Пётр ХОХЛОВ
РАВНЫЕ СРЕДИ РАВНЫХ
Путей к равенству придумано немало. Даже само слово «эквалайзер» («уравнитель», если на славянский манер) впервые было использовано как характеристика изобретения полковника Кольта.
Sony Xplod XM-ZR604 | Bull Audio AMP 4.200 | Art Sound JAB 60.4 | Mystery MB4.400V2 | Power Acoustik SL4-1000 | SPL AX4-720 | Challenger CHA 75.4
И ведь верно: инсталлированный у бедра, «универсальный уравнитель» на время (хотя бы) снимает вопросы о происхождении, вероисповедании и цвете кожи. Почему сейчас это пришло на память? Да из наблюдений за участниками сегодняшнего теста, почему ещё? Доступные четырёхканальные усилители, несмотря на все многочисленные внешние (и конструктивные) различия подошли к всеобщему равенству ближе, чем можно было ожидать. Что стало для них «уравнителем»? Рынок, который для всех одинаков, как серийный кольт. Уравнивающее действие рынка проявляется особенно драматически именно в этой ценовой группе, и вот почему: пятеро из семи участников, можно сказать, потомственные «китайцы», поскольку не только сами они родом из страны экономического чуда, но и их родители (создатели) появились на свет и выросли в этой стране. Что касается двоих оставшихся, то есть вероятность, что к дизайну одного из них (Sony) приложили руку специалисты из метрополии. И ещё один участник выделяется не только наличием люминесцентного экрана, но и некоторыми другими признаками, позволяющими заподозрить у него интернациональные корни.
Теперь представьте: не слишком сложные технические устройства производятся на общей сырьевой и элементной базе, в общих экономических условиях, разрабатываются специалистами, имеющими близкий уровень подготовки и характерный менталитет (порой просто одними и теми же лицами) — вот вам и уравнитель, работающий надёжнее вращающегося барабана.
Я не собираюсь утверждать, что все бюджетные усилители одинаковы — тогда было бы попросту скучно жить (а кое-кто из моих знакомых имел бы реальный риск остаться без работы). Но общего всё же много. Вот, например, вошли в моду входы высокого уровня — и четыре с половиной участника из семерых оказались оснащены такой опцией (откуда взялась эта половина — узнаете при знакомстве с тестом). Вещь это, впрочем, полезная: именно четырёхканальные усилители, наверное, наиболее логично использовать для подсоединения к штатным «головам» авто. Линейные выходы тоже невредно иметь — мало, что ли, «голов» с четырьмя выходами, а сабвуфер ведь тоже надо куда-то подцепить? С бустом всё ясно — приверженцев каллиграфически точного баса в машине, как известно, не так уж много. Возможность работы с двумя входами, равно как и переключение пары каналов в мостовой режим с использованием одного входа, это те мелочи, без которых вполне можно обойтись (заменяя их кабельными разветвителями), но которые создают удобство. Впрочем, в данной ценовой категории такая забота об удобстве установщика скорее исключение, чем правило.
И ещё раз вернёмся к результатам действия «универсального уравнителя». Разброс по выходной мощности у пятерых участников оказался меньше 15%, то есть при использовании одной и той же акустики разница в достижимом звуковом давлении будет не больше 0,7 дБ, а это всё равно что ничего. И мощность, надо сказать, нормальная: от 75 до 85 Вт для работы с обычными фронтами — это самое то. До остальных параметров доберёмся в свой черёд — там пока не всё и не у всех «выровнено». Но если честно, вызывает насторожённость откровенная тенденция к сужению частотной полосы усилителей. Видимо, разработчики считают, что, если усилитель «выдаёт» 20 кГц со спадом 1 дБ, этого никто не услышит. Не буду их разубеждать, наш журнал в КНР не печатается (а какие были бы тиражи!), но в сегодняшней группе мы четверым (!) участникам снижали оценку именно за узкую частотную полосу.
Ну, и в характеристиках фильтров мало что меняется. Между прочим, когда удаётся довести до китайских инженеров свежую мысль, что надо перестраивать оба резистора фильтра и, значит, на два канала использовать счетверённый подстроечник, а не сдвоенный, они, хоть и с некоторым недоверием (ох уж эти непонятные причуды белого человека), делают желаемое. Даже цена по закупке, как выясняется, почти не меняется. Да только редко это удаётся: здесь торговля, там — development, и вместе они не сходятся, как Запад и Восток. Ну а у нас с этим строго: фильтры, характеристики которых зависят от частоты, получить оценку выше 7 могут только в крайне редких случаях, если у них очень широкий диапазон перестройки.
Наверное, можно в очередной раз напомнить, что диапазон перестройки фильтров напрямую связан с возможностями применения. Если этот диапазон от 50 до 200 Гц или около того, усилитель может использоваться лишь по двум основным вариантам: фронт + тыл либо фронт + сабвуфер. Если диапазон расширен до 500 — 1000 Гц, значит, к этим вариантам можно добавить подключение трёхполосной акустики по популярной «2,5-полосной» схеме. Наконец, если диапазон перестройки фильтров достигает 4 — 5 кГц, стало быть, можно реализовать «поканальное» подключение двухполосной акустики. Впрочем, такой вариант с использованием совсем недорогих усилителей реализуется крайне нечасто. Хотя в последнее время все менее дорогостоящие головные устройства оснащаются всё более мощным набором фильтров, и задачи по разделению частотных полос тогда можно решать вовсе без усилителей. Именно этим, видимо, объясняется, что изготовители таких «голов» (Pioneer, Sony, JVC) часто выпускают усилители с рудиментарными фильтрами. Может быть, в паре с «головами» высокого разбора такие усилители будут очень даже к месту, но как самостоятельные устройства они не могут претендовать на высокую оценку именно из-за своих фильтров.
Кстати, вот тут только что подсказали ещё из классиков про равенство: «Все звери равны, но некоторые — более равны, чем другие». Спасибо, очень вовремя, именно определением «более равных» сейчас и займёмся…
МЁД & ДЁГОТЬ
Самыми равными оказались сразу три участника, набравшие по 40 баллов: Art Sound, Mystery и Challenger. Мало того, у всех троих одинаковые оценки по всем пунктам. Попробуем развести их по «рангам», используя принцип приоритета звука. Оценка за технические характеристики первому из троих была снижена за повышенный уровень шумов, двум оставшимся — за ограниченный частотный диапазон. Как вы думаете, что будет слышнее — шум с частотой 50 кГц или спад на частоте 18 кГц? Подумали? Теперь вам должно быть ясно, почему Art Sound получает у нас звание «Лидера», а Mystery и Challenger — «Фаворитов». Кстати, эти двое проявляют несомненные признаки не только равенства, но и родства, так что пусть они там по-родственному и разбираются.