Юрий ЕВТУШЕНКО. Измерения: Андрей КРЫЛОВ
ЗАКОНЫ И НАРУШЕНИЯ
Интересно всё-таки развивается наша отрасль. На заре car audio наиболее ходовым размером акустики был именно калибр пять дюймов с четвертью.
Kicx SL 5.2 | Hertz DSK 130 | Audio Art Revolt S525 | Fusion PP-CM525 | Zapco i-5.2 | Diamond D1 51 | Boston S50 | Morel Tempo 5 | Audiotop ATB 13/2N
«Четвёрки», впрочем, тоже конкурировали с ними не без успеха — басы в автомобильном «радио» считались мифом, к которому и не стремились, да и что толку было бы в устремлениях — усилители в «головах» стояли почти сплошь четырёхваттные. «Шестёрки» в те времена считались экзотикой: хлопот с их установкой много, а ради чего? И только позже люди распробовали автомобильный бас — оказалось, что те басы, которые водятся в машине, не похожи на домашние, а как бы даже относятся к другому виду. Тогда и появились вольеры для содержания (и разведения) почти неприрученных басов, называемые сабвуферами. А после этого (не сразу, а по мере того, как сабвуферы и усилители набирали силу) пришло понимание, что шестидюймовая акустика наиболее успешно сопротивляется жёсткому прессингу со стороны сабвуфера, противопоставляя ему адекватное звуковое давление на верхнем басе. А вот среди четырёхдюймовых мидбасов лишь единицы могут вести диалог с сабвуфером на понятном ему языке буйства звукового давления.
Дальше — понятно. Изготовители акустики сокращают выпуск «четвёрок», а производители автомобилей всё реже предусматривают в салоне посадочные места под этот типоразмер. (Что первично, что вторично — не так и важно.) Есть мнение, что подобная судьба ждёт в перспективе и акустику размера пять дюймов, но автор этих строк от него отмежёвывается, и довольно решительно притом. Основание — объективные свойства «пятёрок», заложенные в их ДНК. Вот, к примеру, за океаном пользуется популярностью установка мидбасов в кикпанели (лично у меня такой вариант установки тоже пользуется популярностью. В смысле — используется в собственной системе). «Шестёрки» на такое ограничение их свободы идут крайне неохотно, часто в отместку внося окраску в верхний бас. Пятидюймовые же мидбасы «из-под ног» работают лучше — за счёт меньшего эквивалентного объёма, во-первых, и более широкой направленности излучения, во-вторых.
Это самое «во-вторых» является сильным доводом в пользу пятидюймовых мидбасов и при установке их в двери. Если у вас хорошая зрительная память, то вы увидите, что у героев сегодняшнего теста 50-градусная АЧХ выглядит, как правило, более привлекательно, чем у «шестёрок». В общем, если «пятёркам» и суждено стать меньшинством, то они останутся меньшинством воинствующим и нередко побеждающим.
Конечно, я не собираюсь утверждать, что с пятидюймовыми мидбасами всё идеально — у каждого типоразмера есть свои плюсы и минусы. В частности, для того, чтобы развить равное звуковое давление, диффузор «пятёрки» должен иметь как минимум в полтора раза большее перемещение, чем диффузор «шестёрки», а значит, и искажения будут отчасти выше. «Отчасти» — потому что величина нелинейности связана с ходом диффузора нетривиальными зависимостями, определяемыми конструкцией магнитной и подвижной систем, в каком-то диапазоне звуковых давлений эта зависимость, бывает, вообще, не прослеживается, и в этом самом диапазоне звукового давления (громкости) пятидюймовые мидбасы работают ничуть не хуже, чем шестидюймовые.
Есть ещё лишь один показатель, по которому пятидюймовые мидбасы объективно недобирают по сравнению с динамиками следующего калибра. Это чувствительность. Как было писано уже не раз, при заданной конструкции магнитной системы чувствительность пропорциональна квадрату отношения площади диффузора к массе «подвижки», а это отношение с ростом калибра динамика имеет тенденцию к увеличению. Но (без «но» у нас никогда не обходится) — это для случая, когда конструкция магнитной системы является константой. А по жизни ситуация такая. Звуковые катушки в «шестёрках» частенько делаются увеличенного диаметра — 31, реже 38 мм, тогда как у «пятёрок» катушки сплошь дюймовые. Магниты в пятидюймовых мидбасах, напротив, имеют тенденцию к увеличению. Раньше, к примеру, существовало довольно устойчивое эмпирическое правило: высота магнита у четырёхдюймового мидбаса 10 мм, у пятидюймового — 12 мм и у шестидюймового — 15 мм. Теперь 15-миллиметровые кольца чаще всего идут и на «пятёрки», главным образом (подозреваю) для сокращения номенклатуры ферритов. Но побочным (и приветствуемым) фактором при этом становится повышение чувствительности пятидюймовых мидбасов, она теперь нередко оказывается не ниже, чем у типичных «шестёрок». То же можно сказать и в отношении системы в целом, поскольку одни и те же пищалки используются с мидбасами любого типоразмера. В ходе знакомства с сегодняшними одноклассниками вы сами сможете убедиться, что чувствительность у многих из них находится на «шестёрочном» уровне.
Но тут ещё и другая штука: следствием повышенной «мощности» магнитной системы у мидбаса может оказаться низкая полная добротность. Может и оказывается: у двоих из девяти участников нынешнего теста была зафиксирована вполне ящичная полная добротность (меньше 0,5), у ещё у троих — «переходная» от ящичной к фри-эйрной (от 0,5 до 0,6). Следующий отсюда вывод может показаться неожиданным: для доброй половины участников установка в дверь не является оптимальной. Здесь я, конечно, имею в виду оптимум с точки зрения достижения наиболее низкой граничной частоты, а не с точки зрения прорисовки структуры баса, эти соображения не всегда совместны.
Так мы плавно подошли к рассмотрению субъективных факторов. В стародавние времена, когда к вещам вообще относились с большим пиететом, чем ныне, конструкторы громкоговорителей понимали, что для каждого набора головок должен разрабатываться свой кроссовер. Сейгодня, когда акустику (кроме самой пафосной) уже, кажется, и не разрабатывают, а «собирают», вряд ли стоит надеяться, что в пределах одной серии кроссоверы будут чем-то различаться для разных типоразмеров (да что там — иной раз даже для разных серий фильтры различаются только корпусом, а потроха одинаковые, от нас не спрячешься). Из этого, в частности, следует, что генерализованная форма АЧХ в пределах одной серии будет разной: в младших калибрах перевес твитера в чувствительности станет более заметен, чем в акустике с шестидюймовыми мидбасами. Сейчас вы, конечно, скажете, что автор, который только что вещал о том, что «пятёрки» имеют чувствительность ничуть не ниже «шестёрок», запутался в показаниях. Ничуть не бывало. То, что было отмечено в предыдущих абзацах, справедливо в смысле тенденции, а не закона. На круг можно сказать, что средняя чувствительность у пятидюймовых мидбасов где-то на 1 дБ ниже, нежели у шестидюймовых «коллег» (но не на 2 — 2,5, как прежде). И перекос в сторону верхов всё так же растёт с уменьшением калибра мидбаса. Не берясь за паяльник и измерительную технику, бороться с ним можно лишь за счёт относительно большего удаления пищалки при инсталляции. То есть мидбасовую головку, которая может работать в компактном объёме и имеет широкую дисперсию излучения, имеет всё же смысл тащить «на себя», то есть ставить не в кикпанели, а в дверь, хоть бы и в объём. Вот такие сюрпризы преподносит нам коктейль из технологии и коммерции.
Постоянные читатели могут уже переворачивать страницу и переходить к «горячему». Я же в очередной раз занудно перечислю те особенности устройства компонентов, которые будут в описании конструкции подразумеваться сами собой. Причём начну с кроссовера (мне тоже хочется какого-то разнообразия). Если не указан тип диэлектрика в конденсаторе и материал сердечника катушки — значит, конденсатор неполярный электролитический, а катушка не содержит магнитного сердечника (чаще всего сердечником служит воздух). Пищалки. Тип мембраны — купол, если попадётся твитер с достаточно развитой кольцевой частью мембраны (это уже будет сбалансированный купол), то об этом будет сказано. Соответственно, диаметр мы указываем либо по куполу, либо по куполу и по подвесу. Фазовыравнивающего тела нет (грамотно сделанной купольной пищалке оно и не требуется). В составе установочных принадлежностей корпус для заглублённого монтажа пищалок (его ещё называют «чашкой») присутствует практически всегда, и мы говорим только об аксессуарах для монтажа на поверхность. А мидбас нам видится таким. Корпус штампованный. Подвес резиновый, ширина его от 9 до 10 мм. Центральный колпачок пластиковый, жёсткий и выпуклый. Высота магнита, как было сказано, 15 мм. Диаметр звуковой катушки примерно 26 мм, или 1 дюйм по каркасу. Подводящие контакты рассчитаны на использование клемм-«лопаточек». Если рамка решётки устанавливается под корпус головки, дополнительную преграду на пути акустического короткого замыкания она, как правило, не создаёт, иной раз даже требуется принимать дополнительные меры для устранения зазора между рамкой и корпусом. Правда, за счёт толщины рамки немного сокращается монтажная глубина. В тех конструкциях, когда рамка ставится сверху, точность резки посадочного отверстия можно иногда уменьшить, но по умолчанию считаем, что дополнительного уплотнения рамка не создаёт и в этом случае. Такие вот у нас сегодня ребята. Пусть теперь что-нибудь споют и спляшут.
МЁД & ДЁГОТЬ
Результаты получились в чём-то предсказуемые, в чём-то неожиданные. Максимальное количество баллов у Zapco и Diamond. Акустика, как вы поняли, совсем разная, общего у неё (кроме «класса») совсем немного. Но по качеству звучания мы так и не смогли отдать предпочтение кому-то из них, поэтому оба получают «Лидера». По пятам за победителями следуют ещё трое: Kicx, Hertz и Boston. С этими чуть проще. Если вы перечитаете ещё раз те абзацы, где сказано о характере звучания этих троих, то поймёте, наверное, что последний из них оставил чуть более выгодное впечатление. Это действительно «чуть», разница менее чем на балл, но всё же Boston — «Фаворит», а Kicx и Hertz — рекомендованы, и с очень серьёзными основаниями.