СТУДИЯ Eclectic Audio. РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА Александр МИРОШНИК
КОРПОРАТИВ
Странно, что это слово, одно из многих нежно, но сильно обогативших русский язык, стало у нас означать совершенно не то, для чего было предназначено.
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + тыл + сабвуфер
- Источник: Pioneer DEH-P88
- Усилители: СDT Audio SQA 4140, SQA 1600
- Акустика: CDT Audio ES 643, ES 630
- Сабвуфер: CDT Audio ES SQ 1000
едь сами сейчас подумали, ну не надо лукавить, что это на тему пьянки за счёт полученных прибылей и недоплаченных налогов, как водится. Может, на самом деле правы дремучие иностранцы, считая, что в России всюду медведи и водка? На корпоративах водка — само собой, а если бюджет позволяет — то и медведи, сплошь и рядом. А на самом деле слово-то хорошее, исключительно деловое. Корпоративный — значит основанный на интересах корпорации, компании, фирмы, дальше уж как угодно. Не обязательно желудочно-кишечных.
Эта машина — нескрываемо корпоративная. То есть у неё есть владелец, как положено, но аудиосистему в ней строили, основываясь на интересах компании. В данном случае — CDT Audio. Но только не как демо-автомобиль, мы таких немало видели и ещё повидаем. Ответственные люди в корпорации (скажем так, для солидности) взяли за образец не гламур с фотографиями на развороты, а одну зачитанную книжку. Где, по-другому, правда, поводу, сказано: «По делам их узнаете их» (Иоанн 7:24). И машину стали делать звуковую, специально для участия в соревнованиях. В любых.
Для начала корпоративщики выбрали студию по той же книжке, посмотрев на спортивную статистику по всем направлениям автозвукового движения. Очень даже логичным и объяснимым образом подрядчиком стала Eclectic Audio. Потом взяли заинтересованное интервью у руководства студии. Вопрос был такой: можно ли сделать машину, в равной степени приспособленную для успешного выступления на соревнованиях разных форматов (EMMA, IASCA и ЛАС)? Ответ был утвердительный и уверенный (мы его позже приведём, кстати, он довольно любопытен). Второй вопрос, можно ли это сделать на компонентах CDT Audio, не задавался, ответ на него известен давно и подтверждён документально: именно на CDT Александр Мирошник получил своё «серебро» на Еврофинале EMMA 2007 года.
Теперь всё вроде на месте. Компоненты — от корпорации по списку мастера, мастер — вот он, машину тоже подогнали. Ею стал Lexus RX, автомобиль, неожиданно оказавшийся в нашей стране едва ли не массовым. Да вы сами посчитайте, сколько за одну поездку по Москве вы встретите «Лексусов» (главным образом — именно таких), а сколько, скажем, VW New Beetle, задуманных именно как массовые? И поделите, калькулятор ещё с нашумевшего письма читателя из прошлого номера у вас должен быть наготове.
Автомобиль оказался американским. Это отчасти важно, потому что две характерные черты машин американской комплектации были с успехом использованы в инсталляции. Первая касалась расположения головного устройства. Было решено: оставить штатную «голову» со всеми присущими ей функциями без изменения и на своём месте. То есть DVD, ТВ-тюнер, навигация (ведь не New Beetle, всё — в штате) остались и работают, как и прежде, только для навигации пока не удаётся диск нарезать. Это ещё впереди, бизнес процветает.
А в одной заветной точке это всё соединяется со вновь установленной аудиосистемой. Именно аудио, заложенные в машину изготовителем начатки многоканальности востребованы не были, хотя штатный центральный канал по-прежнему работает от штатного же DVD-ресивера.
Аудиоисточником стал Pioneer DEH-P88 (уже не первый в этом номере). Установить его самым эффективным и удобным способом помогло американское происхождение, вернее — комплектация машины. Оговорка, кстати, не совсем случайная, значительное число граждан США убеждены, что Lexus — американская марка. Про «Тойоту» они знают, что японская, а про «Лексус» узнали бы — не поверили. Как известно, в Америке можно ездить без тормозов, масла в двигателе и амортизаторов по кругу, это разрешается. Нельзя без двух вещей — страховки и держателей для стаканов, иначе куда водитель и пассажиры поставят то, что выпускают из рук только при движении задним ходом? А не есть и не пить синтетическую отраву за рулём там нельзя, у них с этим строго.
В дикой стране с водкой и медведями, куда занесло наш RX 430, есть и пить принято за столом или хотя бы в подворотне, поэтому мощную инженерную систему для удержания напитков между сиденьями переделали в посадочное место головного устройства. По размерам туда бы, кстати, и 2DIN влезло, просто так задача не стояла.
Второе, чем Америка помогла России с этим проектом, были стойки лобового стекла. В американской комплектации боковых подушек безопасности не было. Странно, вообще-то, ведь эту приблуду изначально в Штатах и придумали. Кажется… Но, в общем, здесь опять повезло. Ведь система планировалась всерьёз, а это очень часто означает — с трёхполосным фронтом. И здесь означало именно это.
«Трёхполосный фронт, да поканалка, знаем-знаем…» Но знаете лишь отчасти. Поканалки как раз и нет. И нет в силу корпоративного принципа. Акустика CDT знаменита именно своими пассивными кроссоверами, некоторые из которых предоставляют такие возможности настройки, что даже кроссоверами уже не называются. Есть корпоративный термин System Coordinator. В данном случае в системе установлен кроссовер, у выбранной для этого проекта модели трёхполосной акустики ресурсы настройки фильтров богатые, особенно в сравнении с типичными, но не эксклюзивные.
Фронтальная акустика — классическое сочетание 6 – 4 – 1. Это калибры НЧ, СЧ и ВЧ-головок соответственно. Басовики установили в двери, где для этого места было не то что достаточно, а с излишком. По штату там стояла акустика 6 х 9 производства… Mark Levinson. «Лопухи»! Марк Левинсон! Нет, я очень удивляюсь, дорогая редакция…
Ну, здесь всё ясно, «Левинсоны» (ага, щас! «Джиблы», наверное, перекрашенные) лежат, где им и положено, в «Эклектике» во дворе специальный бак есть для такой техники, с крышкой, чтобы собаки не растаскали. А для установки нормальных 6-дюймовых мидбасов сделали опорные кольца с фланцами, захватывающими всю площадь «лопушиного» отверстия.
Для установки СЧ/ВЧ-звена была применена вечно живая «чулочная» технология, на облицовках передних стоек отформовали (по уже установленным опорным кольцам) общие подиумы под мидрейнджи и пищалки. Среднечастотникам при этом досталось примерно по литру объёма, чего, по утверждению авторов работы, им достаточно. Итог — реализовано максимальное приближение к схеме точечного источника на средних и верхних частотах, там, то есть, где это важно.
Кольца под тыловые динамики оказались проще, а ВЧ-звено вовсе не потребовало забот, ещё одна корпоративная традиция CDT Audio — браксиальная акустика, это когда серьёзная компонентная пищалка установлена в центре серьёзного компонентного мидбаса на консольном кронштейне в тщательно (как утверждают разработчики) выбранной точке. И всё это работает через серьёзный кроссовер.
Усилителей в системе всего два (благо не поканалка), и то один — моноблок. Усилители породы CDT Audio — редкость в наших широтах. Вернее — в долготах, в основном они реализуются у себя на родине, где ковбои и подстаканники. Один из аппаратов — четырёхканальный, на нём базируются и фронт, и тыл, второй — моноблок, но не импульсный, а специально заточенный под SQ (что отражено и в названии).
И усилители, отличающиеся, кстати, неподъёмной тяжестью и намного большей, чем у многих, высотой корпусов, миллиметров по семьдесят на брата, установлены в багажнике так, что высота пола не изменилась. Более того, она осталась прежней и после установки сабвуфера, уж так интересно в RX устроен багажник. Там есть ниша для запасного колеса (занятая, понятно, запасным колесом), а вокруг неё — другие ниши и закоулки, которые и пристроили к делу. В одну легко опустились усилители, во вторую — корпус сабвуфера на две 10-дюймовые головки. В этой машине им отвели по 20 л объёма, но в «Эклектике» утверждают: это — на верхнем пределе и в расчёте на большой салон внедорожника. В салоне меньших размеров или если прижимает доступный для инсталляции объём, одну такую головку можно поставить чуть ли не в 10 л. Верится не без труда, но ладно, мастерам виднее.
Плоский корпус сабвуфера заполнил нишу, отведенную для домкрата и прочих путевых принадлежностей, утраты которых не очень жалко, при всей массовости таких машин у нас я что-то ни разу не видел, как владелец «Лексуса» (тем более что в России у них по большей части владелицы), пыхтя и сквернословя, подваливает запаску к поддомкраченному автомобилю. Не положено это, у владельцев «Лексусов» свои корпоративные принципы…
SQ
Установка на момент съёмки была ещё свежая, и с настройками возился другой вечный чемпион, из той же, однако, студии, Виталий Карев. Он и показал, в общих чертах и на скорую руку (чтобы скорее уехали и не мешали), как перенастраивается система с «Эммы» на «Аяаску» и ЛАС. Главное, по его утверждению — басы. У EMMA главный басовый инструмент — контрабас, у IASCA — величественный орган, ЛАС вообще ближе к филармонизму. Во время нашего прослушивания система была настроена на ЛАС (что отвечало и нашему традиционному тестовому материалу), на «эммовском» диске, по словам Карева, система бы пыталась гудеть, где этого не требуется.
И ещё: линейность звуковой сцены в ЛАС и IASCA проверяется одной и той же записью с барабанами, а на EMMA теперь — с роялями. И центруется сцена по-разному, в зависимости от типа предстоящих соревнований её приходится немного смещать вправо или влево.
Однако приступим и мы, интересно же… Женский голос в исполнении системы оказался начисто лишён резкости и крикливости, он доносился с порядочного расстояния и исключительно чётко фокусировался. Интересный эффект происходил с басами, они как бы прокатывались по сцене. На соло ударника реалистично и «вкусно» передавался размер инструментов, а эмоциональная подача материала была такая, что хотелось прибавить громкость, это само по себе о многом говорит. Линейность сцены, на наш слух, показалась неидеальной, от центра направо всё безупречно, слева, перед водителем, она несколько скомкана. Общий тембральный баланс системы установлен очень удачно, высокие частоты не лезут в уши, достигнут естественный и одновременно комфортный баланс обертонов, собственно голосов и инструментов и ощущения объёма. Но на партии бас-гитары, как показалось, выплывали гудящие нотки. Ну ничего, Карев ещё подстроит…
RTA
Басов сейчас в самом деле многовато, это видно и на АЧХ, можно также предположить, что сабвуферные головки ещё не до конца разыгрались, несмотря на уверения установщиков, они ведут себя так, как будто в отведенном объёме им тесновато. Соотношение уровней нижней (до 700 — 800 Гц) и верхней середины создаёт ощущение «закруглённости» звучания и отмеченной некрикливости. А то, как система себя ведёт на верхних частотах — повод для белой (или розовой) зависти: психологически (да и физиологически) важный рубеж 20 кГц пищалки проскакивают, не заметив…
Уровень пола не поднялся над штатной отметкой в результате установки не только усилителей, но и сабвуфера
В другой нише легко разместились усилители, несмотря на нетипично большую высоту корпусов
Тыловая акустика построена на «браксиалах», это — ещё ближе к концепции точечного
излучателя
На место «гламурных лопухов» встали нормальные, звучащие «шестёрки» CDT
Богатые стойки позволили разместить рядом и пищалки, и 4-дюймовые мидрейнджи
CЧ и ВЧ-излучатели приближены, насколько возможно, а это важно для наиболее информативного диапазона частот
Для стаканов в машине отвели столько места, что туда встала бы и двухдиновая «голова». А уж одинарный «восемьдесят восьмой» — без проблем
Плоский корпус на две 10-дюймовые головки утонул в одной из ниш рядом с запаской
Опоры фронтальных басовиков закрывают и «лопушиные» окна. Кольца тыловых — просто кольца
При установке опоры мидбасов заглушались по всей поверхности
Вечно живая технология пригодилась для подиумов СЧ/ВЧ-головок