажения на басах и на средних частотах хотя и не самые высокие, но всё же выше, чем хотелось бы. По конструкции магнитной системы басовую головку нам не с чем (пока) сравнивать, но подсказанное расчётами значение силового фактора (6,5 Тл м) оказалось наивысшим в группе. Подвижная система, в общем, тоже не из лёгких (14,8 г), и предсказанная чувствительность мидбаса должна быть не самой низкой (88,5 дБ). Правда, бас в трёхполосной системе имеет лишь один голос из трёх. А на графике частных АЧХ хорошо видно, что голос среднечастотника заметно тише, чем у остальных участников «трио». К тому же басовый динамик фильтруется уж очень низко, частота среза немного выше 200 Гц, тогда как нижняя граница полосы среднечастотника 700 Гц (что даже чуть ниже частоты резонанса). Оставшиеся без малого две октавы заполнить нечем, и на суммарной АЧХ мы видим провал на этих частотах. Похоже, что разработчики рассчитывали на би-ампинг таким образом, что басовый динамик включается в обход кроссовера с активным фильтром, настроенным, скажем, на 600 — 700 Гц. Если опять вернуться к графику частотных характеристик по полосам, можно заметить, что фильтр ВЧ 1-го порядка даёт недостаточное подавление на частоте резонанса пищалки, что потенциально ведёт к росту нелинейных искажений. Характеристика фильтра НЧ 1-го порядка отличается не столь разительно, но для дальнейшей работы мы выбрали 12 дБ/окт. для того и другого фильтра. Минимальная неравномерность суммарной АЧХ достигается, когда аттенюаторы СЧ и ВЧ-цепей установлены на +2 и -2 дБ соответственно.
Бесплатный совет: НЧ-динамик лучше подключить к отдельному усилителю через активный фильтр на 600 — 700 Гц.
Трёхполосная компонентная акустика | CDT Audio CL-642 | Rainbow SLC 365 Kick | Focal Polyglass 165 VR3 | Diamond Audio D6.0mx3/D641a | Morel Elate 6 3-way | Dynaudio Esotec System 362