Марк ГАСАНОВ. Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Дорожная полиция останавливает профессора физики:
— Вы знаете, с какой скоростью вы ехали?
— Нет, но я точно знаю, где нахожусь.
ПРИНЦИП ОПРЕДЕЛЁННОСТИ
Наверняка слыхали: нельзя одновременно и точно измерить две (или более) переменных состояния элементарной частицы, в частности, её координаты и скорость.
JVC KD-G537EE | Pioneer DEH-3000MP | Kenwood KDC-W4737UY | Sony CDX-GT527EE | Panasonic CQ-C5305W
Такая у них жизнь, у элементарных… С объектами нашего исследования не так всё запутано — благодаря рекламе нам всегда известны их координаты, а при близком знакомстве с образцами становится в общем ясно, куда они движутся и с какой скоростью.
Скорость движения (развития) CD-ресиверов в настоящее время если и не равна нулю, то явно невелика. Причина, в общем, ясна — как аналоговый АМ/ЧМ-тюнер, так и цифровой проигрыватель CD относятся, правда в разной степени, к устаревшим «форматам». История АМ-вещания и приёма началась вообще в позапрошлом веке, а году, кажется, в 1926-м Советская Россия уже располагала самыми мощными передатчиками в мире, дабы как можно больше радиослушателей могли узнать о преимуществах социалистического строя, что называется, из первых уст. Короче, тот факт, что в автомобиле XXI века почти непременно присутствует (и столь же непременно простаивает без дела) АМ-тюнер, иначе как феноменом не назовёшь. Зарождение ЧМ-вещания относится к середине прошлого века, а расцвет его совпал с расцветом винила. Кстати, по техническим показателям ЧМ-тракт превосходит и винил, и бытовые аналоговые магнитофоны, и до начала 80-х ЧМ (пусть УКВ) приёмник по праву носил звание самого высококачественного источника из тех, что доступны дома (само собой, в машине тоже). Разумеется, это относилось только к принятой на Западе системе стереовещания с пилот-тоном. Разработанная в пику империалистам глубоко пролетарская система с полярной модуляцией производила шипения больше не то что винила — шеллака, а стереоэффекта — не больше его же. Зато на территории СССР хай-эндный статус оспаривал ещё один феноменальный источник — проводной вещательный сигнал. Правда, всё высокое качество тут же кончалось, попадая в бытовую «радиоточку». Дожить бы этому способу вещания в былой красе до наших дней, представляете — серебряные провода из розетки на стене, колонка с какой-нибудь transmission line… Впрочем, это я отвлёкся.
Позже звание «самого-самого» перешло к «лазерному проигрывателю компакт-дисков», и отношение вещателей к ЧМ-передаче стало меняться. Меняться не сразу, а постепенно, по мере того, как пошёл в массы компакт-диск, а в особенности, когда получили распространение форматы компрессированного звука. Если раньше источником сигнала для вещания служил профессиональный катушечный магнитофон, позже для этой цели использовались специальные многодисковые проигрыватели CD, то нынче почти исключительно применяют источники на HDD. А там компрессированных файлов, понятно, входит больше, чем треков PCM, вещание обходится дешевле, ну и… Тем более что перед модулятором передатчика существует ещё набор компрессоров, эквалайзеров, лимитеров, позволяющих добиться впечатляющего звучания на самой дурной «мыльнице» и одновременно делающих его неузнаваемым при прослушивании на аппаратуре хотя бы сносного качества. Конечно, все эти обработки можно совсем отключить или, по крайней мере, пользоваться ими аккуратно, но для этого требуется не только грамотность технического персонала, но и добрая воля владельцев канала. Помню, одним из последних бастионов качественного звука было радио «Престиж», принадлежавшее, кажется, господину Березовскому. Нынче престиж ЧМ-вещания, видимо, тоже в изгнании.
Понятно, что на изменившиеся реалии вещания отреагировали и производители приёмной аппаратуры — действительно, стоит ли бороться за высококачественный тракт, когда через него предстоит пропускать убогий, в общем-то, сигнал. Мы, конечно, по привычке возмущаемся относительно высоким уровнем шумов тюнера, но понимаем, что ренессанса не предвидится, не станет хуже — и то ладно.
Компакт-диск пошёл в ротацию в середине восьмидесятых, и до конца прошлого века формат пережил детский и юношеский периоды развития. Вначале цифровые фильтры вытеснили аналоговые, а позже вошли в практику такие технические приёмы, как передискретизация и оверсэмплинг, а дельта/сигма-преобразователи начали своё движение к теперешнему господствующему положению. Использование ЦАПов повышенной разрядности (повышенного разрешения) на деле никаким новшеством не является. Просто когда появились такие ЦАПы, возникла идея их использования как более высококачественных. Если же вы берёте 24-разрядный ЦАП по цене 16-разрядного, то звук от этого скорее проиграет, зато у производителя появляется возможность написать на упаковке аршинными буквами: «24-bit DAC». Где-нибудь неподалёку от «4×50 Watt». Как все знают, выборки звукового сигнала представляются в стандарте PCM 16-разрядным двоичным словом (кодом), и оттого, что применён ЦАП более высокой разрядности, дополнительной информации не появится. Можно, по идее, пересчитать код из 16 в 24, но если при этом изменить размах потока, то ничего, кроме изумления, такое звучание не вызовет. Другое дело, что увеличение числа разрядов вызывает снижение шумов квантования, но уровень шумов будет ограничивать уже аналоговая часть проигрывателя, а она, как мы заметили, по мере прогресса «цифры» лучше не становится. Все лишние разряды преобразования обычно заполняются постоянной информацией (единицами или нулями), то есть, по сути, блокируются. Конечный результат, как было сказано, зависит от точности работы преобразователя, типа фильтра и аналоговой части.
Кстати, о фильтрах. Цифровые фильтры разделяются на две группы: БИХ (ISR filters) и КИХ (FSR filters). Можно было бы в нескольких фразах объяснить, чем они различаются, но тогда не обойтись без таких слов, как импульсная характеристика, прямое и обратное преобразование Фурье, а это может ещё больше запутать дело. Главное для нас то, что фильтры того и другого типа реализуются по разным программам (как вы, наверное, понимаете, любое цифровое преобразование это всего лишь программа процессора). Фильтры БИХ-типа требуют меньшего объёма вычислений, а фильтры КИХ-типа позволяют более гибко управлять АЧХ при сохранении заданной фазочастотной характеристики (ФЧХ) и наоборот. В частности, при заданном подавлении на высоких частотах БИХ-фильтр, как правило, имеет менее гладкую АЧХ в полосе пропускания — спад характеристики в районе 0,8 — 1,0 дБ (20 кГц) — это всё, чего реально удаётся достичь. Умные люди придумали компенсировать этот спад с помощью аналоговой коррекции на выходе ЦАПа (поскольку там всё равно стоит операционный усилитель, преобразующий ток в напряжение). Вот только пользоваться этим приёмом тоже надо по-умному. Известно ведь, что подъём на АЧХ более заметен, чем спад, и широкий подъём на частотах от 5 кГц на величину 0,4 (даже на 0,3 дБ) придаёт звучанию непонятную звонкость, подчёркивая цифровую жёсткость, тогда как умеренный спад на частоте 16 — 20 кГц эту самую жёсткость маскирует.
За исключением упомянутой аналоговой коррекции, в секции CD современных головных устройств за последнее время ничего нового не появилось и, по моему мнению, вряд ли появится. Так что никакой неопределённости у нас, в отличие от квантовых физиков, не обнаруживается. И если в наиболее продвинутых «головах» от ведущих производителей могут возникнуть (и возникают) некоторые функциональные новшества, то в бюджетных моделях уже совсем всё ясно и предсказуемо. В весенних тестах головных устройств это особенно заметно, поскольку тут встречаются модели как прошлогоднего, так и нынешнего модельного ряда. А если начать сравнивать перечень функций аппаратов одного изготовителя — этого и прошлого года («тройки» с «тройками», «четвёрки» с «четвёрками», и т.д.), появляется ощущение, что различаются они только макияжем. Что, впрочем, не лишено логики, поскольку и целевой потребитель техники каждой категории остался, по сути, прежним. Теперь нам осталось написать портрет — не потребителя, конечно, пусть этим занимаются спецы по маркетингу — типичного головного устройства данной ценовой категории. Раньше этот диапазон у нас назывался от 140 до 200 у.е. — по нашей классификации это второй диапазон снизу.
Одна пара линейных выходов. Предвижу возмущение в рядах читателей: как так, почему одна? А вот так. Конечно, лишняя пара выходов обошлась бы производителю, грубо говоря, в доллар. Но для конечного потребителя он обернётся уже пятёркой, а пять даже слабеющих денежных единиц при жёсткой конкурентной борьбе кое-что значат. И потом, нарисовав для себя портрет потенциального пользователя «голов» этой ценовой категории, маркетологи пришли к выводу, что он (пользователь) установит (в самом лучшем случае) один внешний усилитель, для сабвуфера, и потому больше одного выхода ему и не требуется.
Зато теперь непременным стал прямой линейный вход Aux. Эта опция получила распространение благодаря широкому хождению портативных плееров (в первую очередь — сами знаете каких. На «i» начинается, на «d» кончается, а больше — не скажу), и в этом году она окончательно закрепилась. Закрепилась настолько, что в не слишком многочисленной группе сегодняшнего теста не встретилось ни одного «отказника». Формат входного гнезда Mini-jack (3,8 мм) — это тоже стандарт. Отличие может быть только одно — расположено это гнездо сзади либо непосредственно на передней панели. Второй вариант встречается гораздо чаще, да и гнездо видно на фотографии, так что упоминать о входе Aux имеет смысл, лишь когда гнездо установлено сзади, исподтишка. Диммер — слава богу, в этой категории его присутствие стало правилом, а не исключением. Для управления звуком служит трёхполосный тембр. Теперь тюнер. Его функции от «старшинства» модели, в сущности, не зависят и несколько меняются лишь от одного изготовителя к другому. Общепризнанная конфигурация предусматривает три банка пресетов для ЧМ-тюнера. Есть различия в построении АМ-тюнера (которые, как я полагаю, мало кого заботят), по умолчанию считаем, что он работает в диапазоне длинных и средних волн и располагает одним банком пресетов. Полагаем также, что в RDS тюнер осуществляет поиск по 29 типам программ и предусматривает режим ожидания для одного из них, NEWS, а также синхронизирует свои часы по коду CT. Сегодняшнюю группу участников сформировали исключительно представители грандов car audio, поэтому все они читают CD-текст и тэги в форматах mp3/WMA, не все, правда, умеют их читать на кириллице. Присутствие декодера этих двух форматов также подразумеваем самим собой разумеющимся, о каких-либо дополнениях будет сообщено в тексте. Про три стандартных сервисных функции и три дополнительных режима воспроизведения надо? Те самые, которые по умолчанию. Думаю, все их уже давно выучили, а кто нет — посмотрите, пожалуйста, в тесте позапрошлого номера, благо он уже и на сайте должен быть. А мы перейдём к более свежей информации, к тесту, тем более что двое участников относятся к линейке уже нынешнего года, вон они, копытами бьют…
МЁД & ДЁГОТЬ
«Лидер» в этом тесте — однозначно Panasonic. Технически безукоризненно выполненный аппарат, обладающий к тому же интерфейсом, достойным «голов» куда более высокого разбора. Sony — тоже очень тщательно сработанный CD-ресивер. Правда, по уровню оснащённости и, в частности, по интерфейсному «вооружению» ничем не выделяется из общей массы. Поэтому — «Фаворит». Жаль, конечно, что аппарат, обладающий, пожалуй, самым музыкальным звуковым «почерком» в группе, оказался не в силах бороться за победу из-за далеко не идеальных характеристик тюнера. И хотя очень вероятно, что это особенность лишь данного экземпляра, мы можем оценивать модель только на основании того образца, который был нам предоставлен. Так что Pioneer сегодня получает лишь нашу «Рекомендацию». Заметьте, крайне настоятельную для тех, кому радио не очень важно, а звук — очень.