Юрий ЕВТУШЕНКО. Измерения: Андрей КРЫЛОВ
БЕЗ ОСТРЫХ УГЛОВ
Не подумайте, что именно четырёхканальные усилители вдруг в одночасье приобрели округлые формы. Шире надо мыслить. Шире и образнее…
JVC KS-AX6604 | Pioneer GM-6300F | Phoenix Gold Ryval V754 | DLS MA-41 | Kicx KAR 4.70 | Audiotop AX 85.4 | Ivolga BG-1004 | Varta AT-1204 | Hertz EP 4 | Fusion PP-AM16004 | Audio Art RS 200.4 | Diamond D3 400.4
Не далее как в тесте прошлого номера автор (то есть я) чуть ли не содрогался в рыданиях по поводу того, что рынок низводит автомобильную технику и, в частности, усилители до плачевно низкого уровня. Ну да, низводит. А чего вам ещё следует ожидать, когда вы требуете, чтобы четыре канала усиления обошлись вам в четыре тысячи рэ или немного больше? Помните, действовало когда-то правило, что сотня долларов за канал — это нормально? Может, конечно, и не помните, давно это было, пожалуй, лет пять минуло с тех пор, как это правило вышло из употребления. Благодаря удешевлению электронных компонентов и прогрессу технологий в странах Юго-Восточной Азии, да продлит Будда их годы… Там действует незыблемое установление: в новом году та же техника должна стоить дешевле, чем в прошлом. Честно говоря, «правило Франклина» уже и тогда относилось, главным образом, к двухканальным усилителям, в четырёхканальных аппаратах «поканальная» цена была несколько ниже. Но всё же прикиньте, насколько подешевел тот же Франклин за эти пять лет и сколько это — 1000 рублей в долларовом эквиваленте. Прикинули? А теперь согласитесь, что к усилителям по $40 (нынешних, совсем недавно это было от силы $35) за канал предъявлять серьёзные требования по меньшей мере нетактично.
Усилители, которые составили материал для этого группового теста, стоят на круг в полтора раза дороже (кому интересно, может перевести в старые денежные единицы, мы же стараемся от них по возможности отвыкать, не скрывая разочарования). И вот эта самая полуторакратная разница чувствуется во всём. Усилители подкачали мышцы (не все, впрочем), обзавелись более изящным прикидом, но главное, что и внутреннее содержание у многих из них изменилось в лучшую сторону. В том смысле, что гораздо труднее стало придраться и к численным показателям, и к характеристикам фильтров. Иносказательно говоря, из них уже не торчат острые углы компромиссов и конструкторских недоработок, вызванных жёсткими ценовыми рамками.
Разумеется, остаются определённые досадные недоработки, вызванные причинами скорее гносеологического плана. Ну трудно даётся фонетическая письменность тем, кто всю жизнь по уши в иероглифике, поэтому маркировку входов/выходов они воспринимают как своего рода орнамент, а не как информацию, а потому иной раз делают её трудночитаемой. И ещё хорошо бы, кто-нибудь им объяснил, что звуковой канал — это вроде как река, и если начало реки носит название Янцзы, в устье она не должна называться Хуанхэ. А то нам попался усилитель, который делается уже по меньшей мере пять лет, а входы каждого канала по-прежнему обозначены номерами (от 1 до 4), а выходы — буквами «L» и «R».
И всё же, как было сказано, по основным техническим характеристикам усилителей претензий на этот раз возникло немного, и, наверное, пора уже напомнить, какой смысл несут те или иные показатели, как мы их измеряем и оцениваем (в былые времена мы делали это не в пример чаще).
Показатели выходной мощности всегда стоят особняком, и не только потому, что их значения зависят от методики измерений (это можно сказать про любой измеряемый параметр, включая габариты корпуса), а потому, что не существует универсального критерия, который определял бы оптимальную мощность автомобильного (и не только) усилителя. Но начнём по порядку, с того, как её измеряют. Максимальную мощность усилителя измеряют только на синусоидальном сигнале, причём частота этого сигнала может быть разной, но в тех случаях, когда вам надо дать общий ориентир, не вдаваясь в поведение усилителя во всём частотном диапазоне, берут частоту 1000 Гц, или, что то же самое, 1 кГц. Далее, измерительный прибор (вольтметр) может иметь пиковую или среднеквадратичную (RMS) характеристику, соответственно, вычисленная по его показаниям мощность будет пиковой или среднеквадратичной. На синусоидальном сигнале пиковая мощность будет как раз вдвое больше, чем мощность RMS. Обратите внимание, напряжение измеряется на эквиваленте «динамика», который представляет собой чисто резистивную нагрузку, сопротивлением 16, 8, 4, 2 или 1 Ом. На реальном громкоговорителе, который на разных частотах способен иметь как индуктивный, так и емкостной характер импеданса, поведение усилителя может несколько отличаться. Но чтобы дать показатель в спецификации, в такие подробности вдаваться не обязательно, их оставляют для лабораторных исследований. Осталось только определить, какую мощность считать максимальной. Как только размах выходного сигнала достигает предельного значения для данного усилителя, начинается так называемое клиппирование (ограничение) сигнала, и одновременно резко возрастает уровень гармоник, попросту говоря, растёт значение коэффициента нелинейных искажений. Для нормальных усилителей мощности, имеющих право на звание «мощности», чаще всего в качестве порогового значения выбирают 1% к.н.и., для всякой мелочи на микросхемах в ходу 10%. Естественно, во втором случае мощность будет заметно (скажем, на 25%) выше. Мы всегда проводим измерения на частоте 1 кГц при к.н.и. 1%, аминь.
Какую мощность можно считать достаточной? Вопрос это совсем не простой, тут надо учитывать способности используемой акустики (а не её заявленную мощность!) и особенности настройки величины чувствительности, и по большому счёту даже характер прослушиваемого материала. Но нам и не надо определять мощность до ватта (это вообще бессмысленно), а к тому же усилитель всегда настраивают с запасом, чтобы не доводить его до ограничения. Как показывает опыт, мощности меньше 60 Вт бывает недостаточно — акустика ещё не потеряла музыкальность, а усилитель уже находится на грани клиппирования, за которой возникает реальная угроза безопасности пищалок. С другой стороны, больше 100 Вт для работы с фронтами не нужно — усилитель будет сильно недогружен, что приводит к возрастанию эффективного уровня шумов. Итак, для акустики среднего разбора 70 — 90 Вт это самое то. Другое дело — сабвуфер. Тут многое зависит, во-первых, от ваших персональных требований к басам, во-вторых, от сабвуфера. И опять, существуют расчёты, учитывающие спектр музыкального сигнала и чувствительность сабвуферных головок по сравнению с фронтами, и получается, что дуэтом с парой «оптимальных» фронтов должен работать сабвуферный усилитель мощностью 250 — 300 Вт. Если брать мостовой усилитель, это означает, что каждое плечо моста должно развивать 140 Вт на нагрузку 2 Ом. Естественно, что аппараты с более высокими показателями мощности получают у нас и более высокую оценку, но учтите, что такой усилитель будет иметь преимущество перед менее мощным только в том случае, если ему предстоит работать с сабвуфером. При работе на фронт и тыл или, в особенности, при подключении фронта би-ампингом запас мощности может оказаться минусом — и не только по шумам. Слишком мощные усилители частенько проигрывают своим менее накачанным собратьям в проработке тонких музыкальных нюансов.
Нелинейные искажения мы измеряем при мощности 0,1 от максимальной, исходя из того, что эта мощность соответствует той громкости прослушивания, при которой ухо сохраняет высокую чувствительность к искажениям. И вообще этот уровень для большинства усилителей близок к оптимуму, когда в сумме THD + Noise (нелинейные искажения плюс шумы) слагаемое Noise ещё пренебрежимо мало. Мы считаем, что для транзисторного усилителя, собранного на дискретных элементах, этот показатель на любой нагрузке должен быть меньше 0,1%. В противном случае усилитель начинает вносить искажения, сравнимые с теми, что вносит акустика — а нам это надо? Для справки: нам не раз и не два попадались головки с к.н.и. 0,35 — 0,4% на средних частотах, притом что спектр этих искажений куда более щадящий для слуха в силу отсутствия высших гармоник.
Чувствительностью называется та величина напряжения на входе усилителя, при которой на выходе устанавливается напряжение, соответствующее максимальной мощности. Реально, с учётом настройки регулятора громкости и пр., головные устройства хорошего качества частенько выдают на максимальной громкости 3-вольтовый сигнал. Теперь вспомним о необходимом запасе линейности, скажем 2,5 дБ, и значит, в положении регулятора Gain на минимум чувствительность усилителя не должна быть выше (то есть численно — ниже) 4 В — этим критерием мы и пользуемся при оценке.
Измерения относительного уровня шума мы проводим с использованием так называемого «взвешивающего» фильтра, известного как фильтр IEC A. Характеристика этого фильтра призвана учитывать различную чувствительность слуха к шумам на разных частотах (к примеру, составляющие с частотой 200 Гц приглушаются этим фильтром на 11 дБ как менее слышные по сравнению с составляющими 1 кГц). На самом деле существует целое семейство взвешивающих фильтров, и среди них фильтр A даёт не самую точную аппроксимацию чувствительности слуха. Но практически только измерения с этим фильтром встречаются в спецификациях, а все остальные характеристики остаются в стенах исследовательских лабораторий. Поскольку отношение сигнал/шум, как и переходное затухание, в некоторой мере зависит от усиления входных цепей, мы проводим эти измерения, предварительно установив чувствительность, равную 1 В.
Переходным затуханием (по стандарту — затуханием переходной помехи) называется отношение напряжения полезного сигнала к вызванному этим сигналом вредному сигналу в другом канале. Интуитивно более понятно другое определение — разделение каналов. Как и большинство изготовителей, мы измеряем этот параметр на частоте 1 кГц. У нас принято считать, что переходное затухание 60 дБ и выше — это нормально. Кстати, на частоте 10 кГц переходное затухание будет в среднем на 20 дБ меньше, а 40 дБ это, согласитесь, не такое уж жёсткое требование. Как переходное затухание, так и уровень шумов мы измеряем, когда вход соответствующего канала закорочен через резистор 1 кОм, что позволяет избежать радионаводок на высокоомные входные цепи.
По части функционального оснащения четырёхканальных усилителей я вынужден отослать вас к предисловию соответствующего теста прошлого номера — места осталось в обрез. В данной ценовой группе у некоторых участников добавились регулируемые подтональные фильтры и плавные регуляторы фазы — функции при работе с сабвуфером небесполезные, и их присутствие будет отнесено к числу плюсов. А к минусам будем относить не только отсутствие басового регулятора, но и неспособность усилителя работать с двумя входами. Нет, мы не решили, что четырёхканальники данной ценовой категории будут сплошь использоваться с «головами» вдвое их дешевле (с одной парой выходов). Просто поканальное подключение фронтов является довольно распространённым вариантом применения четырёхканальных усилителей повышенного разбора, и в этом случае возможность работы с двумя входами весьма желательна.
МЁД & ДЁГОТЬ
С одинаковой суммой баллов финишировали сразу четверо участников: JVC, Kicx, Fusion и Audio Art. Третий усилитель в этом списке сумел набрать внушительную сумму баллов благодаря своей мощности, которая по большому счёту будет востребована только при работе с сабвуфером (лучше даже — сабвуферами). Усилитель JVC при всех его несомненных достоинствах потенциально способен внести окраску в дисканты вследствие не слишком широкого частотного диапазона. Для работы по музыкальной части (и в сложных инсталляциях тоже) больше подойдут Kicx и Audio Art, в том числе и благодаря широким возможностям их фильтров. Эти два аппарата и получают сегодня звание «Лидеров», а Fusion и JVC становятся «Фаворитами». «Рекомендацию» мы единодушно решили дать DLS — за его фильтры с непревзойдёнными возможностями.