От простого к невозможному
Уважаемая редакция «АЗ», хотел бы обратиться к Вам за консультацией по трем вопросам:
1. Есть сабвуфер, объем короба которого составляет 20 л. Можно ли две таких головки (одинаковых параметров) инсталлировать в этот же объем, или нужно обязательно брать по 20 л на каждую и разделять их перегородкой?
2. Как к бюджетному CD-ресиверу, имеющему одну пару RСA-разъемов, подключить два двухканальных усилителя для обслуживания пары фронтальных динамиков и сабвуфера? Существуют ли для этого переходники, или надо делать доработку ресивера (фронтальные динамики напрямую к «голове» подключать не интересно, т.к. у них чувствительность 88 дБ)?
3. Хотелось бы построить в своем транспортном средстве полностью фронтальную систему, не побрезгую воспользоваться восьмидюймовыми сабами (не понимаю, почему многие пренебрегают плюсами этого типоразмера). Где можно подсмотреть построение подобной системы, нужно ли укреплять торпедо, повлияет ли на качество звучания, если сабы будут установлены выше, чем мидбасы?
Заранее спасибо,
Александр Горшков, г. Волгоград
Вопросы получились очень неравноценными. Второй — это вообще не вопрос (почти что). Если на Ваших усилителях (хотя бы на одном) есть линейные выходы, включаете на входы одного — с головного устройства, а с выходов — на второй, порядок более или менее безразличен. Если линейных выходов нет, потребуются инвестиции в масштабах от 20 до 100 рублей на приобретение шнура-разветвителя, чтобы с одного выхода да на два входа, и нет проблемы.
Первый вопрос — тоже не бином Ньютона: разумеется, по 20 л на каждый, а перегородка — дело вкуса. Если головки идентичны, перегородка (теоретически) не нужна, но, во-первых, совершенно идентичного в этом мире мало, а во-вторых, любая дополнительная стенка в корпусе сабвуфера повышает его жёсткость, а потому польза будет в любом случае.
А вот третий вопрос — это уже не вопрос, а заявка на суперпроект. Вы в самом деле хотите пристроить две сабвуферные «восьмёрки» в торпедо? Если ответ «да», то ни о каком «укреплении» речи быть не может, вам всё придётся изготавливать заново и по очень индивидуальному (скорее даже — уникальному) проекту. Что будет, если сабвуферы окажутся выше мидбасов? При правильной, идеальной настройке системы, по идее, ничего плохого быть не должно. Но и ничего хорошего — тоже. Мидбасам важнее быть наверху, чем сабвуферам, пусть и фронтальным, поскольку мидбасы (по определению) играют и средние частоты, участвующие в формировании звуковой сцены. Сабвуфер же, когда излучает то, что должен (суббасы), не локализуется, и вроде бы всё равно, откуда играет. Но если (а это значит — когда) вместе с суббасами излучаются и их гармоники, при верхнем, как Вы задумали, расположении сабвуферов вся произведенная ими грязь будет доставлена к ушам слушателя в полном объёме. На наших страницах несколько раз были системы и с фронтальным сабвуфером (как правило — одним), и с 8-дюймовыми НЧ-головками трёхполосных систем, иногда эти головки были выбраны из тех, что уже на грани сабвуферов, но всегда их ставили вниз, оставляя верхнюю часть торпедо и дверей под СЧ/ВЧ-излучатели.
Винт есть… Голова — на месте…
Прочитал статью «Винт в голову» в №9/2007. В «Чип и Дип» нашел все составляющие. Есть магнитола, есть винт, есть желание и средства. Паяльник в руках держать умею, но вот без схемы устройство не соберу. Как ее (схему) получить?
С уважением,
Владимир Кловацкий
Сергей Гаврилюк, автор разработки века, сообщил следующее:
«Схемы не было НИКОГДА, поэтому шлю две крупные фотки: «задница» монтажной платки и её, так сказать, «передница». Чёрно-красный провод: слева вход, справа — выход. Голубые провода: вход и выход сигнала ДУ. Кстати, без выхода ДУ можно обойтись, просто я решил, что такое дорогое реле просто обязано делать что-нибудь ещё, кроме работы на конвертор.
Провод ДУ от CD-ресивера подключён к обмотке реле. Параллельно обмотке реле подключён диод анодом к плюсу для подавления токов самоиндукции в момент обесточивания катушки (типовое решение).
Внимание! Катушку реле подключать к плюсу и минусу не абы как, а строго по паспорту. Питание по красному проводу и далее через предохранитель заводится на контакты реле. У этого реле две группы контактов (говорил же — дорогое), поэтому, чтобы добро не пропадало, я их запараллелил. Электролит включён после контактов реле и перед входом DC/DC-конвертора. Танталовый кондёр — на выходе конвертора. Вот, собственно, и всё…»
Онлайны и оффлайны
Давно уже читаю ваш журнал (4 года), практически столько же времени «болею» автозвуком. К сожалению, у нас в Минске «АЗ» не всегда удаётся купить. Беру преимущественно на книжных рынках, если там нет — прохожусь по более дорогим точкам, там такие издания живут дольше. Но и это не всегда получается. Поэтому довольно часто почитываю Вас в «online». Материал, понятно, тот же, что и в печатной версии, но вот с фотографиями напряг — очень уж низкое разрешение, а на многих графиках вообще что-то разобрать трудновато. В связи с этим и вопрос: не планируется ли в будущем увеличение разрешения публикуемого в сети графического материала? Уж очень иногда хочется посмотреть мелкие детали систем («Системы», «Своя игра») или новых девайсов в тестах!
Кстати, есть достаточно известный компьютерный журнал «Cooler» Александра Чижова (Иркутск), так вот он уже несколько лет выпускает offline-версии своего сайта на дисках CD/DVD. Думаю, многие фанатики автозвука хотели бы иметь похожее издание и вашего журнала (например, я), особенно если оно будет содержать большие фото, музыку с дисков (к примеру, в mp3 для ознакомления или ape/flac для «маньяков») и т.д.
Дмитрий Воропаев, г. Минск, Беларусь
Сейчас готовится радикально новая версия сайта, та, что у нас действует сейчас, просуществовала без заметных изменений уже, кажется, лет пять. Подумаем, что можно (уж заодно) сделать и в этом направлении. Хотя предвидим и возражения со стороны блюстителей дискового пространства: по всем законам арифметики увеличение диагонали картинки вдвое будет означать рост объёма файла вчетверо. Но подумаем, подумаем…
Что же касается другого вашего предложения, то позвольте обратить Ваше внимание: Вы ссылаетесь на онлайновый журнал, выпускающий оффлайновую версию. А мы с оффлайновой (бумажной, куда уж оффлайновей) и начинаем.
Ограниченное стерео
Причитал здесь на С News про новый способ воспроизведения стереозвука, разработанный британской компанией Airsound LLP. По описанию на нашем сайте (английским я не владею, поэтому на сайте производителя ничего не понял) можно всю стереокартину воспроизводить из одной точки одним центрально расположенным динамиком. Поясните, это не то же самое, что описанное у вас в №7/2007 Deep Stereo, а если это то же самое, то как обстоит дело с авторскими правами? И пробовал ли кто-нибудь это на практике?
Антон, г. Москва
Антон, зря Вы пренебрегаете изучением иностранных языков. По двум причинам (применительно к вашему вопросу вообще их гораздо больше, чем две): LLP после расшифровки и перевода будет по-нашему означать «партнёрство с ограниченной ответственностью». Ограниченной, чувствуете, к чему дело идёт? А на самом сайте после обычного бла-бла-бла насчёт того, что всё, что до них — туфта, а вот теперь наступит райское блаженство, где-то на пятой-шестой странице приводится и схема великого изобретения. По существу, авторы повторили на воспроизводящей стороне аудиотракта одну из конфигураций, применяемых на записывающей стороне. Вот смотрите: традиционное стерео повторяет способ записи, называемый A/B, когда два микрофона стоят на некотором расстоянии друг от друга, как потом будут стоять динамики. Другой (кстати, чаще применяемый на практике) способ называется M/S (Mid/Side, это по-английски), здесь один всенаправленный микрофон ловит всё подряд, а второй, кардиоидный — противофазные составляющие пространственной информации.
Так вот: Airsound в точности повторяет эту схему, но с помощью двух динамиков — один (как бы «М») лупит прямо перед собой, он отыгрывает синфазные (общие для двух каналов) составляющие стереосигнала, а второй установлен на дипольный манер, излучая в противофазе вправо и влево и (теоретически) не излучая в направлении на слушателя. По мысли авторов разработки, как-то так должно получиться, что излучаемое дипольным динамиком попадёт к нам в уши в виде пространственной компоненты сигнала. Верится не без труда. И кстати, безотносительно стереофонии, очень похожая схема использовалась в древних радиолах, там на боковых стенках лакированного корпуса ставили вспомогательные динамики, они должны были придавать звучанию некоторую объёмность. И даже немного придавали, но только если радиолу ставили строго по инструкции, в углу помещения.
В машине такая конфигурация может даже при определённых условиях сработать, ведь дипольный динамик будет играть фактически на отражение от боковых стёкол. Но чтобы убедиться в справедливости этого предположения, надо пробовать, пробовать и ещё раз пробовать.
Что же касается родства с Deep Stereo, то оно минимально, у итальянцев сохраняется схема разнесенных излучателей, доносящих до слушателя пространственную звуковую информацию, а центр, воспроизводящий общую составляющую, служит дополнением, пусть и важнейшим, к традиционной конфигурации. И ничто приоритету создателей Deep Stereo пока не угрожает.
От шутки к афере
С большим удовольствием (и пользой!) читаю ВСЕ номера «АЗ» (с 1-го по 110-й), узнал массу полезного для себя, кое-что воплотил в своей системе. Вопрос: как-то, лет 5 назад, «АЗ» с большим восторгом сообщил о новой разработке — усилителях класса Т. Потом эта тема исчезла из обзоров, и никакой информации нет. Что это — первоапрельская шутка империалистов, или всё оказалось не так радужно, как представлялось вначале? Хотелось бы получить вразумительный ответ на страницах любимого журнала.
Владимир
Сейчас дадим, по возможности — вразумительный. Восторг был совершенно искренним, его первое выражение и сегодня легко найти в архиве, мы от своих слов не отказываемся (в том числе и тот, кто их произнёс). Вот цитата из репортажа с выставки в Лас-Вегасе 2001 года: «…внутри корпусов половины новых моделей автомобильных усилителей на выставке красовалась микросхема с уже узнаваемым логотипом в форме буквы «Т». Делайте со мной что хотите, но это — революция, однозначно».
Ничего тогда с автором не сделали, потому что по всему похоже было на революцию.
Мы провели расследование, что за чудо такое, по рекламным материалам выходило, что индийский паренёк Адия Трипати сумел соединить достоинства импульсных усилителей с полным отсутствием недостатков. По более сухим данным патентного ведомства оказывалось, что он всего лишь улучшил технологию стабилизации режима усилителя класса D. Но эйфория оставалась, и не только в наших головах, новая буква усилительной азбуки заняла весь остальной алфавит, от А (Alpine) до Z (Zapco).
Что было дальше? Постепенно и без шума из игры стали выходить все, кто рассчитывал на применение новой технологии в мощных усилителях. Остались производители портативной и околокомпьютерной техники, видимо, при малых мощностях микросхемы с узнаваемым логотипом работали нормально. При больших — нет. Тогда же стало ясно, что именно продажа микросхем, которые в силу патентных ограничений не мог производить никто, кроме Tripath Technology, и была целью шумихи, на которую попались, как уже говорилось, многие.
Однако бог шельму метит, даже индийскую, и в сентябре 2006 года Tripath Technology Inc, как это у них называется… «обратилась с иском о защите от кредиторов», по-нашему — прогорела и обанкротилась.
Стало ли это похоронами попыток создать действительно высококачественный импульсный усилитель? Нет, это только научило других шума поднимать меньше, а делом заниматься больше. На сегодня известны две успешные разработки в этой области: технология ICE Power, созданная Bang & Olufsen для домашних систем, лицензию на которую вскоре закупил Pioneer для топовых, ни много ни мало, автомобильных усилителей серии PRS, и технология UcD (Universal class D amplifier), придуманная специалистами Philips, но почти ими не применявшаяся. Зато освоенная другой голландской фирмой, Hypex Electronics B.V., она без лишнего шума и помпы выпускает усилительные модули, основанные на схемотехнике UcD на мощности до 400 Вт. А класс Т оказался не шуткой империалистов, а чем-то ближе к их же афере…
Только, чур, больше никому…
Я слышал, что длина межблочных и акустических проводов может очень сильно повлиять на звук, а тут мне сказали, что существуют какие-то оптимальные с точки зрения звука значения длины. У нас есть один «авторитет», в самом деле хорошо разбирающийся в звуке, и музыка у него в машине очень хорошая, он сказал, что есть такие значения длины, при которых звук резко улучшается, но какие — не раскололся, поскольку готовит машину к соревнованиям в новом сезоне и не хочет создавать себе конкурентов. Скажите, так ли это, или просто чем короче провод, тем лучше?
Сергей, г. Химки
Нехороший человек Ваш авторитет. Хотя знающий, судя по всему. Вот мы ему сейчас создадим конкурента, только Вы внимательно следите за мыслью. Калькулятор с функциями у вас есть? Наберите на нём любое число (или никакого не набирайте, пусть будет ноль). Теперь, считая, что это угол в радианах, возьмите от этого значения косинус (не синус, а то всё насмарку!). Получили что-то такое, да? Теперь от этого — снова косинус, потом — опять и опять, пока не заметите, что значение на индикаторе почти не меняется, там будет 0,739085… и так далее, смотря по тому, сколько у вас там разрядов. Вот это и есть магическое значение оптимальной длины соединительного кабеля. Впрочем, никакой магии здесь нет, всё строго научно. Ведь Вам наверняка известно, что любой сложный сигнал можно представить в виде суммы синусоид. Так принято говорить, на самом деле там не синус, а косинус, почему — долго объяснять. Так вот, если провод будет такой длины, то любой косинус по нему будет проходить одинаково (вы это только что сами видели, ведь так?), а значит, все составляющие звука окажутся в равном положении, и фокусировка кажущихся источников звука станет идеальной.
В машине редко когда можно сделать провода ровно такой длины (в сантиметрах, разумеется), хотя именно с этой целью в чемпионских машинах так часто сигнал по оптике (на неё этот закон не распространяется в силу квантово-волновой природы света) доводят до багажника, а там межблочники ручной работы, длиной ровно по 73,9 см.
Этим секретом уже не первый год пользовались опытнейшие зарубежные участники соревнований и тщательно его оберегали, но недавно в Дании один перебрал «Карлсберга» и разболтал, что не следовало. Теперь-то мужики знают, так что, в общем, уже и не секрет…