Павел ХОЗЯИНОВ, г. Краматорск, Украина
ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ЧЕМПИОНОМ?
Недавно поймал себя на мысли: а какими путями приходим мы, грешные, в мир car audio? Случайными или закономерными?
- Тип системы: аудио
- Состав: 2-полосный фронт + тыл + сабвуфер
- Источник: Pioneer DEH-P88
- Усилители: Steg QM 45.4, QM 120.2, QM 75.2
- Акустика: AD Vipera 6, MB Quart QSD210, Dynaudio MD100
- Сабвуфер: Polk MOMO 2104
Годами ли постигаем таинства правильного звука, или озарение появляется внезапно, как инспектор ГАИ в конце закрытого скоростного изгиба до боли знакомой трассы? Одного здравого смысла понять все причины, увы, не хватает, поэтому поневоле в голову лезут мысли о возможном мистическом предначертании, персте судьбы и тому подобном. Иначе чем объяснить такое количество абсолютно разных и не похожих друг на друга людей, имеющих одно несомненно общее — увлечение автозвуком. Причем заметьте, я не сказал в общем — увлеченных музыкой, меломанов, аудиофилов и так далее. Потому что, на мой взгляд, автозвук — явление особенное, узко очерченное и очень конкретное, и, наверное, поэтому придающее исключительную общность людям, им увлеченным. По-другому не объяснить то, например, что у многих любителей, да и спецов car audio никогда не было серьезной домашней стереосистемы, мало кто слышал живую джазовую музыку, не говоря уже о симфоническом оркестре. А понятия сцены, эшелонирования и звуковой среды ассоциируются исключительно в контексте торпедо автомобиля. Тем не менее все это ничуть не мешает нам неустанно спорить о нюансах звучания тех или иных произведений, перебирать бесконечное количество настроек и переделок звуковых систем в стремлении к совершенству. А может быть, главное — это то, что однозначного эталона, идеала, и нет? Поэтому пути-дороги у каждого свои, а увлечение и тяга к совершенству — общие, что несомненно доставляет удовольствие от такого интересного явления, как автозвук!
Моя же история столь же стандартна, сколь и необычна! Когда стал увлекаться автозвуком? Да в тот же день, как смог приобрести первую машину. В то время моя домашняя система уже достигла степени совершенства, сопоставимой с запросами качества, ну и здравым смыслом (в денежном выражении). Так как в связи с работой много времени проводил за рулем, хотелось комфортный звук принести и в машину. Первое разочарование быстро наступило с пониманием того, что аудиокомпоненты в автомобиле — это всего лишь полуфабрикаты, в отличие от «домашки». А главное — их стоимость абсолютно не гарантирует качества конечного звука. Вот тут весьма кстати появился журнал «АвтоЗвук», с помощью которого я быстро понял, что специфика звука в автомобиле весьма отличается от дома, а теория и практика инсталляции имеют гораздо более важное значение, чем просто подбор пусть даже и качественных компонентов. Самым логичным решением было бы обратиться к профессионалам, но, увы, вдали от столицы и крупных автозвуковых центров это проблематично. Однако инфекция уже прочно укрепилась в организме, а посещение впоследствии нескольких соревнований по автозвуку и возможность вживую услышать «боевые» машины сделали процесс необратимым. Системе — быть, причем быть соревновательной и способной побеждать.
В нынешней версии системы источник — Pioneer. А был McIntosh…
Познакомившись с опытными спортсменами и профессионалами car audio и имея адекватные финансовые возможности, можно было бы с их помощью и готовить соревновательную систему. Это сэкономило бы время, да и средства в конечном итоге, а главное — результат почти гарантированно оказался бы стоящим. Но смог бы я считать систему на 100% своей, и кому петь дифирамбы в случае успеха? Плюс понимание мысли, что возиться с машиной мне доставляет удовольствие, разбудило желание не только знать, но и уметь! Логичное, но самонадеянное решение — делать все самому! Довольно авантюрно, если взять в расчет, что ни электролобзика, ни паяльника я в руках до этого не держал, а электричества так просто побаивался! Но выбор сделан, и назад дороги нет. Жёлтая «Фабия» была очень вовремя приобретена для любимой девушки и отлично подходила для экспериментов.
Тем не менее больше года ушло на изучение методов инсталляции, и главное — на теорию и практику автозвука, причем все это по выходным или в ночное время, работу ведь никто не отменял. Не брезговал ни малейшей возможностью что-либо новое узнать или поучиться, поэтому отдельная благодарность всем энтузиастам автозвука, бескорыстно делившимся своим временем и опытом. Три разных системы были самостоятельно установлены в машину, но ни одна полностью не смогла удовлетворить мой вкус, пока со временем не пришли уверенность и понимание того, что я хочу услышать. А тут как раз начинался соревновательный сезон 2006, отступать было нельзя. Концепция системы — уже вырисовалась, ну а возможные огрехи инсталляции предполагалось «лечить» по ходу сезона.
Итак: разумеется, 3-полосный фронт + саб с полупоканальным усилением. Но и этой системе было суждено стать промежуточной. На первом этапе из всех участников в классе IASCA «Rookie» я один рискнул выступить с беспроцессорной системой, что, впрочем, не помешало мне встать на третью ступень пьедестала (из 14 участников). Однако высокие баллы за тембральный баланс, ширину и глубину сцены не смогли компенсировать потери на фокусировке образов. И хотя следующие соревнования — этап EMMA Украина — мне удалось убедительно выиграть, я все же решился на еще одну перестройку системы. Жаль было расставаться с полюбившейся декой и усилителем McIntosh, ведь именно они после долгих переборов дали мне искомое звучание в машине, но реалии соревнований требовали процессора временных задержек. Решено было опробовать тогда только появившийся 88-й «Пионер», а оттого, что первым среди участников соревнований, только интереснее.
Новая система приобрела законченный вид к середине сезона: ВЧ Dynaudio MD100 в рекомендациях не нуждаются, СЧ MB Quart QSD210 из топовой линейки ручной сборки были взяты из-за детального звучания и редкой компактности. При номинальном типоразмере 4 дюйма габаритный диаметр фланца составляет всего 95 мм, плюс компактная неодимовая магнитная система. Однако корпус под СЧ получился очень непростой, выгородить необходимые для низкой частоты раздела 2,5 л объема под торпедо не представлялось возможным. Поэтому, сделав герметичные углубления в торпедо, сверху установил надстройку всего 3 см высотой, перегороженную посередине. Корпус является сэндвичем из ПВХ и алюминия с внутренними ребрами жесткости, армированным снаружи стеклотканью и стекловолоконной шпатлевкой. Габаритная высота торпедо увеличилась незначительно, но результат того стоил, СЧ-динамик спокойно взял на себя весь голосовой диапазон 250 — 4500 Гц, что положительно сказалось на параметрах сцены и локализации звуковых образов.
Перед мидбасом задача стояла непростая. Во-первых, изначально я хотел поместить их в корпус (увлечение домашней акустикой иного не допускало), но в то же время от калибра 6,5 дюйма хотелось получить максимально низкую частоту раздела с сабвуфером. Что только я не перепробовал — Dynaudio, Morel, Rainbow, но альтернативы AD Vipera 6 не нашел, да её, наверное, и не существует. В дверных корпусах очень сложной формы, изготовленных исключительно из фанеры, удалось набрать по 12 л объема. Оказалось вполне достаточно, и хотя дверь стала весить совсем не по-детски, ни о каких призвуках и резонансах речи уже не шло. После замеров АЧХ оказалось, что мидбас в салоне ровно и без перегрузки играет до 35 Гц. Однако чтобы ограничить чрезмерный ход диффузора на низких частотах и связанный с этим рост искажений, нижняя граница установлена ФНЧ второго порядка на 60 Гц.
Сабвуфер в своей системе я видел только фронтальным (про «домашку» я уже упоминал?). Сказать, что корпус вышел сложной формы — это не сказать ничего. И опять в пользу жесткости решено было отказаться от стеклоткани — только «дерево». В итоге 28 деталей неправильной формы, неделя работы и результат — 15 л внутреннего объема. Ситуация, правда, осложнилась тем, что глубина посадочного места вышла всего 11 см. Негусто. Подходящую головку пришлось поискать, и здесь как нельзя кстати подошел сабвуфер Lanzar Neo10 с передним неодимовым магнитом. Его суховатый, но хлесткий и быстрый суббас неплохо дополнял звуковую картину. Но и его в итоге пришлось заменить. По правилам IASCA в соревнованиях SQ проводятся дополнительно замеры SPL и RTA системы, и баллы плюсуются к оценкам за звук. В тесном корпусе короткоходный (и как бы вы назвали — «тонкий») Lanzar «дуть» не хотел, да и не мог. Рискнул сменить его на Polk MOMO 2104, для чего понадобилось изрядно переделать корпус, но игра стоила свеч. На замерах многие не верили, что 10-дюймовая головка в закрытых 15 л на музыкальном сигнале спокойно развивает 130 дБ. А главное, замена сказалась положительно на звуке, добавилось глубины и основательности нижнему регистру, исчез спад на 20 – 30 Гц, намного повысилась перегрузочная способность системы, и любимый Depeche Mode зазвучал гораздо выразительнее.
С усилительной частью определиться было проще. Компактность, мощность, стабильность при любой нагрузке и напряжении питания, а главное — детальность и слитность звучания без малейших признаков чрезмерной сухости и аналитичности. Этот почерк итальянской школы в лице усилителей Steg Qmos пришелся мне по вкусу и хоть в этом случае избавил от очередных переборов кандидатов на инсталляцию. Смонтированные на жестком основании вместе с декоративными проставочными крышками, усилители компактно выстроились в ряд, практически не отняв места у и без того небольшого багажника «Фабии». Причем всю конструкцию вместе с фальшполом несложно было поднять, дабы обеспечить доступ к запасному колесу, если придется. С кабельной продукцией тоже мучиться не пришлось. Линейные Monster Cable серии Reference и плоские акустические Acrolink не дали повода себя заменить, за что им отдельное спасибо. При этом межкомпонентные кабели я проложил под крышей автомобиля. Чем бороться с наводками, проще их избегать — эту аксиому лучше принять на веру, что я и сделал.
Попутно с работой над аудиосистемой машина претерпела легкий тюнинг, что добавило индивидуальности и немного агрессии добродушному изначально хэтчбеку. Большинство этой работы я также сделал самостоятельно, благо руки уже довольно неплохо слушались разума. Не к этому ли стремились?
До побед в соревнованиях, казалось, уже близко, но оставалась одна очень важная деталь — правильные настройки. Как должно звучать — я уже хорошо себе представлял, прослушивание чемпионских машин с поправкой на собственный вкус давало четкое понимание звука. Но вопрос, как этого добиться, раз за разом приводил меня в тупик. Вот уж где практический опыт настроек, помноженный на число прошедших через руки машин, однозначно дает преимущество профессионалам! Но нет, сам так сам, как ни велико было желание к кому-нибудь обратиться, легкий путь мне, видать, уже был заказан. От этапа к этапу, по крупицам набирая опыт и набивая шишки, находясь в одном шаге от лидеров в классе (не забывая, что машины-конкуренты отстраивали лучшие в стране профессионалы), звучание системы обретало свое лицо. Забавно, что ровной АЧХ добиться было очень несложно (отдельное спасибо моему товарищу и зубру автозвука «Иванычу» за возможность попользоваться спектроанализатором Euraudio), что подтверждало конструктивный уровень системы. Всего 5 из 16 полос графического эквалайзера были задействованы для получения ровной АЧХ. А вот нащупать правильные настройки сцены и идеально сфокусировать образы по местам удалось уже только к финалу EMMA Украина. В многочисленном и очень представительном классе «Новичок без ограничений» я, откровенно говоря, не слишком рассчитывал на победу. Насколько же приятно и неожиданно было для меня стать чемпионом Украины в первом же соревновательном сезоне! Хороший отрыв в результатах и наконец-то признание и положительные отзывы судей о системе — достойная награда в конце нелегкого пути. И пусть на финале IASCA Украина не удалось сделать победный дубль, уступить достойным соперникам равно и приятно, и поучительно.
Что ни говори, а безобидное увлечение автозвуком сильно изменило мою жизнь, который раз доказывая, что упорством, настойчивостью, а главное — огромным желанием и здоровым авантюризмом можно добиться многого! Так как бросить увлечение было нереально, пришлось и мне вступать в ряды профессионалов, благо опыт уже позволял. Как-то незаметно, параллельно основному бизнесу, возникла студия автозвука «Вираж», и моя нерастраченная энергия нашла свой выход в новом соревновательном проекте. С новыми возможностями, целями и задачами. Однако это уже совсем другая история…
В дверях удалось построить закрытые ящики объёмом по 12 литров
4-дюймовые среднечастотники работают в закрытых боксах шириной в половину ширины салона, но высотой всего 3 сантиметра
Корпус фронтального сабвуфера был непрост с самого начала. А когда на место плоского
Lanzar Neo встал «нормальный» Polk MOMO — тем более
Нынешний багажник: «Стеги» в парадном строю
Из воспоминаний: сабвуфер с плоским «Ланзаром» и усилительное хозяйство в багажнике
Euraudio показала: АЧХ системы — образцовая