В материалах диффузоров баса и среднечастотника Rainbow тоже есть кое-какие различия. Основной материал — целлюлоза. И там и там. Но в том, из чего сделана басовая головка, ощущается синтетическое связующее, к тому же снаружи диффузор покрыт силиконовым составом, а состав материала среднечастотника более традиционный, хотя тоже с покрытием с внешней стороны. Корзина басового динамика среднезвонкая, у среднечастотника она заглушена должным образом. Центральные колпачки плоские, у НЧ-динамика его диаметр 46 мм, у СЧ-головки 38 мм. Подвес узкий и там и там — 9 и 7,5 мм соответственно. Магнит у басовика не самый крупный, его габариты 84 х 15 мм. Диаметр осевого отверстия 7,5 мм, а роль его в вентиляции «подкапотного пространства» не главная, если отверстие перекрыть, параметры головки почти не меняются, поскольку вентиляцию и отвод тепла от звуковой катушки берут на себя четыре группы овальных отверстий в корпусе, по типу тех, что делаются в сабвуферах. Контактные зажимы винтового типа (только у басовика), конструктивно схожие с теми, что повсеместно применяют в кроссоверах. Габариты магнита среднечастотника 69 х 10 мм, снаружи он закрыт резиновым чехлом. На ободе корпуса есть высокое жёсткое уплотнительное кольцо, в каких случаях оно может пригодиться — вы знаете. Рамки решёток той и другой головки монтируются снизу. Провода от клеммных контактов (или зажимов) идут по второму способу, лишь дополнительно зафиксированы на внешней стороне конуса диффузора. У пищалки плоская конструкция, диаметр её шёлковой мембраны 25 мм. В состав монтажного комплекта входят подставки для установки головок на поверхность с разворотом оси излучения на 25 градусов. Из четырёх катушек кроссовера одна, самая крупная, намотана на железном сердечнике, а ещё две снабжены сердечниками из феррита. Конденсаторов пять, два из них с полиэфирным диэлектриком. С электрической точки зрения, впрочем, конденсаторов четыре (два включены параллельно), и формула кроссовера имеет по-немецки причёсанный вид: II + (II + II) + II. Аттенюация твитера достигается перестановкой клеммы в одно из трёх положений: A/B/C. Твитер от перегрузки защищают одновременно галогенная лампа и варистор, поскольку у них разные характеристики, вероятно, такой приём имеет смысл.
С выбором положения единственного аттенюатора трудностей не возникло: в нашем варианте установки (как, наверное, и в большинстве реальных инсталляций) клемму надо оставить в положении A, в противном случае тарелки теряют музыкальность. Тарелки, надо сказать, в любом разе звучат жестковато, а бубен даже узнаётся не сразу. Мужской вокал нам показался слегка схематичным, как будто у певцов завелись секреты от слушателей. Женским голосам слегка не хватало музыкальности, однако надо признать, что сибилянты у вокалисток чётко оформленные и довольно естественные. Звучанию контрабаса недостаёт глубины, но структура басовой партии выдержана аккуратно, и её не приходится мысленно «дорисовывать». Скрипки избыточно материальны, что, впрочем, не мешает им проявлять некоторую нервозность. Рояль мы нашли скучноватым, но чётко очерченным в пространстве звуковой сцены.
КТО
Rainbow SLC 365 Kick
ПОЧЕМ
13680 руб.
ЭТО — ПЛЮС
Ровная дисперсия излучения
ЭТО — МИНУС
Неидеальные характеристики фильтров
Ограниченные басовые возможности
Повышенные искажения на верхнем басе
ОДНИМ СЛОВОМ…
Ещё одна типично инсталляторская акустика
РЕЙТИНГ
Конструкция 8
Частотная характеристика 7
Чувствительность 8
Басовый потенциал 7
Звук 8
Итог 38
Параметры Тиля — Смолла | |||
НЧ | СЧ | ВЧ | |
Частота собств. резонанса Fs, Гц | 63,0 | 85,0 | 1590 |
Эквивалентный объём Vas, л | 14,5 | 2,29 | — |
Полная добротность Qts | 0,484 | 0,697 | — |
- Максимальная/номинальная мощность (по данным изготовителя), Вт 150/100
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 88 — 21000
- Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 89
- Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 1,13
- Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 3,30
В результате монтажа басовых головок в дверь вы получите полную добротность 0,58 при нижней частотной границе 96 Гц «на воле» или 82 Гц в салоне. В оптимальном ЗЯ можно отыграть 3 Гц «на улице» и проиграть 2 Гц в салоне, так что оптимумом в данном случае является именно дверь. Объём минимального ЗЯ (по граничной частоте) 5,5 л, полная добротность при этом составит 0,89. Среднечастотник по своим характеристикам — довольно басовитый четырёхдюймовый мидбас. В объёме 2,5 л его частота резонанса составит 118 Гц, а нижняя граница — 94 Гц при полной добротности 0,96. Практически объём ЗЯ можно брать любой, в частности, в объёме 0,75 л вы получите добротность 1,34 и максимальный эксцесс 3,2 дБ на частоте 200 Гц или 1,1 дБ на 400 Гц. При использовании имеющегося фильтра это вполне допустимо.
Расчётное значение силового фактора (5,5 Тл м) даже немного выше, чем у предыдущего участника (диаметр звуковой катушки здесь самый обычный), а подвижная система ещё легче (11,2 г), и чувствительность мидбаса даже несколько выше 90 дБ. Забегая немного вперёд, отмечу, что среднечастотник и твитер по своей чувствительности не полностью соответствуют высокой энергетике басовика. Уровень нелинейных искажений на средних частотах не выходит за пределы нормы. Искажения на верхнем басе выше, чем у остальных «коллег», судя по форме осциллограммы, ответственность за этот факт можно возложить на узкий подвес диффузора. Теперь смотрите, как сочетаются полосы излучателей. Полоса басового динамика обрезается поверху слишком поздно, а среднечастотника, напротив — слишком рано, в итоге вся полоса СЧ задвинута в пределы ответственности басовика. А там где надо (от 2 кГц и до начала работы твитера, это 4 кГц) работать некому, отсюда — неустранимый (нам не удалось, как ни старались) провал на суммарной АЧХ от 1,8 до 4 кГц. Слишком высокая добротность твитера (возможно, как результат компактного корпуса) явилась причиной появления горба на частотах 5 — 7 кГц. В общем, на АЧХ компонентов и их суммы по оси излучения мы смотрели не без недоумения. Недоумение исчезло, как только акустику развернули под углом. Вот он, секрет Rainbow. Под углом 50 градусов АЧХ просто чудо, с редкостно ровной дисперсией излучения до частоты почти 13 кГц, и это значит, что за счёт подбора углов установки можно корректировать тембр звучания в нужную сторону.
Бесплатный совет: или играем углами, или — на поканалку.
Трёхполосная компонентная акустика | CDT Audio CL-642 | Rainbow SLC 365 Kick | Focal Polyglass 165 VR3 | Diamond Audio D6.0mx3/D641a | Morel Elate 6 3-way | Dynaudio Esotec System 362