текст: Пётр ХОХЛОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
НЕ УДИВЛЯТЬСЯ!
Раньше надо было удивляться, когда чисто акустическая (дотоле) фирма Hertz взялась за усилители.
А нам и подавно удивляться не пристало, потому как совсем недавно (№10/2007) моноблок HP1D участвовал в «Ринге». И дизайн у него был такой же, поскольку и тот, и этот аппараты относятся к одной серии. Так что без охов и ахов начинаем работу.
Про форму и отделку корпуса можно было бы не говорить ничего, всё видно на фотографии, но удержаться нелегко, новое (после очень длительной паузы) поколение усилителей Hertz, на мой взгляд, безусловное достижение в эстетике и эргономике одновременно. Взять хотя бы торцевую защиту соединений, она явно придумана людьми, знакомыми с трудовыми буднями инсталляторов не из журналов.
Если у вас под рукой тот материал про одноканальный H1D (хотя бы и в виртуальной форме), можете убедиться: у четырёхканального аппарата в точности те же габариты. Скажу больше: двухканальный HP2 помещён точно в такой же корпус. Итальянцы (не все, а те, у кого действующая запись в трудовой книжке гласит: «Место работы — Elettromedia») привычной практике нарезания из алюминиевого профиля кусков нужной длины, сообразно мощности и канальности, предпочитают другой подход: корпус — один и тот же, а начинки туда заливают сколько нужно и можно. Итальянцам свойственно чувство стиля, а когда в инсталляции задействовано два-три внешне одинаковых усилителя разного функционала, это, согласитесь, сильный ход.
На виде сверху один усилитель от другого той же серии внимательный наблюдатель сможет отличить по набору регуляторов под крышкой из дымчатого оргстекла. (Невнимательный просто прочтёт обозначение модели на красном шильдике. Это легче, но не так профессионально.)
Суммарный номинал четырёх предохранителей (120 А) настраивает на серьёзный лад, если не забывать: это не басовый моноблок, а четырёхканальный аппарат широкого спектра применения. Силовые зажимы рассчитаны на кабель диаметром до 8,5 мм, все прочие — до 4,5 мм. Из перечня «вооружения», которое ещё не стало нормой — входы уровня громкоговорителей. Разумеется, они предусмотрены здесь не для того, чтобы подключить аппарат такого замеса к грошовой «магнитоле с диском», а на случай апгрейда штатной аудиосистемы, когда родная «голова» настолько основательно имплантирована в электронику авто, что её менять нежелательно или невозможно. Пара линейных выходов — деталь весьма ходовая у двухканальных усилителей, но и в «четвёрке» она лишней не будет.
Вот здесь надо ненадолго, но аккуратно задержаться. Дело в том, что упомянутые функции по отдельности и без подробностей — всего лишь рядовые бонусы оснащения типичного усилителя. Взятые вместе, в НР4 они приобретают право именоваться «средством межкультурных коммуникаций». Входы уровня громкоговорителей, кстати, оформленные в виде разъёма, с помощью которого можно вывести сигнал со штатной головы заранее, и только потом, на этапе установки усилителя, подключиться к нему, выполняют и функцию включения усилителя по обнаружению сигнала на входе, ведь выхода remote у штатной «головы» тоже нет. А на линейных выходах появляется нормальный, однополярный сигнал линейного уровня, то есть после первого усилителя НР система разговаривает на привычном RCA-диалекте.
Как и многие аппараты с таким числом каналов, усилитель может работать в четырёхканальном режиме и с двумя входами. Скажем, на сабвуфер и фронт. Есть и другой вариант — подключение фронтов би-ампингом, но только в этом разе придётся использовать внешние фильтры, поскольку родные фильтры HP4 имеют, согласно документам, диапазон перестройки от 40 до 150 Гц. То есть для сабвуфера и всевозможных фронтов они подойдут, а дальше — ни-ни. Кстати, в каждой паре каналов полный набор фильтров, а значит, усилитель с равным успехом будет действовать в трёх вариантах применения: Фронт/Тыл, Фронт/Сабвуфер, Сабвуфер/Сабвуфер. Каждая пара каналов может работать мостом с одним входом (используется вход L), и это окажется особенно кстати для третьего варианта из перечисленных выше.
Расположенный рядом с органами настройки дисплей на синих светодиодных матрицах выглядит шикарно, но и он означает больше, чем выглядит: выводимые на табло напряжения питания либо температура корпуса (по Цельсию или для солидности — по Фаренгейту) — лишь часть информации, обрабатываемой микропроцессорной системой защиты от нештатных режимов. «На люди» выводятся два наиболее важных (и понятных) показателя, остальное — для служебного пользования системой защиты.
Теперь всё подключаем и начинаем слушать. Громкоговорители те же, что и всегда — басовитые и при этом честные напольники Monitor Audio Gold 20. Источник — универсальный проигрыватель дисков Denon DVD-2930 (играет всё, кроме Blu-ray-дисков), громкостью управляет предварительная ступень интегрального усилителя Bryston 60. Акустический кабель сечением 2 х 2,5 мм2, бескислородная медь, геометрия с очень низкой индуктивностью. Межблочник на этот раз выбрали из посеребрённой меди — по шкале «тёплый — холодный» он занимает как раз промежуточное положение между серебром и «бескислородкой» (структура у всех трёх кабелей одинаковая). Обычно принято дальше приводить список дисков, послуживших тестовым материалом — для повторяемости. Но мы, именно для повторяемости (только не говорите, что из-за лени), используем один и тот же набор, его состав можете посмотреть, скажем, в №7 за прошлый год.
Раз уж усилитель итальянский, наверное, справедливо будет начать с диска Челентано. Звуковая сцена на редкость ровная и глубокая, во вступлении вокал певца отчётливо выше (не по музыкальному строю, а по местоположению), чем перебор струн акустической гитары. В тех, правда, местах, где группа сопровождения вступает особенно энергично, голос певца теряет строгость фокусировки. Наиболее мощные раскаты бас-гитары слегка притупляют резкость удара по струнам гитары акустической. Разрывы фейерверка (это диск Technics/Panasonic) чётко определены во времени и звучат достаточно резко. Японские барабаны собранны, хотя и не столь басовиты, как хотелось бы — инфразвукового «подтекста» им недостаёт. И опять про деньги, то есть про «Money» (Pink Floyd). Звонкости пересыпаемых монеток как будто не хватает. Тут, конечно, можно было бы поколдовать со шнурами. Но от добра, знаете ли… Это я к тому, что при всех своих мелких «грешках» усилитель ни на момент не теряет нить музыкального повествования, даже в самых напряжённых пассажах вы слышите музыку, а не сумму инструментальных и вокальных партий. А с более ярким межблочником можно и утерять эту цельность и самодостаточность — качество у современных усилителей редкое (к сожалению) и ценное.
Максимальная мощность, (14,4 В, к.н.и. = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 146/249
Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,015/0,057
Входная чувствительность, В 0,22 — 4,7
Отношение сигнал/шум, дБА 98,5
Переходное затухание (Л-П/Ф-Т), дБ 74/72
Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 21 — 31800
Скорость нарастания сигнала на выходе, В/мкс 15
Ток холостого хода, А 1,9
Габаритные размеры, мм 548 х 240 х 52
Что мы видим? Мощности у HP4 достанет для любого фронта, и с запасом. На сабвуфер (4 Ом) в мостовом включении можно будет подать по меньшей мере 450 Вт, то есть сабвуфер может быть очень даже недюжинным. Теперь обратите внимание на нижнюю частотную границу — она несколько выше, чем бывает (и нередко). Здесь у HP4 своего рода неоговоренный сабсоник, он будет наиболее уместен, если два канала грузить на сабвуфер с фазоинвертором, «фазик» всё равно на инфразвуке не работает. И ещё посмотрите на показатели переходного затухания — обычно в усилителях, рассчитанных на работу с одной парой входов и/или мостом — тоже с одним входом — эти показатели намного скромнее. Здесь полный комплект переключателей, а вот поди ж ты… Наверное, переключатели другие, да и разводка платы сделана не столько на компьютере, сколько головой.
На емкостную нагрузку Hertz реагирует нетипично и крайне сдержанно: ток потребления возрастает в полтора раза, а с выходным сигналом ничего не происходит, только амплитуда уменьшается где-то на 5%. Естественно, на реальном сигнале компрессия будет вовсе незаметной, а посторонней грязи в сигнале как не было, так и не будет.
Характеристики фильтров от выбранной частоты среза не зависят, поэтому с ними всё просто. Фильтр НЧ перестраивается в пределах от 41 до 145 Гц, фильтр ВЧ — от 47 до 166 Гц.
ЧТО
Четырёхканальный усилитель
КТО
Hertz HP4
ПОЧЕМ
27000 руб.
ЭТО — ПЛЮС
Входы высокого уровня
Работает с 4/2 входами
Число каналов 4/3/2
Серьёзная мощность
ЭТО — МИНУС
Нет буста
ОДНИМ СЛОВОМ…
Нечему удивляться? Это как сказать…
РЕЙТИНГ
Мощность 9
Технические характеристики 9
Оснащённость 8
Фильтры 8
Удобство установки 9
Итог 43