Студия: «КамертонАвто». РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА Роман ЗЕМСКОВ
ВТОРОЕ СЕРДЦЕ
В природе двух сердец в одном теле не бывает. Либо три, как у осьминога, либо одно, как у всех остальных — берите что дают. Чтобы было два — это ещё потрудиться надо…
- Тип системы: мультимедиа
- Аудио: 2-полосный фронт + тыл + центр + сабвуфер
- Источник: JVC KW-AVX800
- Усилители: Helix Dark Blue 4, MTX Thunder 202
- Акустика: HSK 165, HCX 130, HCX 100
- Сабвуферы: MTX T8510-04
не знаю, как вы свою машину покупали. Может, по результатам диагностики и осмотра снизу. Некоторые же люди (автор — из их числа) покупают по-другому. Сердцем, если угодно, только ещё непонятно — чьим. Смотришь одну, другую и вдруг видишь: эта тебя уже выбрала. Выбрала и смотрит: «Ну что, поехали? Я тебя возить буду куда скажешь, поехали, а?» У Олега, хозяина этого Mitsubishi, обе нынешние машины были куплены именно так. Volkswagen, который на каждый день, стоял в ряду неотличимо таких же. Но он один смотрел на будущего хозяина с надеждой. А Eclipse… Её под заказ пригнали из США для владельца какого-то то ли автосалона, то ли чего-то в этом роде. Пригнали, а у него или концепция, или настроение, или иные обстоятельства изменились, и Eclipse приткнули в дальний угол стоянки. Но и загороженная тушей предпродажно подготовленного внедорожника, машина высмотрела среди прохожих Олега и подала ему сигнал: «Вот же я, чего ты ждёшь?»
Сердца забились в унисон: четырёхкамерное у Олега и шестицилиндровое — у Eclipse, и совсем скоро машина переехала в приготовленный для неё гаражный бокс. Покупался автомобиль не для повседневных разъездов по пробкам или на дачу с багажом, для этого человеческий гений создал «Пассат-универсал». Там у Олега, кстати, музыка очень даже обыкновенная. А Eclipse была принята в гараж для езды с удовольствием. Не чуждый (ох как не чуждый, но сейчас не об этом) идее уличных гонок, Олег планировал известный объём тюнинга в машине, но на том этапе звук в перечень необходимых работ почти не входил. Разве только «голову» штатную заменить — уж больно страшная. Ну и динамики заодно поприличнее поставить.
Студия «КамертонАвто» находилась на одном из постоянных маршрутов Олега, туда он и заглянул, посоветоваться насчёт «головы» (тогда он это называл «магнитолой»). Мы ведь знаем, чем это иногда кончается, верно? Именно так и случилось. Уже на первой встрече разговор круто, с проскальзыванием колёс, стал поворачивать в сторону аудиосистемы, а не магнитолки и динамиков поприличнее. И в итоге вылился в проект, которым могут гордиться все участвовавшие стороны: владелец (он не сидел сложа руки), студия (ну, тут уж руки до кости стёрли) и сама машина, что вы думаете, они не чувствуют, что с ними делают? Да что вы за люди, не пойму…
Небольшой «приборный» козырёк на торпедо вместил и акустику центрального канала. Не без хитростей…
Началось всё, действительно, с «новой магнитолки», если это справедливо по отношению к мультимедийному двухдиновому JVC с многоканальным звуком. Раз так — значит, уже и фронт, и тыл, и, уж коли на то пошло, центр надо делать всерьёз. Сабвуфер — это вообще не обсуждается. Роман, автор и главный дирижёр проекта, рассказывал, что многие идеи установки приходили как бы из воздуха, по дороге в студию. Например, необычная сдвоенная акустика фронта. Здесь установлены два комплекта компонентных Hertz HSK 165, но… разных. Один комплект — стандартный, там в роли мидбаса — головка HV 165 с полипропиленовым диффузором, а во втором мидбас сменили на HV165 L — это версия для трёхполосных систем, с «жатым» целлюлозным диффузором и параметрами, оптимизированными для области нижних частот.
Фронтальная акустика — сдвоенная, но мидбасы — не идентичны
Оба мидбаса работают на общий для них объём двери, дверь у купе большая, хватает обоим. Разумеется, дверь была существенно доработана: укреплены и демпфированы все имеющиеся поверхности, а там, где их недоставало — в технологических окнах внутренней панели, были поставлены новые, из нескольких слоёв жёсткой «шумки». Накладных подиумов, выступающих за естественные обводы обивок дверей, Роман не признаёт, поэтому обивки были переделаны так, чтобы мидбасы в них утонули. Сами головки при этом опираются на сдвоенную проставку из нескольких слоёв MDF, а после сборки обивка двери, фланец динамика, пластиковое опорное кольцо, проставка и панель двери стянуты в нерушимый бутерброд. Логотипы на решётках, не вполне соответствующие марке динамиков, появились в ходе подбора деталей, оптимально вписывавшихся в конструкцию. Опорные кольца тоже не «родные», они — от акустики Helix, просто на них не написано. А где было написано — оставили в знак благодарности к марке-донору.
Пищалки установлены в классических местах. В обоих сразу…
Пищалки — тоже сдвоенные, но идентичные. Их установили нетрадиционным образом, объединив в одной системе два классических варианта расположения ВЧ-излучателей. Одна пара пищалок — на стойках, вторая — в уголках зеркал. Это был (и есть, он не завершён) эксперимент, с помощью такой конфигурации Роман и Олег хотели испытать возможность настройки системы путём перераспределения мощности между пищалками, причём без поканального усиления, одними пассивными фильтрами и аттенюаторами. И пищалки, и мидбасы включены через штатные кроссоверы и соединены в параллель на входах фильтров, образуя двухомную нагрузку для каждого из двух каналов четырёхканального Helix Dark Blue. Оставшаяся у него пара каналов работает на тыл (читай — сурраунд, на выхлопе JVC — полноценный многоканальный звук). Тыл сделан любопытно. Четыре включённых попарно-параллельно 13-сантиметровых коаксиала Hertz HCX 130 установлены в эдакую арку, протянувшуюся между бортами машины. Арка эта — не просто опора для динамиков, но и элемент акустического оформления, снизу к рельефной композитной поверхности приделаны объёмы для мидбасов тыла. «Закрытые объёмы», — поправит нас иной читатель-буквоед и будет не прав. Полуоткрытые. Роман уже довольно давно оценил достоинства редко кем применяемой апериодической нагрузки, здесь она и использована: одна из стенок акустического бокса на каждом борту сделана перфорированной и зашита несколькими слоями синтепона (число слоёв подбиралось опытным путём).
Аналогичным образом устроено и оформление акустики центрального канала. Хронологически центр даже выступил первым в применении апериодической нагрузки, если в тылу были варианты, здесь их не было. В первой версии, ещё прикидочной, 4-дюймовый коаксиал центра поставили free air, он работал на всё «подторпедное пространство». И оказалось, что это не подходит. При уровнях сигнала, соразмерных с отдачей фронта на особо напряжённых местах саундтрека, например, когда в «Перл Харборе» самурайский аэроплан пролетает над головой, центральный динамик захлёбывался, словно возмущаясь наглостью японской военщины. Попробовали классический ЗЯ, но даже не успели толком допробовать — места внутри торпедо не хватало под сколько-нибудь пристойный объём, а городить египетскую пирамиду — против принципов конструктора системы и вкусов её заказчика. Выручила апериодика: центральная акустика «дышит» под торпедо через акустический тормоз, аналогичный применённому (потом) в тыловом звене.
Багажник… Это отдельная история, сами, небось, видите. Роман и Олег, к этой фазе работы над системой — уже команда единомышленников, двигали компоненты и так и эдак, пока в голову (они сейчас даже не могут вспомнить, в чью) пришла идея собрать из компонентов аудиосистемы как будто второй мотор. И тоже V6, разумеется.
«Блок цилиндров», если можно так выразиться, образован корпусом сабвуфера. Он (закрытый ящик объёмом 60 л на обе головки) состоит из двух частей, базирующихся по «центральному шпангоуту» — плите из MDF, опирающейся на пол багажника. От неё вниз идёт мощная, с толщиной стенок около 20 мм, стеклопластиковая оболочка, она занимает всю нишу для запасного колеса (от него отказались). При выклейке оболочки в «Камертоне» используют фирменный приём, когда у готового изделия внешний слой — не жёсткий стеклопластиковый, а демпфирующий любые паразитные призвуки от контакта с кузовом слой виброизоляции. Выше «мидельшпангоута» находится надстройка овального сечения (плоские поверхности — MDF, криволинейные — стеклопластик), на вершине которой стоят две «десятки» MTX пафосной «восьмитысячной» серии. По бокам получившегося «воздушного фильтра» — головки цилиндров «второго мотора», четырёхканальные Helix Dark Blue. Один из них мы уже пристроили, второй такой же работает на сабвуферы, они подключены каждый к своей паре каналов мостом. В итоге все восемь каналов работают или на 2 Ом, или мостом на 4, что тоже как бы на 2, чувствуете единство концепции? Всего по два, даже Ом в нагрузке…
Восемь… погодите, а центр? Для него поставили отдельный усилитель — компактный двухканальный Thunder 202. Он спрятался в нижней части блока цилиндров и работает на свою акустику только одним каналом. Как же так? Нарушение концепции? Впрочем, кажется, единственное: с другой стороны агрегата установлены два буферных конденсатора, восстанавливающие двойственную гармонию.
Отдельный аспект тюнинга машины — светотехника. Штатную оптику, по выражению Романа, «казнили первой», фары собрали из модулей Hella, назад — светодиодные кольца, вперёд — ручной работы линейки из самых ярких 4-кристальных светодиодов, какие можно найти. Хозяин машины это гарантирует: искал по всему городу сейчас уж не помнит сколько, то ли неделю, то ли две. Наверное, две — такая концепция…
Сдвоенные тылы работают на закрытые объёмы с апериодической
нагрузкой
Установка мультимедийной системы не должна была идти в ущерб едва ли не главному назначению машины: street racing и всё такое
Первый взгляд обманывал многих: «Eclipse разве среднемоторные?»
Там, где положено быть помпе, устроился маленький двухканальник для центрального канала
Моторная идея определённо захватила её авторов: даже межблочники
проложены наподобие высоковольтных проводов
Так выглядит звуковой мотор после запуска
Пока нет сиденья, можно увидеть: торец «мотора» стал центром силовых коммуникаций
«Родные» задние фонари первыми отправились на казнь
«Блок цилиндров» акустического мотора до установки усилителей и сабвуферов
Объёма гигантской двери хватило на оба мидбаса
Опора мидбасов — высокие сдвоенные «колодцы»
RTA
Конечно, с АЧХ ещё поработать надо, это видно (и слышно). Но некоторые вещи уже сейчас вызывают позитивный интерес. Суббасовая часть характеристики не очень хорошо согласована с мидбасовой, резко, на 13 дБ (по распечатке анализатора) падая на частоте раздела «фронт — сабвуфер». Зато АЧХ собственно сабвуфера — любопытная, она от 63 Гц и до самого низа укладывалась бы в «трубку» ±4 дБ, если бы не пик на 25 Гц, неизвестно откуда взявшийся, от него и мощные тактильные импульсы, к гадалке не ходи. Средние частоты в нынешнем состоянии системы — тоже повод для заботы, пик на 400 Гц придал звучанию несвойственные некоторым голосам мужественные нотки, а провал чуть выше 1 кГц лишил эти же голоса немалой доли эффекта присутствия. В общем, надо ещё кое-что довести, благо известно что.
SQ
Сразу стало слышно: временная коррекция в системе не применяется (да её у этой модели JVC и нет). Голос солистки Magic Pump оказался строго перед водителем, на комфортном расстоянии, но, увы, недостаточно сфокусированный, опыты с двойными пищалками несомненно придётся продолжить. Или свернуть, в зависимости от успеха. Очень хорошо при этом расположены в пространстве сцены искусственные эхо-призвуки, которыми изобилует эта запись, они не смешивались с основным звуком, но в голосе ясно слышась тональная разбалансированность, от женственности, присущей голосу хорошо нам (на слух) известной певицы, осталось лишь воспоминание. Соло на ударных (дорожка 11 «АудиоДоктора») прозвучала непривычно: сцена оказалась сдвинута вправо, как будто сел чуть в стороне от музыканта, но осталась цельной, её словно перенесли вдоль приборной панели одним куском. Басы (на всех дорожках) прозвучали мощно, с выделенной даже на умеренных уровнях тактильной компонентой, звук в этой системе любит «толкаться». Турецкий барабан был большим и с густым, солидным звуком, но тональность ударом разнилась не очень. Запись мотоцикла с «Focal Tools» системе явно понравилась, сабвуферы трясли всё в салоне (включая слушателей) с редким задором и рвением, пытаясь вынести мозг присутствующим, пока не кончилась запись.