Марк ГАСАНОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
ЭТИ И ТЕ
Может показаться, что в заголовке надо было написать «Те и эти» — так вроде привычнее. Но как написано, так и будет: тест у нас начинается именно с этих, а те идут уже потом, что тут непонятного?
Mystery MMTD-9110S | Challenger CH-9810 | NRG IDM-690T | Varta AVM 700 | MRM MS-707 | Panasonic CQ-VD7005W5 | Pioneer AVH-P5900DVD | Alpine IVA-D105R | Clarion VRX878RVD
Во второй половине зимы на наших страницах появляются самые трудоёмкие для исполнителей групповые тесты (а март в России это всё-таки зима, что бы там ни говорили астрономы и оптимисты). Так повелось, да и причины на это имеются. Итак, сегодня «в студии» мультимедийные «головы» — DVD-ресиверы с выдвижным дисплеем. Я тут сознательно использую не совсем корректный, но зато понятный термин — вот, в подзаголовке сказано «аудиовизуальные», и в результате не все поняли, что имеется в виду. Мы ведь здесь не на заседании уважаемой ассоциации EISA, которая предписывает называть мультимедийными только такие «головы», которые содержат и навигацию. И потом, есть мнение, что при таком раскладе узаконенный термин останется не у дел, поскольку соответствующие головные устройства никогда уже не станут массовыми. Почему? Потому что, как показал опыт, навигацией удобнее пользоваться, когда это специализированное устройство — от этого выигрывает и она сама, и «голова», у которой своих дел хватает. Сие, впрочем, не означает, что возможность подключения навигации (как, скажем, и телефона) к «голове» является излишеством, скорее наоборот. Свобода дорогого стоит, зря, что ли, на баррикадах стояли?
Похожее рассуждение можно было бы провести и в отношении телевизионного тюнера, с той только разницей, что тюнер, в отличие от мобилы и портативной навигации, в отрыве от дисплея-монитора «не живёт». А сходство в том, что не всякому надо его подключать, поэтому пусть тюнер будет отдельно, «голова» — отдельно, но с возможностью подключения одного к другому. Так, впрочем, и делают. Но делают и не так.
И вот теперь пора уже пояснить, о чём был заголовок, кто такие «эти» и «те», а то, может, в самом деле непонятно. «Те» — это мультимедийные «головы» фирм, которые в car media с самого начала, когда оно ещё было car audio, а кое-кто — и раньше. Не буду перечислять названия, там всего-то семь дворянских «фамилий», и каждый, кто в теме, с ними знаком. «Эти» — это тоже «головы», и тоже мультимедийные, но выпускаемые под новыми (или сравнительно новыми) марками. «Этих» я тоже перечислять не буду, но по другой причине, имя им — легион. Брэнды появляются, исчезают, а потом, случается, появляются вновь, и заранее предугадать, под каким именно брэндом появится тот или иной вид техники, невозможно, да и ни к чему — появится, там и поглядим. Ибо в непредсказуемости и заключается основная изюмина занимательного торгового приёма, называемого «брэндинг».
Об этом можно было бы и не говорить, если бы не одно «но». В нашем тесте граница между «этими» и «теми» пролегла почти точно посередине, а при обработке результатов теста выяснилось, что этот рубеж знаменует собой не только разницу в цене, но и принципиальные различия по ряду функций аппаратов. Вроде те и эти — мультимедийные «головы», но групповые различия между ними (как и родственные черты внутри группы) оказались весьма существенными, что и дало повод для размышлений и для выбора заголовка.
«Эти» все как один укомплектованы ТВ-тюнером. «Те» — снабжены шиной управления, по которой можно подключить всякое разное, в том числе и тюнер. Конструкция «этих» предусматривает присутствие простого дубль-дисплея, поэтому ими удобно пользоваться как чисто звуковыми головными устройствами. «Те», как правило, рассчитаны на подключение навигационной системы, а потому не ориентированы на работу с закрытым дисплейным блоком. «Эти» снабжаются слотом USB и/или гнездом для карт формата SD/MMC. «Те» работают с побившим все рекорды популярности плеером iPod. «Эти» (за редким исключением) снабжены встроенным декодером многоканального звука (5.1), у «тех» встроенного декодера с равной вероятностью может и не быть. У «этих» предусматривается ручной (а иной раз и электрифицированный) поворот дисплея по горизонтали, тогда как «те» такой способностью не обладают. Наконец, «те» все поголовно читают CD-текст и тэги, в то время как у «этих» повышенная грамотность пока что является редким исключением.
Велики ли различия по качеству? Тут одной и даже двумя фразами не ответить. Скажем, у «дворян» ЧМ-тюнер, как правило, на голову выше, но только не говорите мне, что вы будете подбирать себе подобное головное устройство по параметрам радиотюнера. Качество воспроизведения звука? Кажется, ещё недавно на этот вопрос я бы ответил однозначно: по честности звучания «китайские китайцы» уступают (китайским же) аппаратам, сделанным по проектам бывших оккупантов. Среди сегодняшних одноклассников такой однозначности нет: иные из «новых китайцев» по разборчивости звукового почерка практически не уступают каким-то аппаратам, имеющим японские корни. (Впрочем, чуда здесь нет, как только производитель перестаёт валять дурака, это сразу ощущается, а побудительным мотивом служит, как я понимаю, высокий рейтинг изделий данной категории.) Качество видео? Вот тут ответ будет положительным, хотя опять же лишь частично. Да, DVD-проигрыватели, выпущенные грандами отрасли, при наличии хорошего внешнего монитора могут обеспечить более качественную картинку: у них меньше шумов (как по яркости, так и по цвету) и более естественная цветопередача. Что же касается монитора встроенного, то тут поводов для ликования не обнаружилось. Похоже, производители ЖК-дисплеев гонятся нынче за контрастом (перепадом яркости), теряя при этом другие качества, не менее важные для правильного восприятия картинки. В каких-то дисплеях шумов больше, чем надо, в других цветовые переходы недостаточно качественные (а сопряжение «своего» дисплея с DVD по определению должно осуществляться по компонентному сигналу). У третьих присутствует муар, который появляется вследствие биений частоты дискретизации видеосигнала с пиксельной структурой дисплея. По идее процессор закупается вместе с дисплеем, и если тот и другой не согласованы, приходится делать вывод, что гранды тоже были поставлены в жёсткие ценовые рамки. (Тут возникает вопрос, почему эти жёсткие рамки не просматриваются в розничных ценах, но этот вопрос я здесь и оставлю, в скобках.)
Кажется, про брэндинг уже было сказано, но придётся вернуться к его проявлениям на конкретном примере. Трое из пяти участников, относящихся к первой подгруппе сегодняшнего теста, несомненно, являются близкими родственниками (вы их узнаете сами — как по фотографиям, так и по техническим параметрам). Но, как ни странно, прошивка пользовательского интерфейса у них местами различается, отсюда, в частности, и получилось, что один участник этого трио получил более низкую оценку за удобство, чем два оставшихся.
Мы всегда исходили из того, что DVD-источник, будь это отдельно стоящий проигрыватель, DVD-ресивер или мультимедийный «аппарат-оркестр», должен обеспечивать возможность воспроизведения многоканального звука. Проще говоря: должен быть либо свой декодер, либо цифровой выход звука на декодер внешний. Решения, понятно, не равноценные, поскольку внешний декодер, как правило, устройство недешёвое. Но, с другой стороны, всем ли и часто ли бывает в машине нужен многоканальный звук? Если встроенный дисплей аудиовизуального головного устройства единственный в системе или если дополнением служит подголовочный монитор, 5.1 будет просто неуместен: «величие» объёмного звука будет входить в противоречие с размерами картинки. Если картинка передаётся на потолочный монитор 15 дюймов, тогда дело другое, но водителю в процессе движения оно не очень и надо. У всех современных мультимедийных «голов» есть двухзонный режим, но на зону Rear подаётся лишь стереозвук, который можно передать на наушники, а 5.1 распределяется по принципу: либо всем, либо никому. Вот тут-то как раз и пригодится внешний декодер: на монитор Rear вы отправляете картинку, сами спокойно слушаете радио (или внешний источник, подключённый к входу Aux, тот же iPod, будь он неладен), а с цифрового выхода в любом разе идёт звук с DVD — ну и пусть декодер там с ним разбирается и устраивает задним пассажирам эффект присутствия. Так что оба варианта имеют свои плюсы и минусы, хотя наличие встроенного декодера мы по традиции пишем в плюсы. Типа — «за те же деньги».
В плюсы пишем также воспроизведение DTS (хотя по всем канонам работа с этим форматом давно должна стать нормой). А в минусы идёт отсутствие CD-текста (читать его обязан всякий уважающий себя аппарат) и неспособность воспроизводить диски формата DivX (MPEG 4). Иначе говоря, по умолчанию мы считаем, что аппарат НЕ декодирует DTS, но читает DivX и воспроизводит CD-текст.
Теперь о других умолчаниях. В тюнере три банка по шесть пресетов для диапазона CCIR (он же FM) и два банка для диапазона средних волн. Ручной поиск нужной частоты пошаговый и непрерывный. Декодер RDS позволяет вести поиск по 29 типам программ (без ожидания) и «выставляет» часы по коду CT. Так что если про тюнер вы прочтёте лишь одну фразу — о длительности автоматического заполнения банка ЧМ-тюнера, значит, повезло: возможности тюнера в точности соответствуют перечисленным.
При работе дискового проигрывателя с CD, как обычно, подразумеваем наличие трёх сервисных функций и трёх дополнительных режимов воспроизведения. В данном случае к этому перечню также добавим типичную для DVD-ресиверов возможность прямого ввода номера трека (коль уж на пульте есть цифры, грех их не использовать). Ускоренный поиск считаем фиксированным, то есть для выхода из него надо не просто отпустить палец с соответствующей кнопки, а нажать Play. Как всегда, считаем само собой разумеющимся, что аппарат читает файлы формата mp3 и WMA.
Да, о кнопках. До сих пор я ни словом ни обмолвился, что в аппаратах этого типа кнопки могут быть не только обычными, но и виртуальными, поскольку дисплеи у всех без исключения сенсорные.
По функциям DVD-проигрывателя умолчаний не будет, кроме тех, о которых уже было сказано — насчёт DTS и DivX. Кроме того, мы занудно проверяем совместимость техники с устаревшим VCD — думаю, я не единственный, у кого сохранилась коллекция фильмов в этом формате. Читают его практически все аппараты (в Поднебесной слегка модернизированный формат SVCD до сих пор — как пирожки. Или — пельмени по-сычуански), проблема может возникнуть лишь в том случае, если аппарат не воспринимает ввода цифр с пульта — это единственный способ запустить воспроизведение VCD.
По мониторам. Здесь следовало бы в число умолчаний ввести стандарты цветности: NTSC/PAL. Даже если подключён ТВ-тюнер, сигнал от которого поступает в системе SECAM, он всё равно перекодируется в PAL (благо процедура нехитрая, не требуется ни пересчёта строк, ни памяти на кадр, как в случае с транскодированием NTSC). Но для аппаратов с комплектным тюнером мы называем все три системы, дабы у читателя не возникало сомнений: а будет ли цвет в SECAM?
Всё, заканчиваем введение, а то нас все заждались. И эти, и те.
МЁД & ДЁГОТЬ
Чем универсальнее техника, тем труднее выявлять победителя, поскольку разные конкурсанты имеют разные сильные стороны, и какие преимущества считать более весомыми, какие менее, вопрос в какой-то мере субъективный. Фактически у нас одну строку занимает оценка тюнера вкупе со звуковым трактом дискового проигрывателя (графа «Технические характеристики») и также одну строку — оценка видео (здесь две цифры, но в расчёт берётся осреднённая величина). Справедливо ли это? Наверное, да. Видео для таких головных устройств реализуется сложнее, но используется всё же реже. Значит, так. Наибольшее число баллов получил Pioneer — единственный из участников, заслуживший высокую оценку за качество DVD и относительно высокую — за качество дисплея. Что, в общем, объяснимо: у него дисплей должен быть свой, а не покупной, как у ближайших соседей. Итак — «Лидер». Второе место по сумме баллов у аппарата Panasonic, причём «Лидеру» он уступил в некоторой степени за счёт относительно скромного качества показа на своём дисплее. Что помешало инженерам фирмы добиться лучшего согласования дисплея с DVD, остаётся загадкой. Возможно даже, что это особенность данного сэмпла, но — другого нам не дали. Дальше — Clarion. Мы его можем спокойно рекомендовать для систем любой степени сложности.
Alpine мог бы претендовать на звание «Фаворита», если бы не скромная оценка за удобство. Автор всегда считал, что удобное и интуитивно понятное управление — один из фирменных козырей разработок Alpine. Участник сегодняшнего теста продемонстрировал, что добрые традиции не всегда и не всюду удаётся поддерживать. Тем не менее Alpine тоже получает нашу «Рекомендацию», для участия в построении систем у него мало конкурентов. Кроме того, это единственный известный нам аппарат, на основе которого можно (при наличии внешнего декодера) создать две одновременно существующие системы многоканального звука — скажем, для кэмпера.