Пётр ХОХЛОВ, измерения: Андрей КРЫЛОВ
ДОРОГА И ПОЧЁТ
Забыли, наверное. Ну ничего, похоже, скоро напомнят: «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт»…
Hyundai H-SA902 | NRG CASS-2310 | MacAudio MPX 2500 | Mystery MB2.140V2 | Power Acoustik SL2-620 | Art Sound JAB 60.2 | Pioneer GM-3300T | Magnat Tribol X Two | E.O.S. AE-35T | Audiotop AX 50.2 | Kicx KAP-23
Эти строки из патриотической песни на самом деле — куда более мощное и глубокое заявление, нежели замышлялось автором слов. Оно означает: ежели ты старик, то почёт тебе есть, а дороги, извини, нету. С двухканальными автомобильными усилителями происходит что-то похожее. У нас ведь всякие усилители есть: от одноканальных басовых до семи-, а пару раз бывало, что и восьмиканальных. Последние — вроде ветеранов труда, почёт и уважение — будьте любезны, но далеко не в каждую систему им открыт путь. А двухканальным — в каждую, от «детской», где чтобы только погромче играло, до чемпионской, где из двухканальников, как из кирпичей, строят храм божественного звука. Дорога, получается, открыта всем, а вот кому будет положен почёт, зависит от усердия. Ну точно как с молодыми из песни…
Помните, наверное, что в простеньких головных устройствах единственная пара линейных выходов непременно помечена как Rear. Это значит, что, по мысли создателей, первый усилитель в вашей системе будет работать с «лопухами» тыла, чтобы, значит, не сдерживать их басовый порыв, и будет он, понятно, двухканальным. Двухканальный усилитель, один или в бригаде (при поканальном подключении), может работать с фронтами, а в мостовом варианте включения (и при достаточном запасе мощности) он с успехом справится и с сабвуфером. Есть, правда, одна позиция, где двухканальный усилитель до сих пор приходился не ко двору — это «привод» центрального канала в системах мобильного театра. Действительно, не мостом же его включать на компактный «речевик»? (На приоритет термина не претендую, это словечко встретилось коллегам из домашнего журнала в письмах читателей.) Но с тех пор как появились многоканальные системы с тыловым центром (DTS-ES и, в частности, NEO:6), всё встало на свои места, и права двухканальных усилителей уже ничем не ограничены. Снят последний и до того достаточно условный шлагбаум.
Если честно, то те двухканальники, о которых пойдёт речь в сегодняшнем тесте, не слишком приспособлены для построения на их основе сложных систем, и фильтры у них для решения таких задач простоваты, и основные параметры — не на «Знак Почёта». Усилители бюджетного класса ориентированы вполне конкретно: работа с фронтами разной (но не чрезвычайной) степени басовитости либо раскачка не слишком пафосных сабвуферов в мостовом режиме. Для пафосных у них силёнок маловато, равно как и для фронтов с передним басом. Кстати, есть такой принцип соответствия: в системе акустика/усилитель (или сабвуфер/усилитель, без разницы) второму отводится ненамного меньше половины, оптимально — около 40% стоимости комплекта. Если усилители, которые вошли в этот тест, продаются за 95 — 150 старых денежных единиц, нетрудно прикинуть, на какую акустику или сабвуфер стоит рассчитывать.
Да, многие из сегодняшних одноклассников не могут похвастать выдающейся мощностью, но, пользуясь случаем, повторю ещё раз: любой из них в сравнении со штатной «таблеткой» головного устройства выигрыш даёт существенный, неоспоримый и отлично слышимый. Пусть даже у внешнего усилителя всего 70 Вт мощности на четырёхомной нагрузке, эти ватты никак нельзя сравнивать с теми «50Wx4», которые любят писать на передней панели «магнитолы с диском» и которые при сопоставимом измерении превратятся в самом лучшем случае в 20 Вт на канал. Впрочем, при выборе усилителя для фронта надо больше обращать внимание на другие характеристики. Какие? Ну вот, например…
…форма АЧХ. Именно в бюджетном секторе требование экономии особенно категорично, и одним из пунктов экономии является выбор дешёвых операционных усилителей (ОУ). «Дешёвый» применительно к ОУ всегда означает «медленный», и чем выше коэффициент усиления, тем уже полоса. Или ещё пример…
…переходное затухание, или, если по науке, затухание переходной помехи, или, наоборот, по-простому — разделение каналов. Отмечено, что усилители с переходным затуханием примерно 65 дБ имеют больше шансов к построению устойчивой звуковой сцены, чем те, у которых этот показатель на 10 дБ ниже. Тут, конечно, нет резкой грани, мы её проводим по отметке 60 дБ: если переходное затухание не меньше — нормально, если меньше, соответственно, минус балл. Между прочим, удержать разделение каналов выше 60, 70 и даже 75 дБ технически вполне реально. Почему этого не делают? Подозреваю, китайцы просто не в курсе, что так надо. Вот недавно случилось мне состоять в переписке с китайским разработчиком. Если без официоза и своими словами, то моя реплика сводилась к следующему: 53 dB crosstalk (переходное затухание) — это куда? Ответ, уже близко к тексту: «Как оказалось, причиной недостаточного переходного затухания явился неправильный layout (разводка печати) — дорожки левого и правого канала шли параллельно на протяжении 12,5 см. (Вона как!) После переделки платы crosstalk составил 76 дБ — этого достаточно?» Этот конкретный инженер теперь будет знать, что 53 — плохо, 76 — хорошо. А вообще китайские товарищи учатся, это точно. Если прежде тот же самый «X-talk» для большинства бюджетных усилителей был камнем преткновения, то в сегодняшней группе из одиннадцати участников лишь троим мы сумели предъявить претензии по этому параметру. То же самое можно сказать и в отношении запаса устойчивости: кажется, все одноклассники относились к емкостной нагрузке достаточно прохладно (в любом смысле). Правда, узкая полоса усилителя и высокая устойчивость — параметры, сопутствующие более или менее автоматически.
На что ещё стоит обращать внимание? На чувствительность. Встречаются ещё усилители, минимальная чувствительность которых слишком высокая, чтобы работать с «головами», имеющими 4-вольтовый линейный выход. Впрочем, если вы точно знаете, что в вашем головном устройстве уровень линейного выхода не превышает, скажем, 2 В, то эта проблема отпадает. Отношение сигнал/шум по мере роста несущей частоты преобразователя питания повышается до уровня аналогичного показателя домашнего усилителя мощности (к примеру, 105 дБ), и в сегодняшней группе ни у одного из участников уровень шумов не был выше -95 дБА. Что же касается значений коэффициента нелинейных искажений, то мы их приводим скорее по привычке — у исправных транзисторных усилителей с этим проблем быть не должно, а всё, что меньше 0,1%, мы считаем допустимым.
Какое «вооружение» должен иметь автомобильный двухканальный усилитель, пусть и общедоступный? Конечно, комплект фильтров — бюджетному аппарату вряд ли придётся работать с процессором. Диапазона перестройки частоты среза от 50 до 200 Гц для типичных применений хватит с запасом, на случай «сюрпризов» со стороны передаточной функции салона, пусть будет — до 300 Гц. Только надо, чтобы характеристики фильтров (особенно это относится к фильтру ВЧ) не «разъезжались» с возрастанием частоты среза. (Вот тут тоже интересно — понимают ли разработчики, что хорошо и что плохо?) Для нетипичных применений, конечно, диапазон фильтров должен быть шире, но для таких дел надо и усилители подбирать посерьёзнее. Линейные выходы. Никто ведь не может гарантировать, что первый усилитель останется и единственным (куда разумнее предположить обратное), а потому «кооптирование» следующего усилителя не должно создавать проблем с проводкой. Так что пусть линейный выход будет, пусть даже прямой, который фактически эквивалентен обычному разветвителю, только выполненному «в металле», а потому и более надёжному. Басовый регулятор. Если усилитель допускает работу с сабвуфером (то есть в нём есть фильтр низких частот), то наличие регулятора существенно расширяет инсталляционную гибкость системы. Ступенчатый буст мы рассматриваем (и оцениваем) как функционально половину басового регулятора.
Присутствие каких-либо дополнительных «навесов», как всегда, приветствуется, но их отсутствие не порицается. Например, сабсоник (подтональный фильтр) — вещь полезная, но в первую очередь для сабвуферов в фазоинверторном исполнении, а таких, как известно, далеко не большинство. Хотя если брать готовые корпусные… Впрочем, из сегодняшней группы лишь трое участников по-настоящему физически подготовлены для работы с сабвуфером (способны выдать 300 Вт и больше в мосту на 4 Ом). Входы высокого уровня будут полезны фактически только при апгрейде штатной системы авто. Тем более не такой уж он высокий — с выхода усилителей «головы» поступает сигнал 4,2, максимум — 4,5 В (RMS) относительно земли, а такой сигнал без проблем принимают и обычные входы RCA («тюльпаны») усилителя. Понадобится переходник на трёх резисторах на канал — это что, проблема? В одном из аппаратов встретилась редкая опция — фактически тембр ВЧ, но…
Но это мы уже перешли к частностям, а значит, всё, что хотели сказать «вообще», уже сказано. Переверните страницу, надо же дать дорогу участникам, а то как они доберутся до почёта…
МЁД & ДЁГОТЬ
Начальный ценовой диапазон всё же имеет свою специфику. В частности, она проявилась в том, что даже с учётом правила «в рамках теста» особенно высоких оценок нам не встретилось, и в победители вышли участники, набравшие всего по 40 баллов. Вот их имена: Hyundai, Power Acoustik, E.O.S., Kicx. Достойные, в общем, аппараты за свои деньги, и в первую очередь, если уж говорить о деньгах, это относится к Hyundai. Хотя даже лидеры не свободны от слабостей. И, в частности, мы считаем, что невозможность получить ровную АЧХ на басах в конечном итоге более сказывается на звучании, чем не слишком высокое переходное затухание. А про ограниченный диапазон по басам при работе усилителя с фронтами вообще никто никогда не догадается. По этой причине усилители Power Acoustik и E.O.S. получают звание «Лидера», а Hyundai и Kicx становятся «Фаворитами». Усилитель E.O.S., кстати говоря, мог бы претендовать на единоличное лидерство, если бы авторы разработки не решили ограничить возможности фильтра ВЧ — это притом что усилитель с такими характеристиками как раз для фронтов подходит наилучшим образом. Ещё двое участников уступили победителям лишь по одному баллу. Это Art Sound и Audiotop. Первый усилитель из этого короткого списка — один из немногих в данной ценовой категории, фильтры которых ведут себя предсказуемо на любой частоте среза. Короче говоря, эти двое получают нашу «Рекомендацию».